Дополнительная образовательная программа по развитию музыкальных способностей детей, через обучение нотной грамоте и игре на детских музыкальных инструментах.
рабочая программа (подготовительная группа)

Зубарева Светлана Константиновна

Содержание программы по развитию музыкальных способностей у детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительная программа

по развитию музыкальных способностей детей,

через обучение нотной грамоте
и игре на детских музыкальных инструментах

                                      Музыкальный руководитель 
Зубарева Светлана Константиновна

2.Пояснительная записка.

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная  программа «Светлячок»  по развитию музыкальных способностей  детей через обучение нотной грамоте и игре на детских музыкальных инструментах с детьми 5-7 лет  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

-  Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

 2.2.Новизна  и основные отличия от других программ

 Ведущие компоненты музыкального слуха (мелодический, тембровый и динамический), чувство ритма необходимы для любого вида музыкальной деятельности  и,  особенно для игры на детских музыкальных инструментах, так как без них невозможно ни восприятие, ни воспроизведение музыки. Поэтому в программе предусмотрены музыкально – дидактические игры, пособия и  мелодические музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, фортепиано, диатонические колокола),  позволяющие формировать музыкально – слуховые представления у детей. Первостепенное значение в обучении  детей игре на музыкальных инструментах имеет знание нотной грамоты, которой дети овладевают в процессе своей музыкальной деятельности. Программа помогает формировать личность ребёнка как будущего музыканта и слушателя.

2.3. Актуальность программы

Музыка – одно из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма общения с музыкой вызывает у ребёнка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать  своё отношение к музыкальным произведениям. Войти в прекрасный мир музыки поможет ребёнку с наибольшим эффектом музицирование. В программе предусмотрено – дать знания детям об оркестре, об истории его возникновения, о том какие бывают оркестры, чем они отличаются друг от друга, а также информация о музыкальных инструментах и способах игры на них.

2.4.Педагогическая целесообразность программы заключается в следующем:

Коллективная музыкальная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробуждает интерес к музыкальным занятиям, развивает музыкальный слух, внимание, воспитывает дисциплинированность, усидчивость, художественный вкус. В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости -  все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.  «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», — так писал один из крупнейших композиторов Д.Д. Шостакович.

Обучая детей с интересом работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, надо стремиться к тому, чтобы музыка стала для ребят средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Главное, чтобы дети хотели выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Большая радость, которую получат дети оттого, что имеют возможность с первых занятий «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.

2.5. Цель программы:   

Развитие музыкальных способностей  детей через игру на детских музыкальных инструментах и обучение нотной грамоте.

2.6. Задачи программы:

- обучающие задачи

1.  Обогащать музыкальные впечатления ребёнка.
2.  Знакомить с  разнообразными  произведениями и сведениями о них.

3.  Научить детей играть в оркестре слаженно, соблюдая темп, динамические оттенки.
3.  Развивать музыкальную память.

4.   Знакомить с простейшими музыкальными понятиями.
5.   Развивать навыки в области слушания музыки, пения, игре на музыкальных инструментах,
     на фортепиано.

- развивающие задач

1.   Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический  слух,
      ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

2.  Обучать нотной грамоте.

3.  Развивать творческую активность детей.

- воспитательные задачи

1.   Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать правильное  её восприятие.

2.   Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение  к прослушанным произведениям
     и  к  собственному исполнению.

3.  Формировать у детей умение не отвлекаться во время слушания музыки.

2.7.Отличительные особенности данной образовательной программы. 
Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать  фортепианную партию, не стремиться заглушить друг друга, слышать, передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды детского творчества: пение, танец, игра.

 2.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 7 лет. Возрастная группа детей (старшая и подготовительная группа) отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны, более совершенной  становится речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Наиболее существенными особенностями музыкального развития детей 6-7 лет  являются развитые слуховые ощущения, музыкальность, как комплекс способностей; мелодический слух характеризуется точным запоминанием и воспроизведением сложных в интонационном и ладовом отношении мелодий.

2.8. Сроки реализации данной программы – 2 года (72 занятия).

1 год обучения 5-6 лет (36 занятий)

2 год обучения 6-7 лет (36 занятий)

2.9. Формы занятий

Открытые занятия, выступление на утренниках и развлечениях.

