Опыт работы: Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.
материал

Кондрашева Ирина Петровна

Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим, перед дошкольным образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Работая воспитателем в детском саду, у меня возникли затруднения в том, как создать дружный организованный коллектив, как научить детей играть и развить творчество в игре, сделать игры интересными и насыщенными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

Опыт работы:

Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемных методов  в сюжетно-ролевой игре.

воспитатель МБДОУ д/c №3 «Ромашка»

Кондрашева Ирина Петровна

г.  Верхний Уфалей

2016 г.

Содержание

       

Введение

1. Особенности развития креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

2. Методы руководства в развитии креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

3. Условия развития  креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры

4. Система работы с дошкольниками по развитию креативности в процессе сюжетно-ролевой игры

 Заключение

           Список литературы

           Приложение

Введение

Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим, перед дошкольным образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что изучению креативности детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Изучение креативности, роли сюжетно – ролевой игры в развитии креативности у дошкольников, опираются работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др. Исследования креативности в сюжетно – ролевой игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, И.В.Серебровой, Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского, Л. М. Фридмана и др.

"Творчество" и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с  развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.). Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Креативность в игре связывается со способностью к замыслу, его реализации; с созданием сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативности ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и др.). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и др.

Для педагогического руководства в сюжетно – ролевой игре в целях развития креативности ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития креативности как способности к творчеству. Среди этих методов исследователи выделяют: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития креативности у старших дошкольников. И хотя проблема креативности  в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский,  Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).

Работая воспитателем в детском саду, у меня возникли затруднения в том, как создать дружный организованный коллектив, как научить детей играть и развить творчество в игре, сделать игры интересными и насыщенными.

Проанализировав воспитательно-образовательную работу, развивающую среду группы обозначила проблему изучения: при каких условиях сюжетно – ролевая игра обеспечит развитие креативности детей старшего дошкольного возраста?        

Решение этой проблемы определило цель изучения.

Цель изучения: выявить эффективные условия развития креативности у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Объект изучения: деятельность детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, направленная на развитие креативности.

Предмет изучения: система методических средств, направленная на развитие креативности у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза: развитие креативности в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, если будут соблюдаться следующие условия: 

  1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организовываться с учетом дифференцированного подхода к детям;
  2. Создание комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия ребенка;
  3. Обеспечение самостоятельности и свободы выбора в игре у старших дошкольников;
  4. Сопровождение сюжетно-ролевой игры со стороны воспитателя;

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом изучения поставлены следующие задачи: 

  1. Определить сущность креативности в психолого-педагогической литературе;
  2. Проанализировать опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;
  3. Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;
  4. Изучить уровень развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;
  5. Провести изучение по выявлению эффективных условий, необходимых для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;

Методы изучения:

  1. Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
  2. Анализ и обобщение опыта и практики развития креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
  3. Наблюдение за старшими дошкольниками в процессе сюжетно-ролевой игры;
  4. Изучение уровня развития креативности старших дошкольников;

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития креативности старших дошкольников и их реализации в воспитательном процессе во время сюжетно-ролевой игры.

Практическая значимость исследования состоит в создании условий, стимулирующих развитие креативности у дошкольников.

  1. Нами разработаны технологические карты сюжетно-ролевых игр для успешного развития креативности у детей
  2. Создана картотека сюжетно-ролевых игр с иллюстрациями.
  3. Совместно с родителям изготовлены пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  4. Составлены алгоритмы, схемы, модели, макеты для организации сюжетно-ролевых игр.

1. Особенности развития креативности у старших дошкольников

в сюжетно-ролевой игре

Понимание творчества, выяснение, чем определяется творчество ребенка в литературе, различные подходы к характеристике творчества, понимание креативности и связанных с этой категорией понятий представляет собой одну из задач, стоящих перед нами.

В литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.

В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это не говорит о том, что отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме, они рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано с развитием воображения ребенка.

Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность.

Для создания условий по выявлению креативности мы выделили основные критерии:

  1. оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
  2. быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
  3. гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
  4. вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал сущность проблемы развития креативности у дошкольников. Вместе с тем, для проводимого нами изучения важно не только остановиться на характеристике самой креативности, но также рассмотреть, как развивается креативность на этапе дошкольного детства и какую роль имеет игровая деятельность в этом развитии.

2. Методы руководства в развитии креативности

у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

         

          Перед нами была поставлена цель, определить, оказывает ли влияние игра на развитие креативности у дошкольников. Для этого мы дали характеристику игры; узнали, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснили причины, позволяющие судить об игре как творческой деятельности, а также проследили взаимосвязь игры и развитие креативности у дошкольников.

Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются:

  1. Знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
  2. Способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
  3. Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

В психолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что о результате игры не может быть и речи, другие доказывают, что в сюжетно-ролевой игре возможен результат. Они считают, что результатом игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейший результат игры  - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом.

В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации.                 

На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л. С. Выготский, трактовавший это событие как появление "игрового смысла", как фактор перехода к действию в "смысловом поле". Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, "оформляет" ее в "игру". Сюжетно-ролевой эта игра становится тогда, когда в ней появляются "открытые" сюжет и роль.

Таким образом, сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, как указывала Д. В. Менжерицкая прежде всего зависит от преобладающего мотива деятельности.

Другим ведущим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.

Роль возникает на первых этапах развития игры с помощью взрослого, представляющего ребенку сюжетные игрушки, с которыми он может выполнять усвоенные ранее схемы человеческих действий, причем принятие роли становится возможным при эмоциональном отношении ребенка к обыгрыванию игрушки. Роль это не конкретное лицо, взятое из жизни, и не осознанно собирает образ роли из многочисленных наблюдений, перерабатывая и дополняя их.      

Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.

На протяжении дошкольного детства игровой образ изменяется. Так, Е. Н. Литвинова утверждает, что в младшем дошкольном возрасте в основе создания образа лежит подражание внешней стороне деятельности взрослых в отличие от старших дошкольников, которые отражают в образе переживания взрослых.

Способность реализовать роль в игре предполагает, что ребенок владеет средствами "изображения" роли, среди которых в психолого-педагогических исследованиях чаще всего называют речь, мимику, жестикуляцию, пластику, технику выполнения каких-то действий. Особенно важен словесный способ выполнения роли, когда словом обозначаются действия, выражаются мысли и чувства, создается новые эпизоды игры.

Ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, которое и составляет игры. "Аффективный характер" ролевого поведения означает, что такое взаимодействие носит ярко выраженную эмоциональную окраску. Требуемые от ребенка умение адекватно реагировать на изменяющееся входе игры ролевое поведение партнера и устанавливать содержательные связи своей роли с другими, проявляются, прежде всего, в своеобразном "Эмоциональном обмене", т. е. именно эмоции доминируют во внутри игровом общении. Все вышесказанное дает достаточно оснований судить о специфике творческих способностей, проявленных ребенком в сюжетно-ролевой игре, как о способностях воображения, что позволяют сделать вывод о том, что  игра как вид особой деятельности оказывает влияние на развитие креативности у дошкольников.

Необходимо сказать, что игра может быть рассмотрена как средство развития креативности, а ее организация для развития креативности – как необходимое условие креативности дошкольника,

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является условием развития творчества, но это условие не достаточное. Достаточность оно приобретает, если создаются специальные педагогические условия, необходимые для развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

3. Условия развития  креативности у старших дошкольников

в процессе сюжетно-ролевой игры

 Особое внимание следует уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развитие творчества дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

 Начало развития творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст, когда меняется характер тип деятельности по сравнению с ранним детством,. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех вида деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию.

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.

Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если мы относимся к игре серьезно, с искренним интересом, понимаем замыслы детей, их переживания. Ребята охотно рассказывают нам о своих планах, обращаются к нам за советом и помощью.

