«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
методическая разработка на тему

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитания»

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни,  который закладывается с раннего возраста.  Поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности.

  Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого- педагогические приемы, методы, технологии, которые  направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Вопрос использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитания дошкольников выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л.Л.Головина, Ю.А.Копылов. Мониторинг результатов проведения здоровьесберегающих мероприятий, анализ в оздоровительной физкультуре наиболее полно были раскрыты в работах В.В.Зайцевой, В.Д.Сонькина. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.А.Амосовой, А.Г.Комкова, М.Я.Виленского.

Анализ проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также  недостаточно полная её разработанность обусловили выбор темы  работы: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитания».  

        Актуальность выбранной темы позволила определить цель работы и ряд задач для ее достижения:

целью является:  использование здоровьесберегающих технологий для развития мотивации здорового образа жизни, формирования поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.

        задачи:

- сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

- сформировать понимание основ здорового образа жизни;

- формирование активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

- сформировать умение перевести в навык, обладающий его целевого использования;

- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по  укреплению их здоровья.

Для реализации поставленных цели и задач разработала и реализую в течение 2012-2014 года систему сохранения и укрепления здоровья детей старшей и подготовительной к школе группы, основанную на рациональном использовании здоровьесберегающих технологий во время воспитательно-образовательного процесса.

Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют:
рациональное использование гибкого режима дня,
смена видов деятельности, ежедневные прогулки, походы, экскурсии.

 Для осуществления здоровьесберегающих мероприятий пополнила предметно-развивающую среду: оформила дорожки для профилактики плоскостопия, коврики для релаксации.

Во время  проведения НОД провожу динамические паузы
(физминутки), игры малой подвижности.

 Для профилактики ОРЗ и гриппа провожу лечебно-оздоровительные мероприятия: витаминизация, закладывание в нос оксолиновой мази, чесночные бусы и т.д.

 Использую в работе в работе методики специального закаливания детей А.Уманской и К. Дейнеки, которые включают: закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв, обширное умывание, босоножье.

 Укреплению дыхательного тракта способствуют игровые комплексы дыхательных гимнастик: «Любимый носик», «Поиграем с носиком», которые провожу во время утренней гимнастики и после дневного сна.
Также использую самомассаж рук «Поиграем с ручками», «Умывалочка», пальчиковая гимнастика, что значительно стимулирует прилив крови к рукам и повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.  Использую их на занятиях в качестве физкультурных минуток и в свободное время.

     Основные формы работы по формированию у дошкольников поведенческих навыков ЗОЖ:

-физкультурно-оздоровительные мероприятия;

-обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий;

-познавательные занятия;
-опытно-экспериментальная деятельность;

-решение проблемных ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья;

- складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков;

- досуги, развлечения и праздники.

Для оценки сформированности поведенческих навыков ЗОЖ использую методику В.А. Деркунской, опираясь на малоформализованные методы: наблюдение, беседа, создание игровых ситуаций, анализ продуктов детскойдеятельности.
             Разработала календарно-тематическое планирование кружковой деятельности  по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни и навыков безопасного поведения (Приложение №1).

Содержание кружковой работы обусловлено возрастными особенностями и возможностями детей: в старшем возрасте преобладает работа по формированию умений дошкольника на основе имеющихся знаний самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного, разумного поведения в непредвиденных ситуациях.
       Формы работы:

- познавательные занятия – «Что находится внутри меня?», «Как уберечь себя от болезней», «Уроки Мойдодыра»;

-игры и игровые упражнения – «Полезно – вредно», «Да – нет!», «Помоги себе»;

- решение проблемных ситуаций – «Если ты остался один дома», «Улица твоего города», «Маленький пешеход»;

Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников активно решаю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы, как родительские собрания, консультации, анкетирование (Приложение№3).

          Активно делюсь опытом с коллегами. Для педагогов учреждения разработаны карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста,  комплекс минуток здоровьесбережения для педагогов «Волшебная палочка», а также организован мастер-класс для педагогов «Урок здоровья» (Приложение№2).

Считаю, что  использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию мотивации здорового образа жизни, формированию поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитанию культуры здоровьесбережения.


Литература
1. Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
5. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»...

Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».

Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие ...

Консультация для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни в семье при использовании здоровьесберегающих технологий».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает особую ответственность не только на ДОУ, но и на членов семьи, и, в первую очередь,...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий....

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников с использованием современных игровых технологий

Игры - неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое сос...

Мастер- класс с родителями по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

При воспитании детей дошкольного возраста просто необходимо использование здоровьесберегающих технологий, так как это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических ...