Опыт работы" Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий"
опыты и эксперименты

Тулинова Людмила Анатольевна

 

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха. Ее посещают дети 2 – 8 лет, преимущественно с глубокой степенью тугоухости и глухотой. Для них разработана и реализуется Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_lyuda.docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тулинова Людмила Анатольевна

Управление образования администрации Старооскольского

городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного профессионального образования
«Старооскольский институт развития образования»

Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий

Тулинова Людмила Анатольевна,

воспитатель муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада № 22 «Улыбка»

Старооскольского городского округа

Старый Оскол

2020

Содержание

Информация об опыте………………………………………..........................3

Технология опыта…………………………………………………………..…7

Результативность опыта………………………………………......................12

Библиографический список……………………………………………….…15

Приложение к опыту…………………………………………………….…...17

Тема опыта «Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий»

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха. Ее посещают дети 2 – 8 лет, преимущественно с глубокой степенью тугоухости и глухотой. Для них разработана и реализуется Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением слуха.

Результаты мониторинга детей указанной категории в сентябре 2018 г. показали следующее:

- представление детей о здоровом образе жизни – 2 ребенка (29 %);

- устают после занятий  – 7 детей (100 %);  

- нарушение координации движений –  1 ребенок (14 %);

- нарушение мелкой и общей моторики  – 7 детей (100 %);

- недоразвитие артикуляционного праксиса – 7 детей (100 %).

        Анализ состояния здоровья детей посещающих разновозрастную группу для детей с нарушением слуха показал, что данную группу посещают дети, в основном, со второй группой здоровья. Одной из основных проблем в здоровье воспитанников является снижение слуха, нарушение вестибулярного аппарата, гиперактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы. Это приводит к снижению качества результатов коррекционной работы. 

        Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению их организма.

Актуальность опыта

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

У детей, имеющих слуховую недостаточность, затруднено речевое развитие. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.

А ведь речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей.

Актуальность развития речи дошкольников с нарушением слуха на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень развития речи, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушением слуха проблема формирования речи детей данной категории занимает особое место, а вопрос о методике их коррекции и формирования правильной речи становится одним из самых актуальных.

Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств развития речи, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии.

Особое значение приобретает поиск инновационных путей обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающей среде.

У детей с нарушением слуха могут отмечаться следующие особенности физического и психического развития: нарушение артикуляционных укладов (артикуляционного аппарата); нарушение дыхания и голосообразования; нарушение мелкой и общей моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); расстройство памяти (особенно слуховой); задержка развития воображения; неустойчивость внимания; несформированность мышления.

Дети с нарушением слуха не разговаривают и не могут общаться со сверстниками и взрослыми, используя речь как средство коммуникации, эти дети с трудом понимают события, которые происходят, не могут активно себя проявлять, поэтому становятся пассивными и замкнутыми. Эти дети нуждаются в обучении владения коммуникативными средствами и развития общения в целом.

Важное место в работе с детьми с нарушением слуха занимает работа с использованием традиционных и новейших здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей данной категории.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических методов, приемов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. По словам Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются, применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку, не  требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с нарушением слуха и способствуют оздоровлению всего организма ребенка, кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

        Работая над проблемой, педагог выявил следующие противоречия:

        - между готовностью педагога применять здоровьесберегающие технологии  и отсутствием достаточной компетенции и готовности работать в этом направлении у родителей данной категории детей;

        - между большим резервом здоровьсберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих воможностей;

        - между отсутствием должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса и высоким уровнем требований к здоровью детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности квалифицированного применения здоровьсберегающих технологий в развитии речи у детей с нарушением слуха.

        Длительность работы над опытом составляет 1 год.

        I этап констатирующий  сентябрь 2018 – декабрь 2018 года.

          Подбор и анализ литературы, подбор диагностического инструментария, сбор информации, педагогическая диагностика.

