ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД
методическая разработка по логопедии по теме

В этой методической разработке представлена работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия; развитию речевой моторики; формированию произносительных умений и навыков; работа по формированию лексико - грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_nedostatkov_rechi_u_detey.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ

МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Дети с функциональной дислалией и с лексико-грамматическими нарушениями речи не готовы к обучению в школе. Они на протяжении дошкольного возраста недостаточно усвоили необходимый для обучения словарный запас и языковые грамматические формы, не подготовлены к овладению звуковым морфологическим анализам слов.

 Преодолеть эти недостатки возможно только после проведения соответствующей логопедической работы во временной группе, на логопункте.

Необходимо заполнить речевые карты на каждого ребёнка, составить план индивидуально-подгрупповой коррекционной работы и довести его до сведения родителей и воспитателей.

Систему коррекционной работы по формированию правильного произношения можно разделить на несколько этапов.

 I этап. Подготовительный.

1 .Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

                А) Узнавание неречевых звуков

На фронтальных занятиях и прогулках у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На занятиях проводят специальные игры, на прогулке обращают внимание дошкольников на шум деревьев, проходящего автомобиля, поезда, трамвая, на пение птиц.

Б) Различение высоты, силы, тембра голоса - на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Этим целям служит целый ряд игр: "Успокой куклу", "Эхо", "Вьюга", "Гудок", "Дует ветер", "Волк и семеро козлят", "Котенок". Например, можно показывать детям игрушечного котенка и попросить внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, а как - когда далеко. Затем он произносит: "Мяу!", чередуя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Затем предложить детям помяукать в зависимости от команды "близко" или "далеко".

                В) Различение слов, близких по звуковому составу. На наборном полотне выставляются в одну линию картинки, названия которых звучат очень похоже, например, ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем детям дают по одной картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже (например, дом, рак, лук, платок, норка).

Г) Дифференциация слогов.  Ребенок называет слог ("па"), логопед называет тот же слог или оппозиционный ("ба"). Дети, услышав одинаковые слоги, поднимают красный кружок, разные - зеленый.

Д) Дифференциация фонем (звуков). На первых занятиях проводят игры по дифференциации гласных звуков. Детям раздаются картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит: "У-у-у!", девочка плачет: "А-а-а!", птичка поет: "И-и-и". Затем он попеременно произносит эти звуки, сначала удлиненно:          "а-а-а-а" (или "у-у-у-у" или "и-и-и-и"), а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующие картинки. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных звуков.

Начинать дифференциацию согласных надо с тех, которые ребенок хорошо произносит.

Е) Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове, отхлопывая двух-трехсложные слова, выделять ударный слог.

После этого проводится анализ гласных звуков. Детям раздают по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например,           "а", "ау", "иоу", "о", а дети раскладывают на столах такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. Дети по очереди подходят к столу логопеда и вытаскивают специально подобранные картинки. Например, для выделения в конце слова взрывных согласных звуков в конверт помещают следующие картинки: кот, кнут, паук, каток, танк, мак, жук, лук... Ребенок, вынув из конверта картинку, называет ее громко, выделяя голосом последний звук. Затем этот звук ребенок произносит отдельно.

2. Устранение недостаточности развития речевой моторики.

Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движения губ и языка.

У детей, посещающих массовый детский сад, грубых нарушений речевой моторики, как правило, не бывает, поэтому логопед использует только те артикуляционные упражнения, которые важны для правильного произношения нарушенных звуков.

  1. Для активизации мышц губ: "Улыбка", "Бублик", "Кролик", Слоник" ("Хоботок"). Я показываю детям картинку, на которой нарисован слон, и говорит: "Дети, видите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком" (дети вытягивают губы при сжатых челюстях).
  2. Для активизации мышц языка: "Вкусное варенье", "Почисти зубы", "Лошадка", "Прятки", "Грибочек", "Чашечка", "Индюк", "Маятник" и т. д. Дети сидят на стульчиках лицом ко мне. Показывая игрушку (часы-ходики), я говорю:

"Посмотрите, как у часов ходит маятник. Мы тоже сейчас поиграем в часики, а маятником у нас будет язычок. Посмотрите, какой длинный маятник, а теперь маятник будет ходить: "тик-так, тик-так" (показываю, как язычок отклоняется то вправо, то влево сначала медленно, потом всё быстрее). А теперь все высуньте язычок-маятник и покажите, как ходят часики". Дети выполняют упражнение. При движении язык не прикасается к зубам.