А можно ли вмешиваться в игру? Так, Д.В. Менджерицкая утверждает, что такое право есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в процессе этого вида деятельности мы богатый материал для изучения своих воспитанников, стараемся найти правильный подход к каждому ребенку.

Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, мы знакомим детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).

Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием героя произведения. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через  внешнее действие.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределении ролей и на реализацию игровых образов.

Наша задача – помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Но не следует предлагать детям разработанные  готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану, копировать, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

Очень важно давать простор детской инициативе, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Мы стараемся не стеснять инициативу, не навязывать те или иные игры.

Руководя игрой, мы всегда помним о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Мы стараемся очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.

Мы стараемся предложить тему игры не группе в целом, а отдельным детям или небольшими группами детей: это позволяет считаться с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

У творчески одаренных детей - творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место.

Проявление креативности подвержено влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными задачами.

 Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. К мыслям, высказываемым детьми, мы относимся с уважением, поощряем детей в их попытках браться за сложные задачи, развиваем тем самым их мотивацию и настойчивость.

Для стимуляции творческой активности, на наш взгляд, выступают следующие факторы:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы.

2. Обогащение развивающей среды самыми разнообразными, новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Руководство взрослыми игровой деятельностью детей выражается в обогащении содержания игры, а также в развитии игры в соответствии с возрастными возможностями ребенка. Этап игры детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, требует развития ролевого поведения в играх дошкольников, а с другой – сюжетосложения, как перспективного этапа развития игры, наиболее творческого, предполагающего высокий уровень развития креативность.

Таким образом, следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в нашей группе. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение  для развития творчества ребенка.

4. Система работы с дошкольниками по развитию креативности

в процессе сюжетно-ролевой игры

Особенность формирования игровых умений по мнению Н.Я.Михайленко заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер. Он, как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Для решения задач, поставленных для условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, было проведено педагогическое наблюдение.

В наблюдении участвовали дети старшего дошкольного возраста дошкольного образовательного учреждения № 3 «Ромашка»

В педагогическом наблюдении принимало участие 20 детей.

Работа проводилась поэтапно:

На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей, беседа. Мы изучили интересы детей, их любимые игры, характер отношений в игре, кто с кем может играть. Создали соответствующую предметно-развивающую среду, опираясь на следующие принципы: гибкое зонирование, активность  (свободный выбор цели и способа действия), новизна (преодоление стереотипности и однообразия). В своей работе использовали косвенный прием, т.е. вносили игрушки для создания игровой атмосферы еще до начала игры, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме или обогатить уже имеющийся. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. Затем приняв участие в игре: разъясняла, советовала, помогала договариваться детям при выборе ролей. В ходе игры старалась целенаправленно влиять на содержание сюжетно-ролевых игр, взаимоотношение детей, их поведение.

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:

  1. Оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
  2. Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
  3. Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
  4. Вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре:

Низкий уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.

Средний уровень: ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует  в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

Высокий уровень: ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить  новое использование для известных предметов и объектов.

Для определения уровня креативности в игре, детям были предложены следующие задания:

Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой".

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень – средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?"

Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень –низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Тематика сюжетно-ролевых игр девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж-мастерская», «Война». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений. Дети не разыгрывали новых тем. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Три ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).

