Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

Балакина Разида Ахатовна

Педагогическая работа. Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_rech_detey.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия для детей с нарушением речи.

Музыкальный руководитель

Балакина Р.А.

Музыка , музыкальные занятия оказывают большую помощь в коррекционной работе с детьми имеющими нарушения речи. При грамотном подходе к решению как коррекционных , так и общепедагогических задач дети с речевыми нарушениями преображаются. Под влиянием музыки , музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На музыкальных занятиях используется тот материал и те методические приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты и в музыкальном воспитании , и в коррекции недостатков , свойственных детям с речевыми нарушениями.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

1. Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности ( музыкальной , изобразительной и др.)

2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции ( замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка ( самосознание, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов)

                         Задачи музыкального воспитания

Исходя из особенностей детей , в группах мы работаем над решением коррекционных задач и общих задач пор музыкальному воспитанию.

Общие задачи музыкального воспитания ( по Н.А. Ветлугиной)          

1.Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха

2. Обогащать музыкальными впечатлениями , знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности : в пении, слушании, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

4. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.

6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка , используя все виды музыкальной деятельности ( пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности ( занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями , но очень важная : ее решение помогает раскрыться , снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Музыкальное воспитание проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения  музыкальных задач на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие.

1.Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление , тренировка двигательного аппарата : развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения. Улучшение ориентировки в пространстве , координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений ; развитие ловкости, силы, выносливости.

« принимая во внимание , что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том , чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка» ( Гринер В. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М. Учпедгиз, 1958).

Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б. Стеркина, К.В. Тарасова, Т.Г. Визель) . На это же обращает внимание и Г.А. Волкова ( « Логоритмика», М.: Просвещение, 1985): « Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводиться из стремления к общению , к участию в игре , в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скоровогорки, проглатывания окончания слов.

                        Условия для успешной работы с детьми.

Чтобы справиться с решением столь трудных задач , необходимо выполнение ряда условий.

1. Знание психофизических и речевых особенностей детей , учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.

2. Знание « Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности , изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.

3. Совершенствовании взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами работающими в специализированном дошкольном учреждении : дефектологами, психологом, воспитателем по физической культуре, медицинскими работниками .

Такая взаимосвязь необходима в начале и в конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговорить с дефектологами и воспитателем речевой материал ( стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания , учитывать их замечания и пожелания.

Особенно хочется отметить необходимость взаимосвязи в работе музыкального руководителя с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него ( показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) мы работаем над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель - первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий и праздников, а самое главное – при решении  коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. Часто дети с речевой патологией ( заикающиеся, с ЗПР, ОНР) физически ослаблены. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходиться.

5. Требовательность к себе , которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми , творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи ( речь должна быть неторопливой , выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых : им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей.

6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу- внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

                            Методы и приемы.

Очень важно, какие методы и приемы и каким образом используются в работе с детьми с нарушениями речи. В коррекционном обучении на музыкальных занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно – слуховые, наглядно -  зрительные приемы и тактильно – мышечную наглядность.

Наглядно – слуховые приемы включают:

а) Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка.

б) Слушание инструментальной и вокальной музыки ( аудиозапись)

в) Слушание разнообразных видов фольклора ( словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)

г) Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов  (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.)

Наглядно – слуховые приемы включают :

а) Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности ( в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).

б)  Показ приема детьми , которые хорошо его освоили.

в)  Для развития внимания и умения анализировать можно использовать  «сравнительный показ» ( в этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения).

Хорошо использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать , с каким настроением нужно исполнять песню или танец.

Кроме вышеназванных наглядно – зрительных приемов мы используем всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально – дидактические игры, игрушки, видеофильмы, всевозможные пособия и атрибуты ( султанчики, листочки, платочки и т. д. )

Говоря о тактильно – мышечной наглядности, мы имеем в виду индивидуальную помощь педагога как на занятии , так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Словесные методы : объяснения, указания, вопросы, словесные инструкции, пояснения , беседы, команды.

Объяснения. Степень их сложности зависит от профиля речевой группы, возраста детей, времени года, степени развития словесного восприятия. Объяснение должно быть коротким, четким, эмоциональным.

Указания. Их мы используем довольно часто, они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

Вопросы. Они должны быть четкими , конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных приемов: побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

Желательно все словесные приемы использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно , так же учесть, что словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

И, конечно, на занятиях педагоги ( музыкальные руководители, воспитатели, дефектологи) должны внимательно относиться к речи друг друга, не перебивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение или указание коллеги. Это так же сбивает внимание детей , ухудшает их восприятие.

Практический метод, или метод упражнений. Связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого – либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

Для того чтобы достичь хороших результатов с детьми имеющими нарушения речи , важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности.

                           

                       Виды музыкальной деятельности.

К основным видам музыкальной деятельности относятся – это слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество.

                          Слушание музыки

 Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов , т.е. по сути является ведущим.

Ребенок не выучит песню, если перед этим ее ни разу не послушал, не понял ее содержания , не запомнил мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе над этим видом музыкальной деятельности.

