Главные вкладки

    Статья "Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи"
    статья по музыке по теме

    Описание специфики музыкальной деятельности в коррекционном детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.32 КБ

    Предварительный просмотр:

             Система музыкально-воспитательной работы в дошкольном      

             образовательном  учреждении для детей с нарушениями речи

    Музыка и музыкальное воспитание оказывают большую помощь в коррекционной работе. В процессе музыкальной деятельности, а также при условии использования правильно подобранных приемов у детей с нарушениями речи положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

    Музыкальная деятельность – это активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей,  средство приобщения к музыкальному искусству. Специфической особенностью музыкальной деятельности является активизация определенных знаний, умений и навыков, в результате которой происходит воспроизведение силами и возможностями ребенка конкретного музыкального произведения. Таким образом, ребёнок выступает здесь не как пассивный наблюдатель, а как активный созидатель.

    Подчеркивая значимость музыкальной деятельности в коррекционных учреждениях, педагог Толкачева С.Н. в своей работе характеризует «музыкальное занятие не просто как последовательность упражнений, а как цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом, и именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь у детей»/

    Музыкальная деятельность в коррекционных, также как и других образовательных учреждениях происходит на музыкальных занятиях. В логопедических группах детского сада музыкальные занятия проводятся
    2 раза в неделю. В старших и подготовительных группах они длятся
    25-30 минут. Помимо самих детей на занятиях необходимо присутствие воспитателя и логопеда данной группы.

    Музыкальный зал (кабинет) должен быть оснащен необходимым оборудованием:

    - дидактическими материалами;

    - наглядными пособиями;

    - музыкальными инструментами: фортепиано, синтезатором, аккордеоном, баяном, гитарой, флейтой и др.;

    - детскими инструменты: бубнами, маракасами, треугольниками, колокольчиками, металлофонами, ксилофонами, барабанами, погремушками, свистульками и т.п.;

    - звуковой аппаратурой: музыкальным центром, микрофонами, микшерным пультом;

    - информационно-коммуникативными средствами: компьютером, интерактивной доской и т.п.

    В работе по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах используются традиционные формы работы: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Но обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Поэтому параллельно в занятия должны включаться речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

    Рассмотрим основные виды музыкальной деятельности в дошкольном учреждении и их значение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    1. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям.

    В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Эта форма музыкальной деятельности играет важную роль в музыкальном развитии детей и их личности. В пении дети проявляют активность, испытывают удовольствие от процесса. Однако бывает, что у них просто отсутствует культура пения, так большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют многими певческими навыками, поют невыразительно.

    Музыкальному руководителю при выборе песенного материала следует учитывать доступность содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и других средств выразительности. В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом можно использовать артикуляционную гимнастику или артикуляционные упражнения, целью которых является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя, попадая на голосовые связки, приводит их в движение, которое и порождает звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не оттого, что у них короткое дыхание, а потому, что не умеют им управлять. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания используются специальные упражнения.

    В пении важное значение имеет интонация, но часто у детей с нарушениями речи ее формирование занимает больше времени и вызывает больше трудностей. При работе над развитием чистоты интонирования, с одной стороны, надо учить их вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координировать голос со слухом.

    В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, особенно эффективными являются упражнения - распевки: пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком с последующим транспонированием мелодии и сменой гласного звука

    Следует отметить особую роль пения в преодолении целого ряда серьезных недостатков речи, связанных со сложным нарушением – заиканием. Безусловно, пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

    Таким образом, пение для детей с нарушениями речи является как  учебным, так и лечебным средством, оно способствует развитию психических процессов и свойств личности:

    -   внимания, памяти, мышления, воображения;

    - нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата[1]: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного;

    - развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны, то есть звукопроизношения при помощи  ритмико-мелодическая стороны мелодии: темпа, ритма, тембра, динамики.

