Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Кокина Марина Владимировна

Последнее время в мировой образовательной практике большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения, организация которого предполагает определённую гибкость образовательной системы, творческий подход, учитывающий особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в наших условиях включение приходящих в детский сад детей с различными видами отклонений в общий контингент массовых групп не является исключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._kokinoy_dou_5_usole-2.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Владимировна Кокина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» МО «г. Усолье-Сибирское»

Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР

Последнее время в мировой образовательной практике большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения, организация которого предполагает определённую гибкость образовательной системы, творческий подход, учитывающий особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в наших условиях включение приходящих в детский сад детей с различными видами отклонений в общий контингент массовых групп не является исключением. Напротив, мы должны работать с каждым ребёнком индивидуально, используя весь арсенал имеющихся у нас средств и методов обучения и коррекции. Для эффективного управления инклюзивным процессом в условиях массового детского сада необходима реализация такой командной формы работы, которая позволит проводить необходимую диагностику, коррекцию и мониторинг результативности инклюзии комплексно. Командное взаимодействие позволяет также оптимально согласовывать интересы всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов.

Работа над развитием разных сторон речи у дошкольников – одна из главных задач педагога-воспитателя. Наличие общих нарушений речи (ОНР) у посещающего детский сад ребёнка обуславливает необходимость целенаправленного коррекционного воздействия в зависимости от недостаточности у него той или иной речевой компоненты. В то же время в массовом детском саду не предусмотрены часы коррекционных занятий с детьми с тем или иным вариантом дизонтогенетического развития, в частности, нарушениями речи. Поэтому коррекционно-развивающие игры и упражнения либо включаются в обязательные занятия, предусмотренные образовательной программой детского сада (например, игры на развитие связной речи, расширение и активизацию словаря), либо проводятся между обязательными режимными моментами в свободное от других занятий время.

Новые ФГОС дошкольного образования учитывают индивидуальные потребности ребёнка (особые образовательные потребности), связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Это значит, что дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу с учётом особых образовательных потребностей детей с различными вариантами дизонтогенеза. Как предупреждение, так и преодоление речевых нарушений у ребёнка в дошкольном возрасте должно осуществляться при активном участии родителей, особенности речевого поведения которых являются образцом для ребёнка, а их помощь в коррекции является важной и необходимой.

Однако в последние годы возникло серьёзное осложнение: несмотря на устойчивую динамику роста речевых нарушений у дошкольников, в муниципальных системах дошкольного образования наблюдается тенденция свёртывания логопедических служб. Поэтому вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена теперь главной задаче – подготовки к успешному обучению в школе, и успех в этой работе может быть достигнут только в тесном контакте воспитателей и родителей. В то же время анализ литературы и практический опыт показывают, что проблема преодоления речевых нарушений у дошкольников в условиях массового детского сада при отсутствии логопеда является малоразработанной. Можно констатировать недостаточное количество специальных рекомендаций по данной проблеме.

Таким образом, актуальность моих педагогических поисков в условиях массового детского сада была обусловлена высокой значимостью и недостаточной разработанностью вопроса коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями усилиями воспитателей при отсутствии логопеда. Направлением моей методической работы стало выявление нарушений речи у старших дошкольников с целью разработки комплекса коррекционно-педагогических мероприятий по их преодолению.

В своей работе я использую преимущественно групповые (или подгрупповые) формы работы, реже – индивидуальные, поскольку индивидуальные занятия проводятся в основном в утреннее или вечернее время. Время занятий варьируется от 5 до 15 минут, в зависимости от целей, содержания игры, а также самочувствия детей. Частота занятий – 2–4 раза в день, в зависимости от плотности занятости дошкольников и воспитателя другими занятиями, а также степени тяжести ОНР у отдельных детей.

Коррекционно-педагогическая работа строится с учётом структуры и степени тяжести речевого нарушения, особенностей неречевых психических процессов, развития общей и мелкой моторики. Таким образом в течение года используются следующие виды работ, направленные на овладения письменной речью:

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики: «Собери бусинки в разные коробочки», «Волшебная шнуровка», «Лего», «Конструктор»; пальчиковые игры, собирание пазлов, мозаик, нанизывание бус и пуговиц; разнообразные виды ручного труда, особенно работа с иголкой и штампами (карандаши, ниткопись, бисерография, лепка).
  2. Игры для развития дыхания: «Ветерок», «Загони ватный шарик в ворота», «Игра на дудочке», «Бабочка – лети» и др.
  3. Логоритмические упражнения с использованием детских музыкальных инструментов (ложки, бубенчики и др.).
  4. Настольно-печатные, дидактические игры: «Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам» и др.
  5. Игры-инсценировки, инсценировки сказок, конкурсы «Кто лучше изобразит героя сказки», где дети упражняются в правильной интонации, темпе, громкости речи.
  6. Индивидуальное рассказывание, по ролям, описание картин, прослушивание сказок, заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок. Такие упражнения также способствуют развитию интонационной и темпо-ритмической стороны речи.
  7. Артикуляционная гимнастика.
  8. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  9. Игры на развитие связной речи: «Пойми меня», «Распространи предложение», «Закончи сам» и др.
  10. Игры на формирование грамматического строя речи: «Подбираем рифмы», «Чьё всё это?», «Кузовок» и др.
  11. Игры на развитие звуковой культуры речи: «Строим дорожку», «Придумай слово», «Ловушка», «Поймай слог» и др.

Все предложенные игры и упражнения находят живой отклик у детей. Игровые формы работы вызывают интерес к речевым и неречевым упражнениям. Их разнообразие поддерживает мотивацию к речевой работе, развивает внимание к собственной речи.

Рассматриваемые игры и упражнения чередуются, частота применения зависит от состояния трудностей и динамики их преодоления. Так, например, с ребёнком, у которого выявлены достаточно грубые нарушения всех сторон речи (лексики, грамматики, несформированность слоговой структур слова, понимание речи), недостаточность внимания, произвольной регуляции деятельности, сниженная работоспособность, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Индивидуальные занятия занимают, как правило, 5–10 минут. На групповых занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребёнку.

Однако центром приложения сил должна стать семья. Я глубоко убеждена, что именно ей ежедневно создаваемые условия становятся профилактикой нарушений речи и фактором, содействующим успешному преодолению ОНР. Поэтому в практике коррекционно-педагогической работы с этой категорией дошкольников мной используются индивидуализированные домашние задания, «закрепляющие пройденное» на занятиях.

А вот для того, чтобы родители наших подопечных становились активными участниками коррекционно-развивающего процесса, необходима уже системная теоретическая и практическая информационная поддержка как со стороны воспитателя, так и со стороны педагогического коллектива детского сада: беседы, лекции, тренинги, консультации, в том числе в дистанте, мастер-классы, организация и проведение совместных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД

В этой методической разработке представлена работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия; развитию речевой моторики; формированию произносительных умений и навыков; работа по фор...

Календарный план работы по преодолению нарушений речи детей посещающих старшую группы

Календарный план индивидуальной работы по преодолению  нарушений речи детей посещающих старшую группу....

Календарный план работы по преодолению нарушений речи у детей посещающих подготовительную к школе группу.

Календарный план работы по преодолению нарушения речи у детей посещающих подготовительную к школе группу....

Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи....

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...