Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников.

(из опыта работы МБДОУ ДС №3 «Ласточка», г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к Родине. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит данную проблему в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения.

Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. По признанию педагогов и психологов (А.Г. Асмолова, Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому стала очевидной необходимость формирования патриотических чувств с самого раннего детства.

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность  подчеркивается в государственных нормативных документах в области образования:

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87): 

В Указе Президента РФ от 1.062012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" сказано:

В Постановлении Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” говорится

В Приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» выделены основные принципы дошкольного образования:

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней…преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Направленность Федерального государственного образовательного стандарта на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к национальной культуре и знакомить с родным краем, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, не будучи востребованным.

В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в том уголке страны, в котором он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране. Знания только тогда влияют на развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями – интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на события мира. Главное в патриотическом воспитании – разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью.  

         Однако без помощи взрослого детям трудно выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направить их восприятие на происходящие события в окружающей жизни, чтобы они ценили прошлое и дорожили настоящим.  Ребенок – дошкольник только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет, и  задача педагогов -  обучить, воспитать и развить каждого ребенка, используя различные средства. Необходимо максимально подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, дать знания об истории и достопримечательностях края, учить гордиться за людей, трудами и талантами которых славится город Мегион, край Югра.

В связи с этим на современного педагога ложится совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина патриота, знающего и любящего свою Родину, свой край, город, в котором он родился и живет. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых¸ воспитания базовой культуры личности ребенка. На основе впечатлений и знаний о своем округе, районе формируются патриотические чувства, которые проявляются не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневном труде. Они не возникают сами по себе, это результат целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.  При соответствующем воспитании в дошкольном возрасте закладывается благоприятное отношение к образу своего народа, к его культуре, краю.

        Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог дошкольного образовательного учреждения должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: 

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

 - непрерывность и преемственность педагогического процесса;

 - дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

 - рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;  - баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 - деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

 Повышение компетентности воспитателей в вопросах гражданско-патриотического воспитания предполагает активное познание культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них.

Не менее важным условием  нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.         Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна.  Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Педагогический коллектив МБДОУ ДС №3 «Ласточка» города Мегиона  проводит работу по патриотическому воспитанию дошкольников по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родной город», «Природа родного края» «Наша Родина – Россия», «Военно-патриотическое направление».

Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому именно в рамках направления «Моя семья» на занятиях, в беседах, играх дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. По данному направлению в детском саду проходят выставки творческих работ детей и родителей на темы «Наша дружная семья», «Портрет моей мамы», «Спасибо деду за победу», спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», музыкальные досуги «Минута славы», «Папа, мама, я – музыкальная семья», разработаны и представлены совместные проекты детей и родителей по ознакомлению с профессиями взрослых в семье - «В гостях у Айболита», «Что нам стоит дом построить» и др.

Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в небольшом городе Мегионе, и нам хочется, чтобы юные жители гордились своей малой родиной.  Для этого нужная самая малость – помочь ребенку увидеть и узнать, чем же красив и богат наш город. Работа по направлению «Родной город» расширяет представления о городе и округе. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с названием города,  улицей, на которой живут. Диапазон объектов, с которыми мы знакомим старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого проводятся экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Разработанное в рамках федеральной экспериментальной площадки коллективом педагогов детских садов нашего города методическое пособие по нравственно патриотическому воспитанию старших дошкольников «Мой город Мегион» позволило собрать ценнейший и доступный детям дошкольного возраста материал, который наш педагогический коллектив активно использует в своей работе. В рамках направления «Родной город» дошкольники знакомятся с прошлым, настоящим и будущим нашего города. С детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии в краеведческий музей, детскую библиотеку. Благодаря экскурсиям по городу дети получают значительный объем информации. В доступной и наглядной форме они знакомятся с  историей возникновения города, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, промышленностью, зданиями и учреждениями, знаменитыми земляками. В процессе игр-занятий дети знакомятся с природными полезными ископаемыми – нефтью, с особенностями ее добычи. Дети узнают, как добывается нефть, для чего она нужна, какие предприятия занимаются ее добычей, профессиями людей.

 В детском саду реализован проект «Мы-нефтяники» с приглашением родителей, которые работают в сфере добычи нефти. Они рассказали ребятам о своей нелегкой работе. Проект получился очень красочным, ярким и доступным для детей. Стало доброй традицией приглашать организовывать встречи детей со знаменитыми людьми нашего города. Такой традицией стала встреча ребят с детской писательницей Л.П. Такташевой, на которой ребята рассказывали полюбившиеся стихотворения.

        Была организована выставка совместных работ из бросового материала для детей и родителей на тему «Мой город», на которой представлены различные макеты нашего города.  

Воспитывая у детей любовь к своему городу, очень важно подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

 - повсюду люди трудятся для всех;

 - везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

 - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

 - люди берегут и охраняют природу;

 - есть общие национальные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну  сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Ярким и запоминающимся был праздник «Свою нацию люблю – всем о ней я расскажу», на котором дети познакомились с традициями и культурой людей разных национальностей, живущих в нашем городе.

В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже, рассказы о городе стали содержательными, образными, эмоциональными. Свои впечатления ребята отражают в играх, сюжеты которых значительно обогатились. В группах появились игры на темы «На буровой», «На стойбище». Свои знания и впечатления ребята отражают в различных творческих работах на тему «Мой город», «Мой папа - нефтяник», «Наша улица» и др., которые размещаются на «Реке Времени» нашего мини-музея «Югорушка».

