РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
методическая разработка

Курдюк Елена Николаевна

ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._doklad.docx28.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Светлячок»

города Саки Республики Крым

___________________________________________________________________________

ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»

Конкурсное мероприятие муниципального этапа

Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году

«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ   В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Подготовила:

Курдюк Е.Н.,

музыкальный руководитель

16.01.2019

Многие люди ошибочно считают, что чувство ритма нужно только музыкантам и танцорам. А ведь ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необходимо для нормальной жизни в современном мире. Именно ритм является основой не только музыкальных произведений, но и всей нашей жизни.

Согласитесь, биение сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм».  

Врачи и военные, моряки и водители без чувства ритма не смогли бы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Даже обыкновенный пешеход без развитого чувства ритма не сможет безопасно пересечь дорогу, потому что ему нужно гармонизировать скорость своего движения по зебре со временем, отведенным светофором для этой цели.  

Значит, развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем. 

Актуальность проблемы развития чувства ритма у дошкольников состоит еще и в том, что ритм называют «сердцем» музыки, т.е. музыкально-ритмическое чувство является формирующей способностью. 

Таким образом, формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается развитию. Поэтому музыкальный руководитель должен прекрасно владеть методическими приемами, которые наиболее эффективно способствуют развитию чувства ритма у ребенка, развитию его творческого потенциала.

Одним из основных принципов, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего  образования, становится субъектом образования. Учитывая это, для работы над выделенной проблемой выбирала формы, специфические для детей дошкольного возраста, - игра, познавательная и музыкально-творческая деятельность.

Звучащие жесты и ритмические игры, движения, соединенные с речью, игра на детские музыкальные инструменты – вот необходимые средства для решения этой задачи. 

Знакомство с миром Музыки у ребенка начинается со звучащих жестов – это ритмичная игра звуками своего тела:

  •  хлопки ладошками;
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки пальчиками

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков, оживляя декламируемые стихи и песни. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

Музыкальные игры с детскими музыкальными инструментами – еще один эффективный способ развития ритмического чувства у дошкольников. Использование в игре музыкальных инструментов повышает интерес дошкольников к игровой деятельности, развивает воображение, внимание, координацию, закрепляет танцевальные движения, формируют хорошую дикцию, артикуляцию. Такие игры улучшают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Ими также рекомендуется заниматься с самого раннего возраста. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.

Особое место в ритмических играх и упражнениях занимают музыкальные игры с деревянными палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей.

Одним из самых увлекательных форм работы музыкально-ритмических игр для ребенка является рассказывание сказочек-шумелок, если у игры поэтический текст, эту форму часто называют поэтическим музицированием. Сказочка-шумелка – это повествование с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является веселым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти, метро – ритмического слуха. Музыкальные игры и упражнения по развитию ритмического чувства являются обязательной частью каждого музыкального занятия.

Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, - самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его ритму, окраске, тембру. Поэтому так интересны детям звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т.п. Игра в оркестре доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. В репертуар оркестра включаю произведения, отличающиеся доступным ритмом, выразительной мелодией и ярко эмоциональной окраской.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами проходит как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы, начиная с раннего возраста. Арсенал методических приемов разнообразен: показ иллюстраций и видеороликов, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, слушание инструментальной музыки. Маленький ребенок без труда запоминает название музыкальных инструментов, его звучание, приемы извлечения звука.

Дети трех-четырех лет могут быть даже участниками ритмических оркестров, отмечая на ударных инструментах сильную долю под инструментальное или оркестровое сопровождение. В работе использую также и шумовой оркестр, в котором дети по желанию выбирают музыкальный инструмент. Последовательность четких, одинаковых равномерных ударов под музыку - это самое эффективное средство для развития чувства ритма.

В процессе работы над проектом убедилась, что дети среднего дошкольного возраста способны перейти к чтению инструментальных партитур. Диапазон детских музыкальных инструментов постепенно расширяется. Дети овладевают приемами игры на металлофоне, ксилофоне, следят за звукоизвлечением, сольно исполняют песенки-ритмы (на одной нотке). Теперь ребенок берет музыкальный инструмент в руки не только для того, чтобы почувствовать себя музыкантом, но целью музицировании становится ритмичность исполнения.

Упражнение, которое носит название - ритмические дорожки, позволяет дошкольникам получить представление о длительностях нот. В доступном темпе, без музыкального сопровождения, дети прохлопывают, а потом и проигрывают на ударных и шумовых инструментах свои первые ритмы.

Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Я убедилась, что в процессе совместной деятельности возрастает интерес к музыке не только у детей, но и у взрослых.

Дети старшего дошкольного возраста – это уже музыканты, которым по плечу и ритмический оркестр, и оркестр с проигрыванием фрагментов мелодии музыкального произведения. Эта работа развивает у ребенка не только ритмический слух, но и всю систему музыкальности. Кроме того, при использовании в работе оркестра происходит интеграция содержания образовательных областей, а также развития коммуникативных навыков. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

Подводя первые итоги работы над проектом, пришла к следующим выводам:

  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Об эффективности выбранных форм работы по развитию чувства ритма у дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах говорят результаты промежуточного мониторинга. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.

Закончить свое выступление хочу словами Карла Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...