II этап –  формирующий( январь 2019 года – апрель 2019 года.).         В течение этого периода проводилась работа по внедрению здоровьесберегающих технологий с детьми с нарушением слуха в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы. (Приложение №1)

Занятия проводились в режиме инновационной деятельности с постоянным поиском новых форм и методов. В настоящее время система специального образования, и в частности сурдопедагогики, переживающая новый этап, который требует изменений, должна способствовать своевременному, всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

        III этап – контрольно-прогностический (май – июнь 2019 года).         Систематизировались и обобщались результаты работы, подводился итог. Проводилась статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций. (Пиложение № 2).

Диапазон опыта охватывает организацию коррекционно-развивающего процесса в единой образовательной системе: педагог – ребёнок – родители (индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями).

Теоретическая база опыта основана на важности коррекционо-развивающей работы и развития речи детей с нарушением слуха.

Теоретико-методолгическую базу исследования составили положения ученых, изучавших вопросы обучения и развития детей с нарушениями слуха (Багрова И.Г., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Зикеев А.Г., Зыков С.А., Зыкова Т.С., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И., Назарова Л.П., Носкова Л.П., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шелгунова Н.И., Яхнина Е.З. и другие).

        Опыт работы построен на основе методик обучения детей  с отклонениями в развитии. Авторы – Н.Д.Шматко, О.О.Новикова, Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт, Э.И.Леонгард.

В практической деятельности педагогом реализуются задачи  программы Л.П.Носковой, Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» [], цель которой – обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам.

Из книги Гаврючиной Л.В. «Здоровьсберегающие технологии в ДОУ» педагог применил механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, решил проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии педагогов, психологов и родителей.

На основе разработок Нежиной Н.В. «Охрана здоровья детей дошкольного возраста» сделаны выводы, что современный педагог должен быть компетентным в вопросах здоровьесбережения, в совершенстве владеть технологиям, основанными на приоритетах психолого-педагогических методов охраны здоровья воспитанников

В специальной литературе показано важное значение и эффективность применения здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании  учащихся с ограниченными возможностями здоровья (Р.О. Агавелян, Р.Д. Бабенкова, Н.Г. Байкина, Е.М. Белостоцкая, А.А. Дмитриев, Л.А. Добрынина, Г.Н. Пенин, Л.И. Плаксина, О.Г. Приходько, Е.Г. Речицкая, Л.М. Семенова, Б.В. Сермеев, И.Л. Соловьева, Л.В. Рябова, Г.В. Трофимова, Л.Д. Хода). Технологии здоровьесбережения в специальной педагогике, в первую очередь, связаны с созданием охранительного педагогического режима, повышением уровня социальной адаптации детей с ОВЗ.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие). Очень важно научить ребенка правильному дыханию, так как дыхание энергетическая основа нашей речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, выразительно и четко. 

Новизна опыта состоит в использовании здоровьесберегающих технологий обучения, позволяющие достигать желаемого результата при обучении речи в более короткие сроки, что повышает эффективность учебного процесса.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Представленный опыт может быть применен в работе сурдопедагога, учителя-логопеда, воспитателей в условиях группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, слуха, группы комбинированной направленности.

РАЗДЕЛ II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель опыта – выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Задачи опыта:

1. Развитие  психомоторных и речемоторных функций.

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной  системы.  

3. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.

4.Формирование  артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие речи.

7. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных  навыков.

        Свою практическую деятельность педагог осуществляет с учетом специальных принципов коррекционной педагогики.

1. Принципы коррекционной работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность педагога и детей в процессе использования здоровьесберегающих технологий:  принцип системности (взаимодействие на все компоненты речевой функциональной системы); принцип комплексности (коррекционный процесс носит медико-психологический характер); принцип развития (опора на зону ближайшего развития); онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе).