    2. Слушание музыки – ведущий вид музыкальной деятельности, лежащий в основе других видов: невозможно выучить песню без ее прослушивания, разобрать ее содержание, запомнить мелодию, прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить ее характер и темп.

    Слушание музыки, иными словами ее восприятие, используется для релаксации, активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

    Для слушания детям предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. По наблюдению педагогов, вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. Поэтому при организации слушания музыки применяются наглядно-слуховой метод: живое исполнение музыки или ее звучание в записи, либо наглядно-зрительный: использование картин, рисунков и других наглядных пособий .

    При слушании музыки часто применяется комбинирование различных видов деятельности. Сопровождение прослушивания пьесы действиями может сделать музыкальное восприятие более осознанным: музыкальными движениями (хлопками, притопами и др.); игрой на музыкальных инструментах; дирижированием; звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами.

    У детей в логопедических группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. Для решения данной проблемы возможно объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например такие произведения, как «Клоуны» Д.Д.Кабалевского,  «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк», как рекомендовано программой «Гармония» К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан [35], или пьесы П.Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла» объединить рассказом о любимой игрушке, при этом в сочинении могут участвовать и сами дети.

    Целесообразно посвятить ряд занятий определению пройденных произведений в форме музыкально-дидактической игры «Узнай и назови произведение». К примеру, сравнить близкие по названию, но разные по характеру произведения, например, «Смелый наездник» и «Всадник» Р.Шумана.

    3. В музыкальном воспитании любых детей большое значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. Ее основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Музыкально-ритмические движения достаточно разнообразны и позволяются варьировать и часто менять вид деятельности, чтобы ребенок не терял интереса к занятию:

    - упражнение на освоение основных движений;

    - упражнения на развитие ориентировки в пространстве;

    - общеразвивающие упражнения;

    - упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);

    - упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;

    - упражнения, регулирующие мышечный тонус;

    - упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;

    - упражнения, активизирующие внимание.

    Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. В некоторых упражнениях можно использовать различные предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки, игрушки и так далее, применение которых способствует развитию мелкой моторики и дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски, сделать музыкальные занятия более интересными и разнообразными. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

    Для того чтобы музыкально-ритмическая деятельность приобрела коррекционный эффект, важен правильный выбор музыкального материала. Также следует учитывать двигательные навыки детей: справится ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями, например, различными движениями рук, хлопками, притопами, приседаниями, прыжками, а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

    Музыкально-ритмические упражнения могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев.

    Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Таким образом, в логопедических группах этот вид исполнительской деятельности имеет огромное значение. Задача работы по музыкально - ритмическому движению – коррекционное воздействие на детей, которое развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений, снижается возбудимость и нервозность, а также приводит к психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела.

    4. Одним из ведущих и любимых видов деятельности дошкольников является игра, на музыкальных занятиях для изучения материала поводятся музыкально-дидактические игры. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

    Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

    Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки. В игре дети быстрее усваивают певческие навыки и музыкально - ритмические движения, в процессе игры также прививаются навыки слушания музыки.

    5. Игра на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности используется не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Он позволяет закрепить знания о характере музыкального произведения через его метр, метрическую пульсацию, ритмический рисунок. Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударно-шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

    В целом значение игры на детских музыкальных инструментах можно свести к следующему – это приобщение детей к совместному коллективному музицированию. По мнению педагогов, в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

    - развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;

    - развитие координации движений при игре на ударных инструментах (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках;

    - развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх;

    - развитие координации пения с движением пальцев рук, например, ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино;

    - развитие музыкально-ритмического чувства.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический материал "Развитие пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушением речи"

    Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овла...

    Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"

    Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании....

    Анкеты для работы с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения речи

    Анкеты для работы с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

    Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

    Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

    «Совершенствование коррекционно - развивающей работы учителя логопеда и родителей детей с нарушением речи в контексте ФГОС ДО»

    Проект на семинаре – практикуме «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» МБДОУ №40 г....