Консультация для музыкального руководителя "Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения"
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.Содержание музыкального занятия зависит от характера нарушения зрения и обусловленных им особенностей в развитии ребёнка. В процессе музыкальных занятий обращается серьёзное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей. Это несет большое коррекционное значение и помогает преодолению отрицательных переживаний, связанных с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_muzykalnyh_zanyatiy_u_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 14.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для музыкального руководителя
«Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения».
Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
Содержание музыкального занятия зависит от характера нарушения зрения и обусловленных им особенностей в развитии ребёнка. В процессе музыкальных занятий обращается серьёзное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей. Это несет большое коррекционное значение и помогает преодолению отрицательных переживаний, связанных с нарушением зрения.
Нарушение зрительных функций влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной, психической сферах. Большинство детей, страдающих косоглазием и амблиопией, плохо ориентируются в пространстве, у многих детей замедленные двигательные реакции, дети заторможены, вялы.
Другие дети наоборот перевозбуждены, беспокойны, много двигаются. Наличие физического недостатка вызывает у детей переживания по поводу своей неполноценности, что накладывает отпечаток на развитие личности, задерживая развитие ребёнка. Методика проведения музыкальных занятий должна учитывать специфические особенности детей.
Большинство коррекционных ритмических упражнений полезно проводить с лентами, обручами, платочками, мячами. Предмет, с которым ребенку предстоит выполнять упражнение должен быть изучен и при помощи зрения и при помощи осязания.
На музыкальных занятиях следует также закреплять у детей понятия о форме, величине и цвете данного предмета. В связи с этим подчеркивается важность преемственности работы музыкального руководителя и воспитателя. Полученные на музыкальных занятиях знания должны регулярно закрепляться воспитателем в повседневной жизни.
Учитывая недостатки детей с нарушением зрения в пространственной ориентации и координации движений, необходимо на каждом занятии уделять 2-3 минуты для соответствующих упражнений: строиться в круг, колонны, пары, свободно располагаться по залу, не задевая друг друга, делать различные перестроения, садиться на стульчики.
Особое внимание следует уделять формированию чувства ритма. Для этого используют такие приемы, как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, бубна или металлофона. Начинают с самых простых ритмических движений, постепенно их усложняя.
При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой и слуховой и музыкально-двигательной. Движения детям следует показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по несколько раз, комментируя свои действия.
В процессе занятий с детьми надо также учить их исполнять движения подражательного характера, для этого используются большие по величине иллюстрации. На них могут быть изображены кукла, медведь, заяц, в характерных для них позах. Расположение наглядного материала должно находиться на уровне глаз детей и на доступном расстоянии.
В обучении чаще всего наглядный материал используется в сочетании со словесным, так как у детей страдают различные зрительные функции. Ребенок должен внимательно рассмотреть иллюстрацию и двигаться под музыку также, как изображенный на ней персонаж. Так происходит соединение зрительного и слухового образов.
Серьёзное внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, для этого музыкальный руководитель проводит наблюдения за детьми и учитывает их двигательные возможности и особенности зрения, работает в тесном контакте с воспитателем и тифлопедагогом. С тифлопедагогом должны быть согласованы музыкально-ритмические игры и упражнения.
Организация работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями зрения ведется музыкальным руководителем поэтапно, в определенной последовательности. На начальном этапе проводится подготовительная работа, на втором этапе - освоение движения, на третьем - закрепление в играх, танцах, в самостоятельной деятельности.
Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и интереса к музыкальному искусству важно отвести вокальной работе. Песенки - распевки, несложные тексты или мелодия помогают собрать внимание, снять зажатость, поднимают настроение, задают позитивный тон. Вся певческая работа - и распевание и пение - должна проводиться в удобном для каждого ребенка диапазоне. Для активизации внимания используются «звучащие жесты», включаются детские шумовые музыкальные инструменты.
В результате целенаправленной работы большинство детей со зрительной патологией успешно развиваются и раскрываются в различных видах музыкальной деятельности , координируют свои движения, чувствуют ритм, у них уменьшается зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
"Музыкально-ритмические движения, как средство раскрепощения детей с нарушением зрения"
Консультация для музыкальных руководителей...
особенности организации сюжетно - ролевой игры детей с нарушением зрения
особенности организации сюжетно - ролевой игры...
конспект музыкального занятия для детей с нарушением зрения
Цели и задачи: 1. Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.2. Развивать чувство ритма, координацию движений.3. Учить исполнять танец легко, выразительно.4. Продолжать учить д...
Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....
Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"
Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...