Организация коррекционно-педагогический работы по хореографии для детей с нарушениями слуха
статья по коррекционной педагогике на тему

Рафикова Рузалия Шагинуровна

Статья о том, как реально организовать работу по хореографии с детьми с нарушениями слуха 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-педагогический работы по хореографии для детей с нарушениями слуха

У каждого ребенка есть право на чудо. Для детей с нарушениями слуха таким чудом является умение танцевать. Красивая осанка, грациозная походка, опрятный и благородный вид – отличительные черты «танцующего» ребенка. К движению под музыку приобщаются как слышащие дети, так и те, кому нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах и возможностях. У меня всегда было огромное желание помочь детям с нарушениями слуха, помочь им войти в наше сложное время в очень непростое общество. Ведь возможности таких детей очень ограничены, и они практически вынуждены выживать в этом мире. Считаю своим профессиональным, и просто человеческим долгом помочь им развить те особенности и способности, которые в той или иной мере есть у каждого человека. При сохранном интеллекте они могут компенсировать недостатки слуха. А что нам может помочь лучше всего для решения этой задачи, как не общение со сверстниками из обычных групп, со взрослыми, знакомыми и незнакомыми. На мой взгляд, именно во время организации праздников, во время их проведения общение является оптимальной возможностью для всестороннего развития детей. Ведь здесь контакты происходят не только на уровне речи, пусть даже неполноценной, но и на уровне чувств. Радость или огорчение, гордость за себя и за других, чувство полноценности, востребованности, именно того, что порой нашим детям и не хватает. Такие совместные мероприятия дают возможность воспитывать толерантное отношение обычных детей к детям с различными нарушениями и ограниченными возможностями.

Несмотря на то, что праздник в практике работы детских садов рассматривается как важнейшее средство реализации задач развития, обучения и воспитания детей, подготовка праздника и его организация освещены в литературе недостаточно. В детских садах нашего города больше нет таких специализированных групп, которые работали бы по данному направлению, а именно с детьми с нарушением слуха. Отсутствием литературы по данной проблеме, а также той значимой ролью, которую играет праздник в жизни детей и определяется актуальность данной проблемы.

Занятие хореографией, как всякое другое должно иметь своим результатом определенные достижения. Если ребенок марширует, он должен уметь маршировать, если танцует - должен танцевать, если делает какое-либо движение – должен его сделать хорошо, правильно красиво. Работая по постановке танца, объясняю тематику и содержание танца, знакомлю с персонажами и их основными действиями.

Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным слухом движению под музыку ведется так же, как и в массовых группах, но имеет некоторые отличия. За основу танца беру естественные движения, знакомые движения, которыми дети овладели на занятиях физкультуры, так как овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, то наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движения, силовые качества. Нарушение слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статистическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям двигательных ощущений. Сурдопедагогами (В.И. Флери, Н.А. Рау) называются также особенности моторики как: неуверенная шаркающая походка, неуверенность и нескоординированность движений, малая подвижность, замедленность движений. Приступая к работе с детьми, никогда не начинаю занятий с тренировки или выучки отдельных элементов, стремлюсь, прежде всего, к тому, чтобы заинтересовать детей. Для этого подбираю яркую, выразительную музыку, построенную преимущественно на динамических контрастах. Затем подбираю движения, стремясь к тому, чтоб они были несложны, и чтобы дети могли бы сразу без затруднения их исполнить, сочетая с музыкой движения, старалась связать с доступным, интересным для детей содержанием, с простым построением.

На первых занятиях не останавливаюсь на качестве детского исполнения, но обращая внимание детей на то, как, предположим, тихо играет музыка; под нее хочется легко или тихо ходить или бегать. А если музыка громкая, сильная, решительная, то и движение другое. Большое значение придаю показу. В своей работе убедилась, что в начале показ движения, а затем словесное объяснение. Нужно и то, и другое, и в большей степени показ. Конкретным показом действую на эмоции детей, стремлюсь, пробудить в них желание и интерес. Ведь, я имею дело с детьми дошкольного возраста, которые впервые начинают что-то постигать, чему-то учиться, тем более дети необычные, дети с нарушенным такого важного органа, как слух.

Хотелось бы рассказать о том, как показываю детям танцы, и что помогает детям быстрее их усвоить. Прежде всего, показываю детям танец в законченном виде. Исполняя его, прибегаю к помощи учителя-дефектолога, «второй» воспитательницы и младшего воспитателя. Учу его не отдельными частями, стремлюсь к тому, чтобы с первого раза дети выполнили танец с начала до конца. Это дает возможность выполнения без перерыва одно движение за другим, ярче воспринять весь танец в целом и скорее его усвоить. Когда вижу, что танец усвоен детьми, начинаю обращать внимание на качество выполнения движений. Танцуя сама, беру в пару такого ребенок, который хорошо двигается. Так мною были поставлены народные танцы, свободные пляски, сюжетные танцы: «Татарский танец», «кадриль», танец «Неваляшки», «Белочек», «Гномов», «Грибов», «Буратино и Мальвины», «Снеговиков», «Полька», вальс «Гусары и Барышни», «Пингвин», «Гармонист Тимошка» и т.д.

Занятия движениями для детей с нарушением слуха имеют особое значение, потому что двигательные упражнения, хореография тренируют в первую очередь мозг, подвижность и развитие психических процессов (восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и общее оздоровление. В то же время движение под музыку является для детей и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию. Кроме того, каждое занятие несет и воспитательную функцию: прививает вкус и эстетическое чувство, дети приучаются к дисциплине и ответственности, учатся работать в коллективе.

Использованная литература:

  1. Аловы В.В. и М.И. Малыш не слышит. – СПб., 1992.
  2. Воспитателю о работе с семьей / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на базе детского сада № 908 СВУО г. Москвы...

Система коррекционно-педагогической подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи

Система  коррекционно-педагогической   подготовки к обучению в школе детей с нарушениями речи...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР

Последнее время в мировой образовательной практике большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения, организация которого предполагает определённую гибкость образовательной системы, творчески...

Опыт работы" Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий"

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозра...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...