"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""
статья на тему

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.txt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

(доклад на городском теоретико-практическом семинаре)

Серкова Л.Е.

заместитель заведующего

по учебно-методической работе

Покачи 2011

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения и народа зависит его судьба. В условиях становления гражданского общества и правового государства воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия и какое место наша страна займет в будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное “для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире” (Из Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации).

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Как воспитать маленького гражданина?

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи: 

  1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

Какие перспективы воспитания нужно заложить в построении модели гражданского воспитания дошкольника?

Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эту мысль можно встретить едва ли не в первых письменных памятниках всех цивилизаций, а уже в Древней Греции она считалась прописной истиной. Как воспитывали гражданина в Древней Греции? Системы воспитания в разных районах Греции отмечались весьма существенно. Великий Платон рассматривал воспитание как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дым побед, ни в дни поражений и быть достойным гражданином. При этом, по его мнению, нужно было приобрести определенные знания и культуру поведения. Чрезвычайно своеобразный подход к воспитанию был в небольшом государстве – Спарте. Законодатель Спарты Ликург создал свою систему воспитания – детей воспитывали, предоставляя полную свободу. Их учили не бояться темноты и одиночества, никогда не плакать и не капризничать. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях. Питание было скудным, для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

Необходимым считалось воспитание строгости, умеренности, воздержания. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без нее нельзя обойтись. Воспитание в основном сводилось к выработке беспрекословного подчинения, умения переносить лишения и одерживать верх над противником. Их с малых лет приучали отличать хорошее от дурного. Тот, кто терялся при вопросах: “Кто хороший гражданин?”, “Кто не заслуживает уважения?”, считался не способным совершенствоваться нравственно.

Результаты спартанского воспитания общеизвестны. Спарта была знаменита самоотверженными воинами и храбрыми военачальниками, но они не подарили человечеству  ни одного поэта, музыканта, ученого.

Обратимся к опыту гражданского воспитания в Доме сирот Януша Корчака.

Корчак был врачом, писателем, педагогом. И его жизнь – некое педагогическое евангелие, возвращение благой вести о ребенке. Более чем за полвека до появления Конвенции о правах ребенка он писал: “Ребенок имеет право на уважение”. Задолго до ратификации этой Конвенции европейскими государствами он на вверенном ему пространстве реализовал права детей на жилье, на заботу, на уход, на образование. Корчак считал: главная терапия по отношению к его воспитанникам заключается в том, чтобы учить их жить в соответствии с законом. Необходимо знать закон, уважать закон, пользоваться законом, искать у него защиты. Перед законом все равны. Это основной принцип демократии. Поэтому в доме сирот была создана – точнее, выращена – система самоуправления, не имевшая в то время аналогов.

В демократическом обществе гарантией прав гражданина является суд. Суд и судебный совет были главными органами самоуправления в доме сирот. Корчак сочинил специальный судебный Кодекс, включающий тысячу пунктов. В пунктах судебного кодекса перечислялись поступки, отклоняющиеся от допустимой нормы поведения, и предусматривались наказания за них. Это был один из самых гуманных судебных кодексов в истории права; большинство его статей гласило: “Суд считает, что виновного надо простить”. Корчак не любил читать детям нотации. Он считал, что образ жизни учит и лечит лучше всего. Бессмысленно рассказывать детям о чести, если педагоги высказывают к ним неуважение. Бессмысленно вызывать к их моральным чувствам, если они лишены элементарных прав.

Главный педагогический результат, к которому он стремился – разбудить в детях стремление к лучшей жизни, к жизни, которая складывалась в результате серьезной внутренней работы над собой.

В недавнем прошлом патриотическое воспитание определялось коммунистической идеологией советского государства. Многие воспитатели до сих пор помнят сценарии праздника “День седьмого ноября – Красный день календаря” и требования к организации “Ленинского уголка” в группах (портрет, столик, флажок в вазочке, классический набор книг – “Ленин и дети”, “Ленин и печник”, “Семья Ульяновых” и т.п.). С середины 1980-х до конца 1990-хгодов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме – это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: изменилось содержание жизни, менялись ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить, что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм.

Отрадно, что после некоторого перерыва появились программы, нацеленные на приобщение детей к гражданственности, патриотизму.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное, чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее мы выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. В своей  работе коллектив нашего учреждения  внедряет  модель  гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающим в том числе и федеральным государственным требованиям:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности  в сотрудничестве с семьей и социумом.

Данная модель строится  на принципах развивающего обучения и основана на позитивной Я-концепции. Она состоит из нескольких направлений.

Первое направление: Я и моя семья

К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной.  Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы мы  определяем следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
  1. Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.
  1. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  1. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
  1.       Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок,    демонстрация фильмов.
  1. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.

Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира

Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.

Третье направление: Человек-труженик.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш  взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда. 

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (хлебороб, шахтёр, нефтяник). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое  направление: Культура.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в нашей работе.

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3.  Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.

Седьмое  направление: История.

Следующее направление работы, которое мы  закладываем  в свою модель гражданского воспитания – история страны.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и гражданско-патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами не помнящими родства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

Внедрение технологий эффективной системы повышения профессиональной мотивации специалистов дошкольных образовательных учреждений

Мотив (от лат.mоvеге - приводить в движение, толкать) в словарях ча­ще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосоз­нанная) того или иного поведения, действия человека; психическ...

Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Самая большая ценность для человека в любом возрасте – это его здоровье....

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО МКДОУ № 22г.Аши.

Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....

«Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении».

Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение...

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...


 

Комментарии

Таганова Ольга Николаевна

Серьезная публикация на актуальную тему.