2. Специальные принципы воздействия:  опирается  на этиопатогенетический (учёта этиологии  механизмов речевого нарушения), системность и учёт структуры речевого нарушения,  комплексность и  дифференцированный подход, поэтапность развития, онтогенетический, учёт личностных особенностей,  деятельностный подход.

Описание содержания обучения.
        I этап.  

Педагогом проводилась диагностика детей и их родителей. Также изучалась психолого-педагогическая литература, подбирались методики.

Начиная работу по данной теме, педагогом была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников; какую роль играют в развитии речи.

        На начальном этапе работы было важно наладить контакт с детьми, выработать потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи, провести анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

        Педагог использовала в режиме дня:

        - отдельные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для детей;
        - различные оздоровительные режимы;

        - комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
        - оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, фонетическая ритмика).         

        Включала в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а)        пятиминутки здоровья;

б)        двигательные переменки между занятиями;

в)        проведение дней здоровья;

г)        физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

        Для родителей на информационных стендах освещались вопросы оздоровления без лекарств, предлагались комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры, игры на дыхание. Родители привлекались к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения. (Приложение № 3).

II этап.

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и семью.

На втором этапе работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводилась педагогом в рамках игровых занятий, индивидуальной работы.

Занятия проводились в режиме инновационной деятельности с постоянным поиском новых форм и методов. В настоящее время система специального образования требует изменений, которые должны способствовать своевременному, всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

Занятия проводились на творческих, нестандартных решениях, что дало возможность решать задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха.

Педагог применял следующие инновационные здоровьесберегающие технологии:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Зрительная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Развитие общей моторики.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Су – джок терапия.

8. Массаж и самомассаж.

9. Фонетическая ритмика.

10. Арт-терапевтические методики.

11. Динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Каждое занятие состояло из следующих этапов:

1) развитие артикуляционной моторики,  формирование правильных артикуляционных укладов;

2) закрепление произносительных навыков;

3) развитие фонематического  восприятия;

4) развитие мелкой моторики пальцев рук;

5) дыхательная гимнастика.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Два направления – работа над дыханием и профилактика простудных заболеваний – тесно объединены друг с другом. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Упражнения проводились ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Для профилактики простудных заболеваний педагог объединяла упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.

Выполнение зрительной гимнастики должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу педагог выбирала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из кинезиологии.

Для развития речи применялся самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, под воздействием импульсов, поступающих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.

Также использовались элементы точечного массажа. Ученым давно известно о том, что существует связь между внутренними органами и участками кожи. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма, он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Систематически использовались элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и... называют слова, отвечают на вопросы, составляют предложения и т. д.

Массаж стоп повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма и является мерой профилактики плоскостопия. Также в работу внедрялся режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям.

Для работы по автоматизации звуков педагог применяла сопряженную гимнастику, в основе которой лежит принцип содружественного взаимодействия руки и языка. По данным А. В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, свободные, пластичные, раскрепощенные движения тела, сопряженные с движениями руки и работой артикуляционного аппарата, способствуют активизации интеллектуальной деятельности, координации движений и мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Применение сопряженной гимнастики способствует исправлению дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, при этом усиливает их результативность.

Развивая моторику, создавались предпосылки для становления многих психических процессов. На занятиях использовались кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, которые способствуют положительным структурным изменениям в организме. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

На занятиях применялись пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного, пространственного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного внимания, эмоциональную выразительность и быстроту реакции, способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Для нормализации мышечного тонуса педагог использовал элементы Су-джок терапии. Методика Су-джок базируется на концепции, согласно которой между телом человека и его кистями и стопами есть соответствие.

Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально - волевой сфер ребенка. В зависимости от интенсивности процедуры массаж Су-джок кольцом массажным оказывает расслабляющее или тонизирующее действие. Мягкие медленные движения массажным кольцом с постепенным увеличением или уменьшением силы давления на кольцо вызывают расслабление.

Педагогом был разработан алгоритм работы с использованием тренажеров Су-джок терапии и мячей-ежиков.