Сюжетно – ролевая игра детей старшего дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Высокий уровень - 5 человек (25%)

Средний уровень –  10 человек (50%)

Низкий уровень – 5 человек  (25%)

Уровень развития креативности детей на начальном этапе

Развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:

  1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организована с учетом дифференцированного подхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;
  2. Создана комфортная развивающая среда и атмосфера эмоционального принятия ребенка;
  3. Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в игре у детей старшего дошкольного возраста;
  4. В сюжетно-ролевой игре присутствует сопровождение со стороны педагога.
  5. Нами было разработано перспективное планирование для детей средней и старшей группы с целью развития креативности у детей дошкольного возраста в ходе придумывания новых игровых сюжетов

 Совместно с родителями воспитанников была создана картотека сюжетно-ролевых игр с цветными иллюстрациями, которая оказывает огромную помощь в развитии  сюжетных игр. Преимущество созданной картотеки заключается в том, что с помощью карт дети могут обыграть различный сюжет: «Семья», «Больница», «Библиотека» и т.д. Параллельно с детьми проводилась беседа по иллюстрациям и составление рассказов на заданную тему детьми. Такая работа способствовала обогащению игрового сюжета, включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога. Так же в группу приобрели и  изготовили игры: «Профессии», «Кому принадлежит?», «Что лишнее?» и т.д.

В игровых уголках, благодаря родителям появились пульты, панели с кнопками, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты), так и девочки (касса).

Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр – все, на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан). В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры: они играли для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент.

Сюжетная игра-это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. А если следовать современной классификации детских игр, то от полутора до двух часов ежедневно дети старшего дошкольного возраста должны играть в сюжетно-ролевые игры.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в нашей группе мы имеем возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению – ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию.

Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта. Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования полноценной личности.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

Совместно с родителями старших групп было проведено родительское собрание на тему: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста». Так же были подготовлены и проведены консультации: «Игра не пустая забава», «Специфика общения детей в сюжетно-ролевых играх», «Не учите ребенка играть».

Изучение на контрольном этапе показало:

Высокий уровень – 8 человек (40%)

Средний уровень –  10 человек (50%)

Низкий уровень – 2 человек  (10%)

Уровень развития креативности детей на контрольном этапе

Наблюдение проводилось в естественных условиях группы детского сада, где была создана обстановка, позволяющая ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.

Основные трудности были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Первоначально дети недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали поведение как игру, которая скоро закончится. Вхождение педагога в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Дети стали чаще обращаться с вопросами.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появилось больше доверия, уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта.

У тех детей, чьи результаты были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач.

Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. Изучение показало, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

Заключение

С уверенностью можно сказать, что развитие креативности в процессе сюжетно-ролевой игры проходит успешно, когда соблюдены все условия:

  1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста организована с учетом дифференцированного подхода к детям;

2.Создана комфортная среда и атмосфера эмоционального принятия ребенка;

3.Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в игре;

4.Сопровождение сюжетно-ролевой игры со стороны воспитателя;

 В ходе игровой деятельности устанавились доброжелательные отношения педагогом и детьми,   дети были привлечены за счет игровых приемов, внесенных элементах новизны, необычности в традиционных формы организованной игровой деятельностью.

В результате проведенного изучения подтвердилась гипотеза опыта работы и решены поставленные задачи.

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.
  2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. -  №5. - С.49-58.
  3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
  4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
  5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
  7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1998.
  8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
  9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.
  10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.
  11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. - №10.
  12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.
  13. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
  14. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
  15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.
  16. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.-  1999. - №12.
  17. Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1989. -  т. 6. - С.54-55.
  18. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.
  19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.
  20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
  21. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.
  22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.
  23. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.
  24. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
  25. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.
  26. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999.
  27. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1999.
  28. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.
  29. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,2006.
  30. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей  дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.
  31. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.
  32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005.
  33. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.
  34. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил.
  35. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2001. -  №6.
  36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1999.
  37. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с.
  38. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. -  1998. - №5-6.
  39. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т. I. - С.104.
  40. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.
  41. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.
  42. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,2001. - С.140.
  43. Хазратова Н. В. Проблема измерения  креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения (с.114-117).
  44. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.
  45. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002.
  46. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999.
  47. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.
  48. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.
  49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.
  50. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Опыт работы "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через игру"

Творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображения одна из главных задач дошкольного воспитания....

Опыт работы "Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в работе инструкторов по физической культуре, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу с дошкол...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...