« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Никитюк Ольга Михайловна

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».

 

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.

 

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

·         Коррекция речевых нарушений через:

·         развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;

·         формирование лексико-грамматических категорий;

·         коррекция связной речи;

·         овладение  навыками фонематического анализа.

·         Развитие коммуникативных способностей и умений.

·         Формирование математических представлений.

·         Развитие познавательных способностей.

·         Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

 

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В игровые тематические комплексы включены:  артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

 

Основные направления:

 

·         речевое развитие;

·         развитие познавательных способностей:

-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);

-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);

-творческое развитие (воображение);

-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);

-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);

·         художественно-эстетическое развитие;

·         социально-коммуникативное развитие;

·         физическое развитие.

 

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

 

Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.

            В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.

Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала,  занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.

 

В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.

1.      Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

2.      Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

3.      Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).

4.      Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.

5.      Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

 

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

 

В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).

 

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции  посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с  тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:

·         способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

·         создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

·         обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

 « Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

  • Коррекция речевых нарушений через:
  • развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • коррекция связной речи;
  • овладение  навыками фонематического анализа.
  • Развитие коммуникативных способностей и умений.
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие познавательных способностей.
  • Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В игровые тематические комплексы включены:  артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Основные направления:

  • речевое развитие;
  • развитие познавательных способностей:

-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);

-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);

-творческое развитие (воображение);

-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);

-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);

  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.

         В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.

Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала,  занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.

В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.

  1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
  2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
  3. Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).
  4. Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.
  5. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. 

В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции  посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с  тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:

  • способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

laquo;Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фр...

Логопедическая игра на автоматизацию звуков "Построй домик" (с использованием дидактического набора "Дары Фребеля")

Логопедическая игра на автоматизацию звуков "Построй домик" (с использованием дидактического набора "Дары Фребеля")...

Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников

Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад  «Светля...

Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников.

Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников....

"Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

На занятиях с ребенком с ОВЗ необходимо использовать такие методы и приемы, которые способны развить интерес ребенка к совместной деятельности и удерживать его на протяжении всего занятия. Одной ...