Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
статья по теме

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность данной темы. Даются  психолого- педагогические критерии готовности ребёнка к школе, портрет первокласника и основная концепция инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием является одной из актуальных на сегодняшний день. Все заинтересованные стороны этого процесса (педагоги дошкольных учреждений, учителя школы, родители)  имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают.

Между тем, понятие преемственности в его сущностной характеристике предполагает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, что подразумевает наличие  тесной взаимосвязи между различными ступенями развития, проявляющейся в сохранении тех или иных элементов при переходе детей на новый этап развития.

 Отечественные учёные Е. Тихеева, Р. Буре, Г. Петроченко, Ш.Амонашвили, Л.Выготский, Л.Журова отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается этап дошкольного детства ребенка и начинается совершенно иной период его жизни. Устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются другие задачи, складываются новые виды деятельности, ведущей среди которых выступает учебная деятельность. Поэтому для подготовки к другому образу жизни, успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать процесс воспитания и обучения, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определённого уровня физического и психического развития. Именно готовность к обучению в школе выступает одним из ключевых моментов в реализации преемственности между дошкольным учреждением и начальной ступенью образования.

Под готовностью к школьному обучению в настоящее время понимается достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом школьном обучении. В отечественной психологии разработаны критерии, входящие в определение готовности к школьному обучению, к которым относятся: интеллектуальная, личностная, мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая, поведенческая готовности.

Так, об интеллектуальной готовности свидетельствует овладение дошкольниками познавательными ориентировочными действиям, и в первую очередь перцептивными и мыслительными. Причем этот процесс овладения идет как по линии формирования и развития сенсорных эталонов, так и по линии формирования и развития перцептивных действий (идентификации, сравнения с эталоном, перцептивного моделирования). Кроме того, важным для данного вида готовности является развитие у детей таких процессов как восприятие, внимание, память.

В свою очередь, личностная готовность связана со сменой ведущего вида деятельности, смена которого приводит к переходу на новый уровень самосознания, к возникновению и укреплению внутренней позиции школьника, что изначально подразумевает наличие положительного отношения у ребенка к школьному обучению.

Наряду с этим, мотивационно-потребностная готовность предполагает наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желанием учиться, произвольностью психических процессов.

Эмоционально-волевая и поведенческая готовности  проявляются в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Уровень волевого развития  связан с пониманием и принятием специфики учебной ситуации, что предполагает умение слушать и выполнять указания учителя, подчинять своё поведение установленным правилам. Кроме того, наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности. Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые для ребенка первоначально не выступают как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения.

Таким образом, «портрет» первоклассника предполагает наличие определённых сформированных качеств:

- стремление к общению со сверстниками;

- желание учиться;

- эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);

- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

- стремление к сотрудничеству с взрослыми;

- развитая произвольность поведения;

- любознательность и стремление к открытиям;

- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Говоря о готовности к школе детей с  амблиопией и косоглазием, необходимо отметить значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как  следствие изменение  количества и  качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становящаяся источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с  нарушениями зрения путём организации определенных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной деятельности (Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, Л.В. Рудакова, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова и др.). Одной из основных задач работы  нашего коррекционного учреждения является подготовка детей с нарушением зрения   к обучению в школе, через осуществление коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, правильная организация которых обеспечивает достаточно высокую результативность. В настоящее время в  нашей стране  специальная поддержка детей с нарушениями зрения, на государственном уровне осуществляется в большинстве своем  только в дошкольном возрасте. Однако, исходя из научных данных, созревание зрительного анализатора завершается к 5-7годам. Благодаря проводимым лечебно-восстановительным и коррекционно-развивающим  мероприятиям, удается достичь стабилизации зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, цветовосприятия, глазодвигательных функций) и подготовить ребенка к овладению учебными навыками. В тоже время зрительная система в этом возрасте продолжает активно формироваться, и в условиях нового вида деятельности с увеличением зрительной нагрузки происходит регресс уже достигнутого уровня в  дошкольный период, что требует преемственности в оказании необходимой поддержки и продолжения работы в совершенствовании качественных характеристик зрительных функций на начальной ступени школьного обучения.

          Результаты научных исследований офтальмологов института глазных болезней им. Гельмгольца и института коррекционной педагогики РАО подтверждают, что прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий, а также несоблюдение соответствующих санитарно-гигиенических условий в общеобразовательной школе приводит к тому что, при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу возникают рецидивы зрительных нарушений. Поэтому, очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты лечения зрения в период начального школьного обучения.

 В практике обучения и воспитания детей с амблиопией и косоглазием активно решается  вопрос об организации специальной поддержки детям данной категории в период их школьного обучения, путем создания классов охраны и развития зрения.

         Основной целью деятельности классов охраны и развития зрения на первой ступени обучения является достижение учащимися с амблиопией и косоглазием достаточного уровня обученности и готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки. Реализация указанной модели преемственности предполагает как полное восстановление нарушенных зрительных функций или их стабилизацию, так и коррекцию, а также  компенсацию психического, эмоционально-волевого развития, подготовку ребёнка с амблиопией и косоглазием к освоению следующих образовательных ступеней в условиях образовательного учреждения без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки. К сожалению, далеко не все дети со зрительной патологией имеют возможность обучаться в таких классах, что связано, прежде всего, с их ограниченным количеством, отсутствием в каждом районе города, желанием родителей обучать ребенка в более престижной общеобразовательной школе. Поэтому возникает необходимость в организации специальной коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением зрения в условиях общего образования, что будет являться основой для их дальнейшей успешной социализации.

Необходимость решения этого актуального вопроса, находит свое подтверждение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны.

В рамках данной программы большое внимание уделяется инклюзивному образованию как современной форме организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых образовательных учреждениях. В качестве  идеологической основы инклюзивного образования выступает  утверждение ценности каждого человека в независимости от его способностей и достижений, равное отношение ко всем людям и создание условий для обучения и воспитания детей с особыми потребностями.

Исходя из этого, концептуальными основами процесса преемственности  относительно детей с нарушением зрения являются обеспечение оптимальных условий для их системного, комплексного обучения, непрерывной коррекции и оздоровления в период дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Из ДОУ - в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007г.
  2. Малафеев Н.М. О III всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии \\ научно-методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №6, 2010г.
  3. Фомичёва Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007г.
  4. Никулина Г.В., Фомичёва Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003г.
  5. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. /под. ред. Шипицыной Л.М.,-СПб.: Речь, 2005г.

Н.В. Пафнутова

старший воспитатель

ГБДОУ№36 Приморского                       района

Преемственность в работе дошкольного учреждения и образовательной школы как условие модернизации образования детей с нарушением зрения.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием является одной из актуальных на сегодняшний день. Все заинтересованные стороны этого процесса (педагоги дошкольных учреждений, учителя школы, родители)  имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают.

Между тем, понятие преемственности в его сущностной характеристике предполагает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, что подразумевает наличие  тесной взаимосвязи между различными ступенями развития, проявляющейся в сохранении тех или иных элементов при переходе детей на новый этап развития.

 Отечественные учёные Е. Тихеева, Р. Буре, Г. Петроченко, Ш.Амонашвили, Л.Выготский, Л.Журова отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается этап дошкольного детства ребенка и начинается совершенно иной период его жизни. Устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются другие задачи, складываются новые виды деятельности, ведущей среди которых выступает учебная