Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"
материал (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

Особенности музыкально-ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.

Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателя, логопеда и муз. руководителя. Развивая музыкально- ритмические движения, педагог постепенно воспитывает у детей ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.

Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные – это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.

                                              СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Слушание музыки является самостоятельным видом муз. деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других её видов, т.е. является ведущим.

Ребёнок не выучит песню, если он её ни разу не послушает, не поймёт содержание, не запомнит мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания муз. произведения полезно не только поговорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к муз. произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса детей к муз. произведению.

Особое внимание надо обратить  на подбор муз. произведений для слушания. Работая над развитием муз.восприятия желательно использовать не только музыку, но и поэзию, и живопись.

Также муз. произведение можно прослушать, а потом сыграть на музыкальных инструментах; можно подвигаться в такт музыки; нарисовать то, о чём рассказала музыка. Это также поможет углубить восприятие муз.произведения.

                                           ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Этот вид муз. деят-ти решает следующие коррекционные задачи:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и др.
  3. Развитие мелкой моторики рук (при игре на дудочке, пианино и др.)
  4. Развитие дыхания (на духовых инструментах)
  5. Развитие фонематического слуха (муз. дидактические игры «Угадай, на чем играю?», «Сыграй как я», «Музыкальное лото»)
  6. Развитие координации пения с движением пальцев рук. (ребёнок поёт и играет на неозвученном пианино в самостоятельной деятельности)
  7. Развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата(дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны(звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика)

Пение помогает исправлять ряд речевых проблем: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не «разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ          РЕЧИ.

  1. Доступное содержание.
  2. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.
  3. Несложная мелодия с повторами и без скачков.
  4. Нисходящая мелодия песен
  5. Фразы не очень длинные. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и произношение.
  6. Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
  7. Аккомпанемент, поддерживающий мелодию.
  8. Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.
  9. Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

Для активизации запоминания песни можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать песню, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки или игровые приёмы.

В течении всего периода разучивания песни педагог обращает внимание на выразительность исполнения. Выученная песня должна звучать красиво, доставляя детям удовольствие.

Музыкально-ритмические движения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми  нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже о их разновидностях. Выполняя муз.-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В муз. воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

1. На освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки)

2. ОРУ.

3. Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный характер.

4. На развитие ориентировки в пространстве.

5. В танцевальных и плясовых движениях.

6. На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса.

В некоторых упр. Используются атрибуты.

Танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные.

Рекомендации:
1) Музыка для танца должна быть яркой, настраивающая на определённое движение (контрастные части)

2) При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей.

3) Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки)

4) Наиболее трудные движения отрабатываются заранее.

5) Индивидуальная помощь при разучивании.

Танцы с пением и хороводы очень полезны , поскольку помогают координировать пение и движение, могут использоваться не только на музыкальном занятии, но и в самостоятельной де-ти детей. Необходимо учитывать навыки детей, чтобы они могли двигаться под собственное пение.

Игра является основным видом де-ти  дошкольников. Муз. игры имеют большое значение в муз. развитии детей. С их помощью можно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Игры способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитывают волевые и нравственные черты характера, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость.

Виды муз.игр:
1.Сюжетные инструментальные. Отличаются ярким музыкально-игровым образом. Для детей с речевыми нарушениями такие игры трудны, но именно они могут оказать большое воспитательное воздействие

2.Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.

3. Игры с пением

4. Игры со словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Доклад «Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушением речи»

В данном докладе  я раскрываю понятие - дети  с ОВЗ, даю  общие и специфические закономерности нарушенного развития. Описываю особенности развития двигательной, познавательной...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

«Организация коррекционно-оздоровительной работы на музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»

В коррекционной работе с детьми с нарушением речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Музыкальное искуство оказывает огромное воздействие на ребенка, особенно с огран...

Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.

Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи....

Консультация для музыкального руководителя "Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения"

Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личн...