« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».
Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:
· Коррекция речевых нарушений через:
· развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;
· формирование лексико-грамматических категорий;
· коррекция связной речи;
· овладение навыками фонематического анализа.
· Развитие коммуникативных способностей и умений.
· Формирование математических представлений.
· Развитие познавательных способностей.
· Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В игровые тематические комплексы включены: артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики; игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.
Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.
Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.
Основные направления:
· речевое развитие;
· развитие познавательных способностей:
-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);
-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);
-творческое развитие (воображение);
-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);
-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);
· художественно-эстетическое развитие;
· социально-коммуникативное развитие;
· физическое развитие.
С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.
Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.
Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.
В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.
Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала, занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.
В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.
1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
3. Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).
4. Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.
5. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).
Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:
· способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
· создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».
Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:
- Коррекция речевых нарушений через:
- развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- коррекция связной речи;
- овладение навыками фонематического анализа.
- Развитие коммуникативных способностей и умений.
- Формирование математических представлений.
- Развитие познавательных способностей.
- Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В игровые тематические комплексы включены: артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики; игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.
Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.
Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.
Основные направления:
- речевое развитие;
- развитие познавательных способностей:
-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);
-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);
-творческое развитие (воображение);
-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);
-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.
Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.
Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.
В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.
Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала, занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.
В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.
- Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
- Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
- Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).
- Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.
- Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).
Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:
- способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
laquo;Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фр...
Мастер-класс "Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс "Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников"
Авторский мастер-класс...
Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников
Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад «Светля...
Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников.
Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников....
"Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
На занятиях с ребенком с ОВЗ необходимо использовать такие методы и приемы, которые способны развить интерес ребенка к совместной деятельности и удерживать его на протяжении всего занятия. Одной ...
Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ.
Методические рекомендации содержат описание 4-х игровых заданий с использованием набора Фребеля для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста....