«Организация коррекционно-оздоровительной работы на музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

АнтоноваТамара Сергеевна

В коррекционной работе с детьми с нарушением речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Музыкальное искуство оказывает огромное воздействие на ребенка, особенно с ограни ченными возможностями здоровья. Во время проведения музыкальных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._organizatsiya_korrektsionnoy_raboty.docx43.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Радость» комбинированного вида

                         

«Организация коррекционно-оздоровительной работы на       музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»

                                                                                       подготовила

                                                                                  музыкальный руководитель

                                                                                  Антонова Тамара Сергеевна

Введение:

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Актуальность темы  работы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных с музыкальным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта, тяжести патологических нарушений и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. В самой природе музыкального искусства лежат его психотерапевтические и развивающие возможности. Становление чувства ритма у детей с ОНР тесно связано с речевым развитием, развитием восприятия, моторно-двигательной координации и эмоциональной сферы.

 Так как речевое развитие детей напрямую зависит от развития двигательной сферы, зрительно-моторной координации, перед нами встала проблема создания системы и поиска новых форм и методов музыкально-ритмического развития детей с ОНР.

Актуальность работы заключается в апробации системы работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, позволяющей через дополнительные занятия ритмической пластикой (движения под музыку), развивать зрительно-двигательную, эмоциональную, коммуникативную сферу, тренировать психические процессы.

Цель: Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого – педагогической реабилитации и интеграции этих детей в обществе.

Задачи: 1.Приобщение детей к основам музыкальной культуры, способствующее их эстетическому развитию.

2. Развитие музыкальных способностей.

3. Развитие творческих способностей.

4. Воспитание музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

Ожидаемые нами результаты практической реализации:

1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки.

2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии.

3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса.

4. Повышение мотивации педагогов для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов.

Музыкальное воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

Во время проведения музыкальных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Особенности музыкального обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.

Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные – это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других её видов, т.е. является ведущим.

Ребёнок не выучит песню, если он её ни разу не послушает, не поймёт содержание, не запомнит мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса детей к музыкальному произведению.

Особое внимание надо обратить  на подбор произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия желательно использовать не только музыку, но и поэзию, и живопись.

.

                                                 ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Этот вид музыкальной деятельности решает следующие коррекционные задачи:

1.        Развитие внимания и памяти.

2.        Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и др.

3.        Развитие мелкой моторики рук (при игре на дудочке, пианино и др.)

4.        Развитие дыхания (на духовых инструментах)

5.        Развитие фонематического слуха (муз.дидактические игры «Угадай, на чем играю?», «Сыграй как я», «Музыкальное лото»)

6.        Развитие координации пения с движением пальцев рук. (ребёнок поёт и играет на неозвученном пианино в самостоятельной деятельности)

7.        Развитие музыкально-ритмического чувства.

ПЕНИЕ.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны    (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика)

Пение помогает исправлять ряд речевых проблем: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не «разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ  РЕЧИ.

1.Доступное содержание.

2.Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.

3.Несложная мелодия с повторами и без скачков.

4.Нисходящая мелодия песен

5.Фразы не очень длинные. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и произношение.

6.Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.

7.Аккомпанемент, поддерживающий мелодию.

8.Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.

9.Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

Для активизации запоминания песни можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать песню, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки или игровые приёмы.

В течении всего периода разучивания песни педагог обращает внимание на выразительность исполнения. Выученная песня должна звучать красиво, доставляя детям удовольствие.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Музыкально-ритмические движения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Дети с речевыми  нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже оих разновидностях. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

1. На освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки)

2. ОРУ.

3. Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный характер.

4. На развитие ориентировки в пространстве.

5. В танцевальных и плясовых движениях.

6. На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса.

В некоторых упражнениях  используются атрибуты.

ТАНЦЫ.

Танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные.

Рекомендации:

1) Музыка для танца должна быть яркой, настраивающая на определённое движение (контрастные части)

2) При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей.

3) Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки)

4) Наиболее трудные движения отрабатываются заранее.

5) Индивидуальная помощь при разучивании.

Танцы с пением и хороводы очень полезны, поскольку помогают координировать пение и движение, могут использоваться не только на музыкальном занятии, но и в самостоятельной деятельности детей. Необходимо учитывать навыки детей, чтобы они могли двигаться под собственное пение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Игра является основным видом деятельности  дошкольников. Музыуальные игры имеют большое значение в  развитии детей. С их помощью можно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Игры способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитывают волевые и нравственные черты характера, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость.

