План по самообразованию "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах"
материал (младшая, средняя группа)

Ведерникова Наталья Анатольевна

В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Телембинская СОШ»

 детский сад «Ёлочка»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направление «Музыка»

Индивидуальный план работы

по самообразованию

музыкального руководителя

Ведерниковой Натальи Анатольевны

на 2022 – 2023 учебный год

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ

НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.»

с.Телемба                                                                                                                                                         2022

Приложение:

  • Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».
  • Консультация для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».
  • Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому».

 


Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель:

- развивать чувство ритма;

- тренировать внутренний слух;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

- воспитание дружеских отношений между детьми.

Задачи:

- повысить знания по данному вопросу через изучение учебной, справочной, научно- методической литературы;

- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

Предметом исследования – педагогические условия развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии, если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения);

II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Ожидаемый результат:

Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

План по самообразованию на 2022 -2023 год

Месяц, год

Тема

Форма работы

Сентябрь

Изучение новой литературы, теоретического материала по теме самообразования.

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН по  развитию чувства ритма у детей. Планирование музыкального репертуара на учебный год.

Октябрь

Игра на ДМИ- развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Подбор музыкального репертуара.

Изучение теоретического материала по данной теме. Консультация для воспитателей.

Ноябрь

«Ударные шумовые музыкальные инструменты»

Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. Создание музея музыкальных инструментов.   Консультация для родителей.

Декабрь

«Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».                  Изготовление шумовых инструментов своими руками.

Консультация для воспитателей.     Мастер-класс для педагогов .

Январь

«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».                                Открытое занятие «Наш оркестр»

Консультация для родителей.                      Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала.

Февраль – Март

Продолжать обогащать ЗУН по развитию чувства ритма у детей.                                   Игра в оркестрах.

Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.                              Утренники, досуговые развлечения.

Апрель

«Изготовление шумовых инструментов на дому».

Консультация для родителей.

Октябрь – Май

Работа над эмоциональным исполнением на ДМИ.

Показ на утренниках, родительском собрании.

Май

Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов.                         Доклад «Музицирование в творческом развитии детей дошкольного возраста»

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН по развитию чувства ритма у детей. Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

2. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

3. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

4. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

5. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".Москва, 1985 г.

6. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.                                                                                                        7. Интернет – ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"

Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.

Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает н...

Конспект музыкального занятия на тему «Формирование навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Конспект музыкального занятия на тему«Формирование навыков при обучении игре на детских музыкальных инструментах» (младшая группа)...