Соотношение упражнений и игр, развивающих слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, может быть различным в зависимости от характера нарушения. Так, при затруднениях моторного характера ребёнок может значительно раньше научиться различать звук на слух, чем правильно его произносить, воспроизводить. Артикуляционным органам ребенка в этом случае потребуется больше времени на подготовку нужного артикуляционного уклада, чем при затруднениях сенсорного характера. В этом случае звук будет значительно опережать его воспроизведение.

При затруднениях сенсорного характера значительно больше времени должно быть отведено на воспитание у ребенка фонематического слуха, на выделение нужного звука, определение места этого звука в слове на слух, на соотнесение правильного звучания с нужным положением речевых органов. В этом случае выработка у ребенка нужного артикуляционного уклада, соответствующего данному звуку, будет протекать легко и не потребует много времени. Затруднять ребенка будет воспитание звука, то есть узнавание данного звука среди других звуков, особенно среди близких ему по артикуляции и звучанию. Для определения этих затруднений следует проводить специальные упражнения в воспитании фонематического слуха, в узнавании данного звука среди других близких ему звуков и в установлении прочной связи между речеслуховыми и речедвигательными кинестезиями.

II этап. Формирование произносительных умений и навыков.

               

            На этом этапе к работе должны быть привлечены различные ощущения ребенка: зрительные (ребенок видит, как двигаются губы, язык, в каком положении находятся зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу, "жужжание" гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного произношения проводятся в следующей последовательности:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация правильного произношения в слогах.
  3. Автоматизация звука в словах.
  4. Автоматизация звука в предложениях.
  5. Дифференциация звуков, похожих по звучанию или артикуляции.

Необходимо подобрать речевой материал для закрепления правильного

произношения звука в слогах, словах, предложениях, для дифференциации звуков, похожих по звучанию или артикуляции.

Работа по постановке автоматизации и дифференциации звуков проводится индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек.

В течении года ведётся план коррекционной работы, в которой отмечает динамика преодоления речевого нарушения. Если улучшения произношения не наблюдается, нужно проанализировать полученные результаты и усовершенствовать логопедическую работу. Также необходимо поговорить с родителями каждого ребенка, объяснить суть нарушения произношения того или иного звука, убедить родителей, что необходимо заниматься с ребенком и дома. Только тесный контакт логопеда, воспитателя, родителей даст положительный результат.

У детей с лексико-грамматическими нарушениями речи ведётся работа по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Основное внимание надо обратить на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Усвоение новых слов происходит благодаря ознакомлению с увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности. На занятиях большое внимание логопед уделяет введению в активный словарь ребёнка слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойство (светло- красный, кисловатый, тяжелее, прочнее...). В словарь детей вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор), прилагательные, образованные от этих существительных. Продолжается работа по введению элементарных понятий (посуда, обувь, овощи, фрукты...).

Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (посуда кухонная, чанная, металлическая, стеклянная; обувь зимняя, летняя...). В этом возрасте большое внимание уделяется ознакомлению детей с образными словами, синонимами, эпитетами, антонимами. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова, когда одно и тоже слово обозначает разные понятия ("норка"- зверь, мех, жилище животного).

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление, обобщение знаний детей о предметном мире.

Большие трудности вызывает словообразование с помощью суффиксов. Для их преодоления можно использовать такой прием: показывая кукольную посуду, мебель, одежду и сравнивая их с настоящими предметами, я объясняю, что маленькие предметы называют по-другому, ласково: шкафчик, бантик, пальтишко, чашечка. Затем предлагаю самому ребенку образовать уменьшительно- ласкательную форму от существительных куртка, кровать, окно, туфли.

Дети с лексико-грамматическим недоразвитием речи не всегда правильно называют детенышей животных. Поэтому необходимо на занятиях сначала показывать картинки с изображением детенышей, где в новом слове основа сохраняется в неизменном виде ("У тигра - тигренок, у козы -козленок"). Когда дети усвоили этот речевой материал, показываю другую серию картинок, где в слове, обозначающем детеныша, будет чередование согласных ("У медведя - медвежонок, у зайца - зайчонок"). Третья группа картинок дается с изображением тех детенышей животных, которых ребенок должен просто запомнить ("У коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у собаки - щенок").

Особое значение в общей системе работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников придается уточнению грамматических обобщений, профилактике проявлений аграмматизма.

В дошкольном учреждении еженедельно проводят специальные занятия по обучению грамоте и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя речи. Именно речевые занятия является основной формой обучения детей грамматическим средствам, поскольку грамматикой языка ребенок овладевает, прежде всего, в общении. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков и умений. Формировать грамматические навыки надо на лексическом материале, знакомом детям. В работе можно использовать игры, способствующие развитию функций словоизменения и словообразования, развитию связной речи.

При отработке грамматических форм надо соблюдать следующую последовательность: существительные единственного и множественного числа; сочетание прилагательных и существительных; глаголы единственного и множественного числа; приставочные глаголы; употребление в речи падежных окончаний существительных; количественные числительные; употребление предлогов.

По картинкам можно провести работу по образованию множественного числа имен существительных. Ребенок смотрит на картинку, называет предмет в единственном и во множественном числе (стол - столы; стул стулья; носок - носки...). Так же по картинкам можно обучать согласованию прилагательных и существительных. Подбирается серия картинок (синяя лента, синий шарф, синее ведро), ребенка просят правильно назвать цвет и предмет на картинке. В дальнейшем можно предложить имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребенок должен подобрать нужное существительное. Воспитатель спрашивает: "О чем можно сказать: "Зеленое..."?" Ребенок отвечает:

"Яблоко, дерево, платье..." "А о чем можно сказать: "Зеленая"9" (Трава, лента, бумага). Необходимо учить детей правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа. Посмотрев на картинку, ребенок должен сказать, о ком говорится: играет, играют, идет, идут...

Так как дети с лексико-грамматическим недоразвитием речи допускают много ошибок при употреблении глаголов с приставками, воспитателю надо выбрать специальные упражнения, в которых встречаются эти глаголы. Например, упражнения "Про Мишутку", "Про машинку". Я называю слова-действия, показываю на картинках или предметах действия машины: Машина выехала из гаража;

въехала на мостик: съехала с мостика; объехала яму... Затем прошу ребенка повторить слова-действия.

В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком языковыми нормами. В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, так например:

"Чего не стало9", "Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку9" (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); дидактические упражнения: "Прогулка в лесу", "Прогулка в зоопарке" я спрашиваю детей: "Кого увидели в лесу, в зоопарке? Что увидели в лесу, в зоопарке?" (на образование форм винительного падежа единственного числа существительных);

дидактическое упражнение "В живом уголке" - детям задаются вопросы: "Кому дадим корм?" - "Рыбкам, попугаю..." (на образование форм дательного падежа существительных).

Важно помочь ребенку овладеть многообразием окончаний имен существительных при их сочетании с числительными. Для этого логопед подбирает серию картинок, где изображены один предмет и пять предметов. Ребенку предлагают назвать количество предметов (один дом, пять домов; один заяц, гусь, лодка, кошка... ).

Дети с лексико-грамматическим недоразвитием речи неправильно употребляют в речи предлоги "за", "перед", "около". На занятиях по развитию речи их надо специально обучать уточнению пространственных отношений предметов, выраженных этими предлогами. Для этого можно использовать следующий прием: на столе выставляются различные предметы, затем какой-либо предмет (например, карандаш) кладется за предметом, перед предметом, около предмета и объясняет: короткое слово "за" появляется тогда, когда карандаш находится за предметом (позади предмета) и так далее. Затем логопед и за ним ребенок проговаривают сочетания слов с этими предлогами. Например, "Мяч лежит за ящиком с игрушками". Значение каждого предлога объясняется отдельно.

Одним из важнейших методических приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи, является прием постановки вопроса к каждому слову, словосочетанию, предложению. Постепенно осуществляется переход к работе с предложениями: вставить пропущенное слово, составить предложение по аналогии, по данной схеме, восстановить деформированное предложение (слова даются в исходной форме).

Эти и другие виды речевых упражнений подводят к главной задаче работе по формированию и совершенствованию связной речи. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний. Наиболее продуктивными обучающими приемами являются составление рассказа по серии картинок, соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии, составление начала или конца повествования, составление повествования по ключевым словам, по вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.

Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития ...

Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.

Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...

« Преодоление недостатков речи у детей».

Успех логопедической работы зависит не только от усилий и качества работы логопеда, индивидуальных особенностей  и активности ребёнка, имеющего дефекты речи, ...

преодолению недостатков речи у детей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:...

Преодоление недостатков речи у ребенка

Консультация для родителей...

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей

Советы родителям по преодолению недостатков речи у детей...