1. Знакомство детей с предметами внешнего ощущения: произвольное нажатие, тактильное чувство формы, материала, характера поверхности.

2. Включение в индивидуально-коррекционную работу:

А) Мячиков-ежиков:

  • Сжимание мячика - разжимание.
  • Проведение прямых движений мячиком - от кончиков пальцев рук до лучезапясного сустава.
  • Круговые движения по ладони одной руки, второй.
  • Спиралевидные движения по верхней и наружной стороне ладоней кончиками двух - пяти пальцев (от кончика пальцев до лучезапястного сустава).
  • Зигзагообразные движения: по ладоням обеих рук.
  • Слабое покалывание всех пальцев: подушками одной руки, второй.
  • Прокачки мячика по столу.
  • Перекладывание мяча с одной руки в другую и наоборот.

Упражнения с Су-джок терапии проводились для снятия спастики, эмоционального напряжения, установление контакта взаимодействия с ребенком.

В рамках реализации внедрения здоровьесберегающих технологий с детьми с нарушением слуха применялась фонетическая ритмика, которая решает широкий комплекс задач, среди которых: образовательные (познавательные), оздоровительные, воспитательные, коррекционные.

III этап.

        Цель: Совершенствование результатов опыта.  

Данный этап является диагностическим в работе педагога, усилия которого были направлены на  развитие речи у детей с нарушением слуха при помощи здоровьесберегающих технологий.

Проводилась и работа с родителями. Наиболее эффективны следующие формы работы с ними:

- традиционная лекционно-просветительская работа по проблемам нарушения  речи у детей с нарушением слуха;

- тематические консультации по запросам родителей;

- взаимодействие посредством почтового ящика «Спрашивайте – ответим»;

- стенды, ширмы, папки-передвижки, памятки, буклеты «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» и т.д.;

- создание библиотеки специальной литературы по здоровьесберегающим технологиям;

- мастер-классы по внедрению здоровьсберегающих технологий;

- просмотр занятий (Приложение № 4);

- ведение страницы для родителей сайте ДОУ, где публикуются консультативные материалы и упражнения для детей с нарушением слуха

                 Для педагогов был проведен семинар-практикум: «Здоровьсберегающие технологии в развитии речи детей с нарушением слуха» (Приложение № 5), разработаны рекомендации и картотеки по применению здоровьесберегающих технологий.

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

        В дошкольный период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме того, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи, поэтому главным в организации работы по качественной реализации здоровьесберегающих технологий является:

        1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

        2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

         Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных здоровьесберегающих технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).

        Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на занятиях, повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис; пробуждается интерес к процессу чтения и письма.

         Использование здоровьесберегающих технологий в  деятельности педагога стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

        На фоне комплексной помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать занятия. Ведь произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

        Результаты мониторинга детей указанной категории в сентябре 2018 г. показали следующее:

- часто болеющие простудными заболеваниями  – 4 ребенка – 57 %;

- нарушение  речевых умений и навыков –  7 детей – 100%;

- нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений –  7 детей – 100%;
        - нарушение ритмико-интонационной стороны речи – 7 детей – 100 %.

В результате обследования в 2019 г. выявлено:

- часто болеющие простудными заболеваниями  – 2 ребенка – 29 %;

- нарушение  речевых умений и навыков –  4 детей –57 %;

- нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений –  2 детей – 29 %;
        - нарушение ритмико-интонационной стороны речи – 2 детей – 29 %.

В ходе опыта наблюдаются положительные изменения в  развитии различных сторон речевой коммуникации, значительно повысилась активность  родителей  коррекционно-развивающей работе:

   - выполнение родителями рекомендаций, советов: 63% на начало опыта, 95% на конец опыта;

- увеличивается количество обращений за индивидуальной консультацией к педагогу;

- возрастает интерес к вопросу внедрения здоровьесберегающих технологий, к мероприятиям, проводимым в ДОУ на данную тему, значительно увеличивается количественный состав их участников.