. У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие , которое в свою очередь , будет требовать развития внимания и памяти , т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить  о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они прочувствовали ее характер , передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса к музыкальному произведению.

. Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо , особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.

. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись.

. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка.

. Иногда музыкальное произведение ( например « Лошадка» муз. Потоловского ) можно прослушать , потом сыграть на ударно – шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений. В этом случае можно использовать следующий прием : объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например такие произведения как « Сабачка»муз. Витлина ,  « Вышла курочка гулять» муз. Филиппенко, « Лошадка» муз. Потоловского , « Кошка» муз. Витлина, можно включить в тему « У бабушки во дворе».

                           

                                Игра на музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях большое внимание уделяем обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестр , понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Но для нас это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие.

. Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку , играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.  

. Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах , как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т. д.

. Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и т.д.

. развитие фонематического слуха в музыкально – дидактических играх типа

« на каком инструменте я играю?» , « Отгадай инструмент и сыграй как я».

. Развитие координации пения с движением пальцев рук ( ребенок поет и играет на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).

. Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ОНР , с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах. В работе с детьми страдающими речевыми нарушениями чаще используются металлофоны и ударно – шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты: бубны, колотушки, трещетки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы. На этих инструментах можно сыграть в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой.

 

                                      Пение.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех , кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности ( внимание, память, мышление, воображение и.д.) ; расширению кругозора ; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата ( дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны  (звукопроизношение и ритмико – мелодическая сторона : темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых , - а пение на слоги « ля-ля», « ти- ли- ли», « ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистое интонирование, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом надо следить , чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, « не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Особое внимание следует обращать на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, при произношении твердых окончаний слов.

При выборе песен для детей с нарушениями речи, желательно обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие их характеристики.

. Доступное содержание.

. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.

. Несложная, запомонающаяся мелодия, желательно с повторами, с яс

ной ладовой основой, без больших скачков .

. Низходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.

. Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох , правильное дыхание и правильное произношение.

. Темп песен медленный или средний , постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.

. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию , а лишь украшает и поддерживаете.

. Коррекционная направленность песен , позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.

. Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен, приуроченных не только к праздничным датам , но и народных , тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением.

Качество исполнения песни зависит не только от правильного выбора , но и от методики разучивания. Вначале педагог выразительно исполняет песню: от этого зависит впечатление , которое она произведет на ребенка. Затем рассказывает о ее характере , содержании, объясняет значение трудных слов и выражений. Старается привлечь внимание детей к мелодии песни в целом или отдельным мелодическим оборотам. Показывает, как можно пропеть то или иное место. Предлагает повторить чистопоющему ребенку, затем подгруппе или всем детям. Во время разучивания песни петь желательно более медленно , чтобы дети успевали следить и за показом педагога, и за высотой звука. И за своей артикуляцией. Педагог помогает детям мимикой жестом.

Если в песне встречаются трудные мелодические обороты или скачки, желательно их проработать отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.

Если в песне есть запев и припев , то легче начать с припева: текст повторяется в каждом куплете , и детям его легче запомнить.

Чтобы детям было легче запомнить мелодию, полезно использовать пение а каппела или пропевание мелодии без слов , по фразам или предложениям по показу или после показа педагога.

Время разучивания песни зависит от ее сложности, объема певческих навыков и памяти детей.

Для активизации процесса запоминания можно использовать иллюстрации , картинки, инсценировать песню, если позволяет ее содержание, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки

или игровые приемы.

На последующих этапах разучивания важно обращать внимание на то чтобы дети без опоздания , вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает затруднения у детей с нарушениями речи из –за недостаточной концентрации произвольного внимания, слаборазвитой памяти. Для этого педагогу надо играть вступление в одном темпе , а запев замедлить.

В течение всего периода разучивания песни , надо обращать внимание на выразительность исполнения, на вокальные возможности детей, при этом надо помнить , что выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.

На протяжении всего учебного года, дети разучивают несколько песен, но часто из – за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило , надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт, провести игру « Угадайка», исполнение знакомой песни , используя пение « цепочкой», исполнение песен вместе с воспитателем в повседневной жизни, также способствует закреплению их в памяти детей.

                    Музыкально – ритмические движения.

Это вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое коррекционное  воздействие этот вид деятельности оказывает на детей с нарушениями речи : развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения, по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении , чем описать его словами .

Среди музыкально – ритмических движений большое место занимают музыкально – ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями ( ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях ( устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.), поэтому без музыкально – ритмических упражнений не обойтись. Выполняя упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно – мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

. На освоение основных движений ( ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

. На развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

( общеразвивающие упражнения) ;

. Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинистый, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально – двигательного образа;

. На развитие ориентировки в пространстве;

. В танцевальных и плясовых движениях;

. На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса ( без музыкального сопровождения).

В некоторых упражнениях используются предметы, например, мячи, флажки, ленты, погремушки и т. д.

 Дети выполняя различные упражнения развиваются, приобретают двигательный опыт, а это придает им уверенность в движениях.

