Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра
статья (старшая группа)

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._orf_ritm.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Развитие чувства ритма у дошкольников посредством использования элементов концепции К. Орфа с применением инструментов шумового оркестра

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм принадлежит многим видам искусств – поэзии, танцу…

Наряду с гармонией и мелодикой, ритм- важнейший элемент музыкального языка, важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений. Доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм, пульсируя, отвечает на действие музыки.

Основоположником современной теории ритмического воспитания является швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950).

В основу системы Далькроза положено понятие ритма, как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования и обучения в действии.

К. Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего, педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания. Он считал, что воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Поэтому ее называют системой детского элементарного музыкального воспитания, в которой слово «элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому» (но не примитивное). В своем учебном пособии «Шульверк» он подробно излагает методику детского коллективного элементарного музицирования.

Согласно К. Орфу, музыкальные инструменты должны обладать не только эстетически привлекательной звучностью, но и быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки.

Игровой мир можно озвучить простейшими «собственными» музыкальными инструментами.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, щелчки пальцами, притопы ногами, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, удары ладонями по груди и бедрам вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов.

На следующей стадии обучения К. Орф рекомендовал ударные инструменты, прекрасно развивающие ритмическое чувство детей.

Широко используются простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны),

и специально созданные – шумовые, ударные (связки ключей, пуговиц, шуршащая бумага, орехи, коробочки).

Воспитание чувств ритма и тембрового слуха с использованием элементарных инструментов обладают очень высокой эффективностью. 

Игра в оркестре развивает слух, чувство ритма, умение играть в ансамбле. Игра в ансамбле с дирижером учит малышей быть внимательными, терпеливыми, учит уважению друг к другу.

Радость детей от участия в совместном музицировании, их раскованность, свобода, удовольствие от слаженной «работы», творческое вдохновение не могут оставить равнодушным педагога- наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкальной образовательной деятельности

Традиционное обучение музы­кально - ритмическим движениям включает три этапа.       На пер­вом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым уп­ражнением, п...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...

Статья: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии чувства ритма у дошкольников»

В татье описаны  элементы системы Карла Орфа, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста...

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»

laquo;Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности с применением нетрадиционных инструментов»...