Работа в направлении «Родной город» также направлена на расширение у детей представлений о нашем округе, его географическом положении, символике. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому в работе используется не только художественная литература, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Педагогичеким коллективом были разработаны и реализованы проекты для детей и родителей на темы: «Традиции народов ханты и манси», «Знаменитые люди нашего города», «Промыслы народов ханты и манси», «Культура и быт народов ханты и манси». Данные проекты позволили собрать обширную информацию, пополнить предметы быта народов Севера, что в итоге легло в основу создания в детском саду мини-музея «Югорушка». Собранный материал широко используется педагогами  при проведении музейных занятий.

        С детьми организуются посещения музеев, выставок за пределами детского сада.  Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, происходит расширение социокультурного опыта детей за пределами образовательного учреждения. Тесное сотрудничество в этом направлении осуществляется с Краеведческим музеем, МОУ СОШ № 3, Детской художественной школой.

Еще одно важное направление в работе посвящено ознакомлению с природой нашего края. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты, акции с активным привлечением родителей.

        Ребята знакомятся с особенностями климата, животным и растительным миром, сезонными изменениями в природе, свойственными  нашему региону.  У детей воспитывается умение воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Наши воспитанники уже на протяжении многих лет являются активными участниками и победителями в Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

Полученные знания закрепляются на развлечениях «В гостях у хозяйки тайги», спортивном развлечении «Вороний день»,  викторине «Наш край Югра», экологических праздниках «День птиц», «День Земли», акциях «Поможем городской синичке», «Елочка – живая иголочка» и др.

В процессе игр-занятий, бесед по направлению «Наша Родина – Россия» дети знакомились с географическими сведениями о территории России, ее государственными символами, национальностями, населяющими нашу страну. Ребята больше узнали о столице нашей Родины, знаменитых россиянах, традиционных праздниках. Полученные знания закреплялись на развлечениях «День России», «День российского флага», Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повседневных занятиях, где ребята узнают об устном народном творчестве: сказках, потешках, пословицах и поговорках. Мы считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.         Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.

        В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать   совместные праздники для детей и родителей:  

Ярмарка урожая, Арбузник - родители представляют свои достижения в выращивании садово-огородных культур, различных блюд из овощей и фруктов, технологии карвинга. Все это сопровождается музыкальными номерами и выступлениями детей и родителей.

 - Капустные посиделки. Ребята знакомятся с полезными свойствами овощей, семейными традициями и рецептами, приобщаются к народному фольклору.

- Рождество. На занятиях дети разучивают рождественские колядки, участвуют в представлениях, узнают, что святки – это время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

- Масленица проходит с веселыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами.

- Пасхальные посиделки – расписываем яйца и играем в народные игры.

Еще одним важным направлением в работе по патриотическому воспитанию  является военно-патриотическое направление, которое включает в себя ознакомление с родами войск, доблестными  подвигами защитников Отечества, воспитание гордости за нашу страну и ее защитников.

Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков.

        Особое значение приобрел совместный праздник по празднованию Дня защитника Отечества, когда в детском саду проводится спортивное развлечение «А ну-ка, папы!», в котором принимают участие родители и дети. По традиции в этот день в детский сад приглашаются гости – военнослужащие, папы, дедушки, воспитанники клуба «Форпост». Дети с большой теплотой и желанием готовят подарки для своих пап, дедушек и братьев. А какую гордость испытывают, когда они побеждают в конкурсах!

Проводятся беседы, экскурсии к памятнику неизвестному солдату – дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину, возлагают цветы. В результате у детей расширяются представления о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам - защитниками Родины. Узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в войне, о роли женщин и детей в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу победа, о бесстрашных героях войны. Проводятся встречи с ветеранами – участниками боевых действий.

Стало доброй традицией приглашать ветеранов Великой Отечественной войны на праздник, посвященный Дню Победы. Ветераны  рассказывают о ярких эпизодах непростой жизни фронтового поколения, тем самым  знакомят  детей с такими важными понятиями, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, подводят детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными, т.е. настоящими гражданами своей страны.  Неоценима помощь работников краеведческого музея, которые  проводят с детьми «музейные уроки», знакомя детей с орденами и медалями,  героями войны, предметами, найденными во время раскопок на полях боевых сражений. Наши воспитанники не первый год являются активными участниками городских мероприятий по празднованию «Дня защитника Отечества», «Дня Победы», «Дня работников полиции», Дня медицинского работника». В этом году наши воспитанники стали участниками акции «Читаю, помню, горжусь», посвященной 70 – летию победы в Великой отечественной войне.

К концу дошкольного периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

И здесь большое значение приобретает взаимодействие с родителями. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, экскурсиях, воспитательно-образовательном процессе.

Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов ко Дню пожилого человека, ко Дню матери. Проводятся конкурсы семейных  газет, фотографий,  поделок из природного материала, организуются выставки детско-родительского творчества, фотовыставки, практикумы по бисероплетению, изготовлению семейных оберегов, куклы «акань».  

От  того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. В конце выступления мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой  для  этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Уважаемые педагоги. Хотела с вами поделится методами и приемами патриотического воспитания дошкольника....

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"

В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...