«Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?».
статья (подготовительная группа)

Черныш Вера Николаевна

«Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskie_roditelskie_chteniya_2022.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

Название

«Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?».

Автор: Чекашова Наталья

МБДОУ «Детский сад №109»

Руководитель:

Черныш Вера Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №109»

г. Дзержинск 2022г.

Оглавление

1.

Введение

Стр.3

2.

Основная аналитическая часть

Стр.3

3.

Выводы

Стр.5

4.

Список литературы

Стр.5

Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

   Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник  ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

   В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

Особенности возраста:

Дети в возрасте 4-6 лет иногда не могут устоять перед искушением иметь ту или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путём. Но если полутора–двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значения слов «своё» и «чужое». Они знают, что брать чужое – нехорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно. 

Открытое присвоение, связанное со скандалом и общим рёвом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это ещё не тайное присвоение чужого имущества, в просторечии именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по-тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению. Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребёнка на этот путь. 

Виды воровства:

Открытое присвоение.

Тайное присвоение.


Причины воровства:

 Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

 

Внутренние

1.        Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться. Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны.

Простой пример: 2-3-летний малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому - на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя.  Ребенок сам (без помощи взрослых) не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

2.        Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову.

3.        Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4.        Желание наказать кого-либо или отомстить.

Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста. Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

    Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно.

     Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

Четвёртая причина воровства – желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

 

Внешние

Негативное влияние СМИ (средств массовой коммуникации), способствующие вживанию детей в тот или иной образ.

Недостаточный контроль морально-нравственной стороны в воспитании со стороны родителей.

 

Тиражирование и фактическая пропаганда средствами массовой коммуникации самых разнообразных способов присвоения чужой собственности способствуют воспроизведению их в играх дошкольников. Иногда дети настолько вживаются в тот или иной образ, что переносят игровые действия на повседневную жизнь. Преодолеть это явление взрослым поможет всё та же игра. Родители и воспитатели вряд ли в силах переиграть ребёнка, но переориентировать малыша они способны. Действия грабителей Гавс и благородного Робин Гуда, гангстеров и человека-молнии не очень сильно отличаются по содержанию, но в корне противоположны по психологической направленности. Поэтому задача взрослых – изменить смысл детских игр, направить, пусть и воображаемые действия ребёнка в русло защиты угнетённых, помощи слабым и обездоленным.

Итак, мы обсудили основные причины воровства у детей, а теперь рассмотрим основные правила, которые должен знать каждый родитель:

• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.

• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.

• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: преподаватель говорит – значит, я действительно такой!

• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы.

• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).

• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...".

• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.

• Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. 

  Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания:

 

Родительские советы:

Если ребёнок принес в дом чужую игрушку, и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, то

убедите его вернуть игрушку;

принесите пострадавшему извинения;

исключите, по возможности, моральные истязания и физические наказания;

продемонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми;

избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упрёками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения;

перепроверяйте: время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрениями в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом лишь копируют поведение взрослых, в том числе и ваше.

 

Способы коррекции воровства в дошкольном возрасте:

Разъяснение на основе сказок, мультфильмов.

Придумывание новых историй.

Изменение сюжета знакомых сказок.

Убеждение.

Воровать не будут

·         дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;

·         те, кто умеет сдерживать свои желания;

·         эмоционально благополучные дети.


Список литературы:

Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши» Ярославль. 2001г.С. 224. 

Экман П. « Почему дети лгут ? ». Москва 1993г. С. 348.

Бениаминова М. В. « Воспитание детей » Москва 1986 г. С. 153.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

«Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста»

Рекомендации родителям при общении с ребенком....

«Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста»

ДЕЛАЙТЕ!Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроенииРадуйтесь вашему сыну, дочке....

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок берет чужое?»

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда дети берут чужое! Почему это происходит? Почему один ребенок, украв раскаивается, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает приносить из сада...

Консультация для родителей: «Что делать, если ребенок часто болеет?» (младший возраст)

Консультация для родителей:  «Что делать, если ребенок часто болеет?»  (младший возраст)...