«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
статья (старшая, подготовительная группа)

Никитюк Ольга Михайловна

 «Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

 

Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фрёбеля» в работе по коррекции речи с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов выкладывания предметов (пример тема «Овощи»).

1       Вариант.

Детям дается картинка с изображением силуэта предмета, они называют что изображено. Воспитатель предлагает сделать их яркими и раскрасить предметы цветными «фишками».

Раскрась лук (выкладываем предмет, используя его силуэт определенными фишками).

2       Вариант.

Воспитатель предлагает сделать их  яркими и раскрасить предметы, спользуя наборы.

Раскрась баклажан ( выкладываем предмет, используя его силуэт любыми фишками или «ассорти» фишек).

3 Вариант.

Воспитатель предлагает выложить помидор (выкладываем заданный предмет по представлению).

4 Вариант.

Воспитатель предлагает выложить любой овощ (выкладываем предмет по представлению на свой выбор).

Это выкладывание предмета на плоскости с использованием наборов №№ 7, 8, 9, 10.

После того как дети выложили предметы, проводятся дидактические игры,   направленные на коррекцию речи (примерные игры):

1.     «Волшебники»

Цель: обогащать активный словарь, упражнять в образовании существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным суффиксами; (помидор – помидорище – помидорчик)

2.     «Что можно приготовить»

Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

·        что можно приготовить из овощей. (Салат, борщ, щи, суп, котлеты, запеканку, пюре, икру, сок).

·        Затем играют в дидактическую игру «Какой?, какая?, какое?». (Салат из овощей – овощной, котлета из моркови – морковная и т.д.).

3.     «Как можно приготовить»

Цель: активизировать словарь прилагательных  или глаголов;

·        Дети перечисляют, как можно приготовить овощи (жарить, варить, парить, консервировать, мариновать, тушить, солить, замораживать, квасить, запекать, фаршировать).

·        Затем дети образовывают прилагательные от глаголов (жарить – жаренный и т.д.).

4.     «Ответь на вопрос»

Цель: учить образовывать форму родительного, винительного, дательного, творительного и предложного падежей (склонение по падежам).

Беседа по теме «Овощи»

Каких овощей много на грядке?

Какие овощи срезают, срывают, выкапывают?

К какому овощу подойдешь в магазине?

Чем можно наесться?

О чем можно рассказать?

5.     «Составь описательный рассказ»

Цель: развивать связную, грамматически правильную монологическую речь

Составляет описательный рассказ о нём. (Если ребёнок затрудняется составить рассказ, можно предложить ему мнемосхему).

6.     «Кто больше назовет»

Цель: активизировать и обогащать словарь признаков или действий.

Используемые материалы: наборы №№ 10, J1, J2.

      1  Вариант

Ребенок называет слова (признаков или действий) и нанизывает на шнурок фигуры.

2     Вариант

Дети называет слова (признаков или действий) и нанизывает на шнурок фигуры. Игра носит соревновательный характер, кто  больше слов назовет, тот и выигрывает.

(Круглый, овальный,  жгучий,  сладкий, горький, сочный, спелый, вкусный, полезный, жаренный и т.д. или растет, зреет, сажают, поливают, моют и т.д.)

Вместо шнурка с предметами можно использовать «грибочки»  (J2) или выкладывать фишки (10).

 

Все игры направлены на развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики.

 Таким образом, мы видим интеграцию образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

 

Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фрёбеля» в работе по коррекции речи с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов выкладывания предметов (пример тема «Овощи»).

  1. Вариант.

Детям дается картинка с изображением силуэта предмета, они называют что изображено. Воспитатель предлагает сделать их яркими и раскрасить предметы цветными «фишками».

Раскрась лук (выкладываем предмет, используя его силуэт определенными фишками).

  1. Вариант.

Воспитатель предлагает сделать их  яркими и раскрасить предметы, спользуя наборы.

Раскрась баклажан ( выкладываем предмет, используя его силуэт любыми фишками или «ассорти» фишек).

3 Вариант.

Воспитатель предлагает выложить помидор (выкладываем заданный предмет по представлению).

4 Вариант.

Воспитатель предлагает выложить любой овощ (выкладываем предмет по представлению на свой выбор).

Это выкладывание предмета на плоскости с использованием наборов №№ 7, 8, 9, 10.

После того как дети выложили предметы, проводятся дидактические игры,   направленные на коррекцию речи (примерные игры):

  1. «Волшебники»

Цель: обогащать активный словарь, упражнять в образовании существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным суффиксами; (помидор – помидорище – помидорчик)

  1. «Что можно приготовить»

Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

  • что можно приготовить из овощей. (Салат, борщ, щи, суп, котлеты, запеканку, пюре, икру, сок).
  • Затем играют в дидактическую игру «Какой?, какая?, какое?». (Салат из овощей – овощной, котлета из моркови – морковная и т.д.).
  1. «Как можно приготовить»

Цель: активизировать словарь прилагательных  или глаголов; 

  • Дети перечисляют, как можно приготовить овощи (жарить, варить, парить, консервировать, мариновать, тушить, солить, замораживать, квасить, запекать, фаршировать).
  • Затем дети образовывают прилагательные от глаголов (жарить – жаренный и т.д.).
  1. «Ответь на вопрос»

Цель: учить образовывать форму родительного, винительного, дательного, творительного и предложного падежей (склонение по падежам).

Беседа по теме «Овощи»

Каких овощей много на грядке?

Какие овощи срезают, срывают, выкапывают?

К какому овощу подойдешь в магазине?

Чем можно наесться?

О чем можно рассказать?

  1. «Составь описательный рассказ»

Цель: развивать связную, грамматически правильную монологическую речь

Составляет описательный рассказ о нём. (Если ребёнок затрудняется составить рассказ, можно предложить ему мнемосхему).

  1. «Кто больше назовет»

Цель: активизировать и обогащать словарь признаков или действий.

Используемые материалы: наборы №№ 10, J1, J2.

      1  Вариант

Ребенок называет слова (признаков или действий) и нанизывает на шнурок фигуры.

  1. Вариант

Дети называет слова (признаков или действий) и нанизывает на шнурок фигуры. Игра носит соревновательный характер, кто  больше слов назовет, тот и выигрывает.

(Круглый, овальный,  жгучий,  сладкий, горький, сочный, спелый, вкусный, полезный, жаренный и т.д. или растет, зреет, сажают, поливают, моют и т.д.) 

Вместо шнурка с предметами можно использовать «грибочки»  (J2) или выкладывать фишки (10).

Все игры направлены на развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики.

 Таким образом, мы видим интеграцию образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»

Статья посвящена коррекционно-развивающей  работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом....

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, ...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...

Презентация Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающий работе с детьми ОВЗ

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил назва...

"Использование игорового набора "Дары Фрёбеля" в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников"

В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с...

Конспект - Мастер-класс для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"

Цель мастер-класса: Предоставление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ.Задачи:озвучить актуальные пробл...