Помимо упражнений , к музыкально – ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

Парные танцы строятся на основных движения ( ходьба, бег, поскоки), ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев

( боковой голоп, шаг, полька), иногда с использованием элементов народных плясок ( полуприсядка, ковырялочка и т. д. ) Правильно подобранный парный танец может детей многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений , а еще – механизм к музыке и к движениям партнера.

При выборе парного танца для детей с нарушениями речи, надо придерживаться некоторых требований:

. Музыка для танца должна иметь ярко выраженные характерные части , настраивающие на определенное движение ( например ,  первая часть музыки написана для бега, а вторя – для притопов) .

. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Целесообразние начинать с более легких танцев, которые дети исполняют качественно, что принесет им удовольствие.

. Желательно выбирать парные танцы с ритмическими заданиями ( хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

. Большую помощь при разучивании парного танца может оказать подготовительная работа : наиболее трудные танцевальные фигуры желательно отработать с детьми заранее.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение , упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е.  гораздо чаще , чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать  навыки детей в пении и движении для того , чтобы выучив песню и разучив движения, они могли  двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. С уверенностью можно сказать : особенности детей , страдающих заиканием, задержкой психического развития, или общим недоразвитием речи проявятся  в этих танцах в меньшей степени . Поэтому бальные танцы исполняются небольшой группой детей или индивидуально.

Игра, относящаяся к музыкально – ритмическим движениям , является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сфере, воспитанию волевых и нравственных черт характера , развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные ( сюжетные и несюжетные), с пением словом, а также музыкально – дидактические игры.

Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально – игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на ведущую роль. Для детей с речевыми нарушениями такие игры представляют определенную трудность, и в то же время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально – волевой сферы, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Перед разучиванием сюжетной игры желательно познакомить детей с ее содержанием и музыкой.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи- ритмические и творческие. Например, в играх « Не шевелись», « Веселые скачки» дети должны придумать интересную фигуру и замереть в таком положении.

Несюжетные игры включают определенные правила, которые должны выполнятся всеми играющими. Часто в таких играх используются разнообразные предметы ( бубны, погремушки и т. д.)

Игры с пением. К достоинствам игр с пением относится то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Игры с пением своими корнями уходят в фольклор, в том числе в потешки, прибаутки. Музыкальность , песенность игр позволяет с успехом использовать их на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, физкультминутках, прогулках,  в самостоятельной деятельности.

Каково же значение игр с пением, со словом? Они развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность ( если любую знакомую детям потешку « произнести» слогами, например па-па-па, та-та , придавая им определенную окраску и ритм, то многие дети сразу поймут , о какой потешке идет речь ), голосовые возможности детей  (потешка произносится то со средним, то с высоким звучанием), координацию движения со словом.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми имеющими нарушения речи творчество является не самоцелью , а скорее всего , средством коррекции, помогающим преодолевать неуверенность, стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание и память.

У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать в следующих ситуациях.

. При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях, этюдах ( например, « Куры и лиса», « Придумай фигуру», « Игра с водой»)

. В танцевальных импровизациях, в которых дети будут самостоятельно отвечать на музыку движением. Можно использовать( в грамзаписи) народные плясовые мелодии разного характера, вальсы, польки, современные танцевальные мелодии. Сначала, как правило, дети стесняются , но постепенно музыка побуждает их к действию, музыкальному руководителю и воспитателю приходиться участвовать в танцевальной импровизации вместе с детьми. Работа в этом направлении пойдет успешнее, если грамзаписи использовать в повседневной жизни, предлагать детям устраивать концерты , просто потанцевать. Поощрение взрослых , их внимание и похвала помогают преодолеть стеснение, зажатость у детей, а также включить их в творческий процесс.

. Импровизация мелодий, попевок дается нашим детям очень тяжело, так как слишком мал и несовершенен запас певческих навыков. Более доступны им задания типа « Спой свое имя» или сочинять окончания фразы , мелодии к попевкам  « Зайка, зайка, где бывал?» и « Что ты хочешь кошечка?». Некоторые дети способны  справиться с заданием « Придумай и спой колыбельную для кукол». В этом случае они придумывают мелодию и пропевают ее на слоги « ля- ля- ля», « та-та-та». Задание можно усложнить: один поет мелодию, другой ребенок укачивает куклу.

. В игре на ударно – шумовых инструментах дети чаще всего импровизируют ритм, но могут справиться с заданием « Придумай и сыграй марш на барабане, бубне, молоточках»

Детям с нарушениями речи непросто придумать и спеть мелодию, сочинить свою композицию движений, но тем не менее творческое задание заставляет их думать, стимулирует их активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи"

Обобщение опыта работы с детьми с нарушением речи посредством музыкально-ритмического воспитания. Выступление на родительском собрании....

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

«Организация коррекционно-оздоровительной работы на музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»

В коррекционной работе с детьми с нарушением речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Музыкальное искуство оказывает огромное воздействие на ребенка, особенно с огран...

Консультация для музыкального руководителя "Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения"

Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личн...