Анкетирование родителей демонстрирует высокую удовлетворённость работой педагога в направлении развития речевой коммуникации детей (85%). Отмечается положительная динамика в следующих показателях:

- посещение родительских собраний: 40 % на начало опыта, 86% на конец опыта;

- посещение родителями мероприятий с участием детей, дней открытых дверей: 57% на начало опыта, 95 % на конец опыта.

        Использование здоровьесберегающих технологий оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению организма ребенка в целом.

Библиографический список

1. Бохан О.А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / А.О.Бохан, Л.В.Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 100-102.

2. Бутакова А.А. Логоритмика как модель комплексного развития детей дошкольного возраста / А.А.Бутакова // В сборнике: Мир детства и образование. – Магнитогорск, 2015. – С. 52-57.

        3. Власова Т.М. А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.

        4. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.

        5. Гаврючина  Л.В.  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В.Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

6. Гараничева С.В. Использование элементов опорно-двигательной гимнастики в коррекционной работе логопеда / С.В.Гариничева, Л.Е.Ушакова // В сборнике: Специальное образование. – 2015. – С. 67-71.

        7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб.пособие/ Л.А.Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

        8. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»/ Л.А.Головчиц. – М.: Гном и Д, 2006. – 127 с.

        9. Детская речь: психолингвистические исследования: сб. статей/ отв. ред. Т.Н.Ушакова, Н.В.Уфимцева. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 224 с.

10. Забуга О.В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников / О.В.Забуга // В сборнике: Педагогическое мастерство. –  2015. – С. 189-191.

11. Логачева И.Г. Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. интерактивные формы / И.Г.Логачева // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – № 3. –  С. 102-108.

12. Минина Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками группы оздоровительной направленности / Е.В.Минина // В сборнике: Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития. – 2015. –  С. 65-69.

13. Нежина Н.В Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.14-17.

14. Пожиленко  Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А.Пожиленко. – СПб., КАРО, 2009. – 92 с.

        15. Новикова О.О Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом/ О.О.Новикова, И.П.Новицкая, Н.Д.Шматко // Дефектология, 1995, № 1. – С.79-87.

        16. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб.пособие/ Л.П.Носкова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с.

17. Рудакова В.Б. Технологии здоровьесбережения в работе учителя-логопеда / В.Б.Рудакова // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования. – 2015. – С. 101-104.

        18. Селина Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации / Н.Н.Селина, О.Д.Шкруднева // В сборнике: Перспективы развития науки и образования. –  2016. – С. 77-84.

        19. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие/ О.С.Ушакова,  Е.М.Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

20. Хандрыга М.В. Кинезиология как метод здоровьесбережения в работе учителя-логопеда с дошкольниками с дизартрическим компонентом / М.В.Хандрыга // В сборнике: Инновации в современной науке. – 2015. –  С. 194-196.

        21. Чекаева С.Э. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в детском саду / С.Э.Чекаева // Дошкольное и начальное школьное образование - развивающее и развивающееся. – 2015. – № 1. – С. 86-88.

        22. Шматко Н.Д., Новикова О.О.  Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет / Н.Д.Шматко, О.О.Новикова – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.

23. Юдина Л.Г. Су-джок терапия в совместной работе логопеда и родителей по коррекции речевых нарушений у детей // В сборнике: Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии. – 2015. – С. 274-278.

  ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1. Перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям

Приложение № 2. Результаты диагностики

Приложение № 3. Проект «Будь здоров»

Приложение № 4. Конспект фронтального занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Игрушки»

Приложение № 5. Консультация «Здоровьсберегающие технологии в развитии речи детей с нарушением слуха»

Приложение № 6. Диск с записью опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"

Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...

Опыт работы: Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.

Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человек...

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Материалы мастер-класса "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования злоровьесберегающих технологий, который провела на районном мето...