Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии

В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Чуркина Т. А.учитель - логопед ГБДОУ детский сад №50 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не  может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»

                                                               К. Д.  Ушинский

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.  В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем), ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас.  К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Своевременное и правильное речевое развитие  - необходимое условие формирования личности ребенка.

В последние годы в силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин число детей с проблемами в речевом развитии растёт повсеместно. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.  Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации его поведения и деятельности, формирование социальных связей. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе [8].

Анализ литературы выявил наиболее освещенные вопросы по словообразованию. Из литературы ясно, что эффективным средством коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи является дидактическая игра [1].

Исходя из выше сказанного, была поставлена цель: осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе, посредством формирования навыка словообразования через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

- учить навыкам словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;

- учить грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно;

- учить использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

В основу работы положены следующие принципы:

- доступности (информация излагается в доступной форме);

- системности;

- комплексности;

- последовательности (знания по проблеме даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);

- наглядности (плакаты, специальное оборудование для проведения специально - организованной деятельности и т.д.), где можно увидеть, услышать, потрогать, чем реализуется стремление ребенка к познанию);

- динамичности;

- дифференциации;

- преемственности (каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания);

- сотрудничества;

- интеграции (позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала).

Методы работы с детьми:

- наглядные (показ видеоматериалов, рассматривание иллюстраций и т.д.)

- словесные (беседа, устное изложение, и т.д.)

- практические (дидактические игры и упражнения, тренинги, инсценировки, практикум, и т.д.)

Формы работы с детьми:

-подгрупповые занятия;

- индивидуальные занятия;

- совместные игры с логопедом;

- беседы;

- инсценировки.

Среди средств обучения немаловажную роль играют:

- технические средства обучения: мультимедиа, использование видео - аудиоматериалов;

- наглядный иллюстративный материал;

- настольно - печатные игры: («Что забыл нарисовать художник», «Кого везут в зоопарк», «Назови не ошибись», «Большой - маленький»,  «Волшебная палочка», «Волшебный паровозик», «Наведи порядок», «Собери букет», «Речевое лото», «Поиграем вместе» и т.д.).

Развитие словообразования различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных) происходит последовательно-параллельно. Вся работа осуществляется  интегрировано, участием воспитателей, родителей в соответствии с этапами коррекционной работы.

Был разработан перспективный план подгрупповых логопедических занятий, разработаны конспекты по формированию лексико-грамматических категорий, где по каждой лексической теме подобраны игры и упражнения.

Дидактические игры и упражнения по формированию словообразования подобраны на основе программного материала, предложенного Т.Б. Филичевой и Г.С.Чиркиной [11], дополнены дидактическим и речевым материалом З.Е. Агранович [2], Н.В. Нищевой [9], Н.Э. Теремковой [10].

Положительные результаты работы с детьми во многом зависят от работы с родителями. Поэтому используются разные формы работы с родителями:

- информационные (родительские собрания с просмотром фрагментов занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»);

- информационные стенды  («Консультации для родителей», «Подготовка руки дошкольника к письму» и т.д.);

- индивидуальные (консультирование родителей, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей);

- коллективные (совместная деятельность детей и родителей: игра – соревнование «Дошколята – Знатоки»).

Так же родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка, предлагается недельный комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков. Материал, собранный в рабочей тетради, рассчитан на совместную деятельность детей и взрослых, с целью ознакомления взрослых с речевым материалом, изучаемой лексической темы.

Немаловажное значение имеет работа с воспитателями. С воспитателями проводятся информационно-практические и обучающие занятия, консультации, мастер-классы, презентации дидактических игр и методических пособий по проблеме, педагогические советы и другие мероприятия. Разработана тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, в которой прописана индивидуальная образовательная траектория.

В результате коррекционной работы дети достигают высокого уровня сформированности навыков словообразования. В итоге коррекционной  работы дети  без затруднений продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных. Умеют грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговариваться четко, правильно употребляют простые и почти все сложные предлоги. В свободной речи используют  слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

В заключении можно добавить, что развитие речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. И в словах великого Цицерона мы можем рассмотреть саму суть профессии учителя в целом, а, в частности, профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». 

Список литературы

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду». - М., 1972.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- Спб, 2010.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1978.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Издательство
    Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., Просвещение, 1990.
  6. Крупенчук О.И. научите меня правильно говорить. – Спб., 2008.
  7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд. «Союз », 2001.
  8. Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М., ВЛАДОС, 1998.
  9. Нищева Н.В.    Программа коррекционно-развивающей работыв логопедической группе для детей с ОНР (с 4 – 7 лет). - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.
  10. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4. В 4-х частях – М.,2014.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения детей с ОНР. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
  12. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.

Данная  презентация отражает взаимодействие  всех служб дошкольного учреждения при  работе  с детьми имеющими нарушения зрения - как первичный дефект,  так и вторичные отклоне...

Рекомендации для воспитателей к проведению коррекционной работы по заданию учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта

Перспективное планирование по образовательным областям, для закрепления материала воспитателями группы компенсирующей направленности...

СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В тезисах рассматривается проблема формирвоания словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. А также содержание исследования и коррекционной логопедической работы по преодолению наруше...

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способа...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...