Виды музыкальных игр:

1.Сюжетные инструментальные. Отличаются ярким музыкально-игровым образом. Для детей с речевыми нарушениями такие игры трудны, но именно они могут оказать большое воспитательное воздействие

2.Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.

3. Игры с пением

4. Игры со словом.

 

Музыкальные занятия являются   огромным потенциалом для преодоления проблем.

Цель работы - развитие музыкальных, творческих и речевых способностей дошкольников посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем. С учетом цели были поставлены следующие задачи:

- обеспечение комплексного сопровождения детей на основе принципа интеграции образовательных областей;

- учет принципа комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий;

- использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ общеразвивающего вида.

Проводимые занятия воспитывают  эстетические, нравственные, и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.

Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения  строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам.

При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.

Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентомзанятий .Включение  логоритмических  упражнений помогает легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений.   У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей. По результатам промежуточного мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Дети и педагоги с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах.  Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Стимулируется игровая, коммуникативная и речевая активность дошкольников, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.Педагоги понимают и осознают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Активно используют материал музыкальных занятий в образовательной и совместной деятельности с детьми, совершенствуют музыкальную предметно-развивающую среду группы.

Рассмотрим некоторые формы организации музыкальных занятий с детьми с нарушением речи.

Музыкально-коррекционные занятия.

Как же музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР? Прежде всег это:

1.Развитие чувства ритма (прохлопывание, протопывание ритмического рисунка).

2.Развитие речевого и слухового внимания.

3.Развитие дыхания – дифференциального, диафрагмального.

4.Развитие пространственной ориентировки и ориентировки в своем теле.

5.Развитие статической и динамической координации движений

  - пантомимика

- подвижные игры с музыкальным сопровождением.

 - ходьба под музыку.

6. Развитие силы и тембра голоса.

7. Индивидуальная работа.  

Музыкальное воспитание составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания детей. На музыкальных занятиях дети приобретают навыки слушания музыки, знакомятся с некоторыми элементами музыкальной выразительности.

Так, если в начале года логопед работает под воспитанием правильного речевого дыхания, то и музыкант выбирает песни, способствующие этой цели. Слушание музыки помогает детям воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети  учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Все соответствующие упражнения проводятся в первом периоде обучения, они помогают логопеду в работе над развитием фонематического слуха у детей.

 В дальнейшем слушание музыки помогает воспитывать чувство музыкального ритма, темпа. Дети учатся отличать по этим признакам контрастные произведения, а затем и контрастные части одного и того же произведения. Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, надо сопровождать слушание ее отстукиванием сильной доли счетом. После таких упражнений дети легко узнают по ритмическому рисунку сыгранное  им ранее произведение. Например: проигрывается два – три отличных по размеру и ритму произведения, потом музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок одного из них, а дети называют это произведение. Следующим этапом является воспроизведение ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане (все это  без сопровождения музыки). Вся эта работа, проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке, помогает перенести эту способность в движение, а позднее и в речь. Серьезное корригирующее значение для детей-логопатов имеет пение. На первых этапах работы ему уделяется большое место на занятиях, т.к. оно способствует воспитанию правильного речевого дыхания, которое бывает обычно нарушенным. Практика показывает, что вначале следует петь гласные звуки, т.к. их артикуляция не вызывает особых затруднений. От пения изолированных гласных переходят к пению цепочек гласных звуков, которые постепенно удлиняются от 2 до 4 звуков. Затем важно перейти к пению слогов, в которые входят согласные, не вызывающие затруднения у детей. После такой небольшой подготовки можно приступать к разучиванию песен. Выбор песен дифференцируется в  зависимости от речевого нарушения. С этой целью уместно брать сначала песни с более короткой музыкальной фразой, т.к. у них еще короток речевой выдох. После каждой музыкальной фразы ребенок должен закрыть рот, и тогда последует физиологический вдох. Важно требовать пение фразы на одном выдохе. Впоследствии это требование переносится на песни с более длинной музыкальной фразой, а далее музыкальная фраза становиться еще длиннее. Для детей с полиморфными  нарушениями речи подбираются песни не только с учетом длины музыкальной фразы, но и степени сложности словаря. Все эти песни должны отвечать еще одному непременному требованию – быть интересными и эмоциональными, чтобы даже замкнутых детей заставить петь.

 Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и словарной стороной речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Работать надо песнями можно и индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если впервые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания у детей и  артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песен. Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию.  Благодаря этому приему дети легче усваивают не только ритм, но и содержание песни. Каждое движение должно соответствовать акценту в музыке и ударению в словах. По мере того, как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной  выразительностью фраз и работы над песней ведется в этом же плане. На этом этапе важно подбирать разные по настроению выразительные песни. Ладовая окраска песен поможет ребенку выбрать правильную интонацию. Важно обратить внимание на способность к модуляции голоса. После проведения подготовительной работы музыка с речью соединяются, так как соединение автоматизированной речи с музыкой наиболее просто. Пример такого соединения – счет под музыку, потом можно перейти к полуавтоматизированной речи – считалки под музыку, далее – к ритмизированной речи – стихам. Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

 Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Чтобы движение облегчило речь, оно должно быть ненапряженным, свободным, четким в ритмическом и темповом отношении. Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы, игры. Разучивание элементов танца надо сопровождать счетом. А еще полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше почувствовать ритм и  запомнить последовательность движений. Если на первых этапах в сочетаниях движений с речью работают над ритмическим ударением стиха, которому соответствуют и все движения, то на более поздних этапах целесообразно перейти к работе над логическим ударением, т.е. начать выделять речевые такты, и движения будут сочетаться с интонационным, логическим ударением. Завершающими являются упражнения, в которых присутствуют и музыка, и движения, и речь. С этой целью можно разучивать с детьми различные музыкальные игры-инсценировки.

Музыку и движения надо по возможности включать во все инсценируемые детьми сказки: это очень оживляет их. Последовательность музыкально-ритмических занятий, так же как и занятий по развитию движений, зависит от этапов логопедической работы с детьми.

Для детей с полиморфными нарушениями речи на первом этапе в основном проводятся упражнения, цель которых – выявление двигательных и музыкальных возможностей этих детей. В это же время начинается работа по организации детского коллектива. Возможной задачей всех упражнений и игр является так же стимуляция речевой активности. Очень важно в этот период выбирать эмоциональные и более подвижные игры, игры с элементами соревнования. Большое место уделяется общеразвивающим упражнениям, регулирующим мышечный тонус. В это время необходимо начинать работу по воспитанию различных видов внимания и памяти. Проводятся упражнения на сочетание характера музыки с движениями, имеющие цель – развить координацию движений.

     На втором этапе одна из основных целей игр и упражнений – накопление активного словаря. Поэтому в упражнения следует вводить различные предметы, отличающиеся по величине, форме, цвету. Здесь же ведется работа над основными движениями, которые способствуют воспитанию правильной ориентировки в пространстве, проводятся упражнения на равновесие.

 Так же проводятся упражнения по сочетанию музыки с движениями, цель которых – работа над ритмом и темпом движений.

На третьем этапе с целью тренировки памяти детей в запоминании порядка слов в предложении проводятся упражнения, в которых простые элементы соединены в сложный комплекс движений, порядок которых дети должны запомнить. Сюда же относятся игры, условия которых представляют сложную инструкцию. На этом этапе преобладают упражнения в координации движений с речью.

 На четвертом этапе, когда ребенок продолжает совершенствовать фразовую речь следует уделить особое внимание играм на анализ слов в предложении, на запоминание их порядка в предложении. Проводятся упражнения по координации движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз. Разучиваются различные инсценировки и игры.  В зависимости от  этих этапов меняется не только содержание игр, но и используются одни и те же игры.

Театрализованные игры.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения учить играя. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

 Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения в занятия различных видов игр и игровых ситуаций.

Театрализованные игры способствуют развитию:

1  психофизических способностей (мимики, пантомимики);

2 психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

3 речи (монолог, диалог);

4 творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

  Театрализованные игры помогают формированию следующих умений и навыков детей:

5 разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

6 владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

7 амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

8 изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с нарушением речевого развития необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного театра,   шапочки - маски.

    Итак, мы видим, что применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"

Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании....

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Организация коррекционно-педагогический работы по хореографии для детей с нарушениями слуха

Статья о том, как реально организовать работу по хореографии с детьми с нарушениями слуха...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  использования логопедических досугов в дошкольном учреждении с детьми дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....

Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.

Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи....

Консультация для воспитателей "Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевые нарушения  ослабляют у детей коммуникативную, планирующую и знаковую фу...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с нарушениями речи"

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях: меняются требования общества к подрастающей личности и это требует организационных изм...