Занятия строятся по единой схеме:

*    Введение в тему, создание эмоционального настроя.
*    Обучение нотной грамоте.

*    Слушание музыки, пение.

     (Знакомство с комплексом  средств  музыкальной выразительности,

     анализ,  освоение элементов музыкальной грамоты)

*    Игра  на  музыкальных инструментах.

*    Эмоциональное заключение, обеспечивающее  успешность

      музыкальной деятельности детей.

2.10. Режим занятий:

Занятие проводится один раз в неделю в музыкальном зале.
Длительность занятий  для детей 5-6 лет составляет до 25 мин., 6-7 лет до 30 минут.

2.11. Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате освоения данной программы у детей:

  1.  Повысятся музыкальные способности.
  2. Овладеют нотной грамотой (2 год обучения).
  3.  Возрастёт интерес к этому виду музыкальной деятельности.
  4.  Появится желание совершенствовать полученные навыки игры

            на музыкальных инструментах, продолжить обучение в музыкальной  школе.

  1. Улучшится качество пения.
  2.  Обогатится внутренний духовный мир.
  3.  Возрастёт творческая  активность.

2.12. Способы проверки результатов освоения программы.

     Результативность развития ребёнка определяется с помощью диагностики

     по следующим критериям:

       1.    Музыкально – слуховые представления

       2.    Владение нотной грамотой

       3.    Чувство ритма

       4.    Умение подбирать  мелодии по слуху

       5.    Умение играть в ансамбле

       6.    Способность к импровизации.

3. Учебно - тематический план программы «Светлячок»

 для детей 5-6 лет

п/п

Месяц

Занятие

Кол-во

часов

Время

(мин)

Теория

Практика

1.

Сентябрь

«Музыкальный зал опять очень рад детей встречать» 

1

25

8

17

2.

Сентябрь

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем» 

Звуки окружающего мира. Как возникли музыкальных инструментов.

1

25

8

17

3.

Сентябрь

«Долгий и короткий звук в каждой песенке вокруг»

2

50

16

34

4.

Октябрь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

2

50

16

34

5.

Октябрь

«Ритмические песенки»

Бубен - колокольчики

2

50

16

34

6.

Ноябрь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

Музыкальный треугольник, колокольчики

3

75

24

51

7.

Ноябрь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Вятские, смоленские ложки деревенские»

2

50

16

34

8.

Декабрь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

2

50

16

34

9.

Декабрь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные «ритмические» «Озорные маракасы»

2

50

16

34

10.

Январь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Металлофон.

1

25

8

17

11.

Январь

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Металлофон и ксилофон. Музыкальный молоточек и ксилофон.

2

50

16

34

12.

Февраль

Оркестр  детских музыкальных инструментов: духовые - флейты, кларнеты, дудки, рожки, свистульки, саксофоны.

2

50

16

34

13.

Февраль

Играем в оркестре

2

50

16

34

14.

Март

 Знакомство с видами оркестров (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов)

1

25

8

17

15.

Март

Знакомство с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, тарелки, треугольник).

1

25

8

17

16.

Март

«Дирижёр», «Делай с музыкой»,

2

50

16

34

17.

Апрель

Знакомство с симфоническим оркестром: духовой группой
(труба, валторна, тромбон, фагот, флейта)

1

25

8

17

18.

Апрель

«Оркестр»

2

50

16

34

19.

Май

Знакомство с оркестром русских народных инструментов - гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян, деревянные ложки.

2

50

16

34

20.

Май

«Весёлые музыканты»

3

75

24

51

Итого

36

900

мин.

288 мин.

612 мин

3.  Учебно - тематический план программы «Светлячок»

 для детей 6-7 лет

п/п

Месяц

Занятие

Кол-во

часов

Время

(мин)

Теория

Практика

1.

Сентябрь

«Музыкальный зал опять очень рад детей встречать»

1

30

10

20

2.

Сентябрь

«Ритмические песенки»

2

60

20

40

3.

Сентябрь

«Пять ступенек – лесенка, на ступеньке – песенка. Нота «СОЛЬ»»

1

30

10

20

4.

Октябрь

«Долгий и короткий звук в каждой песенке вокруг»

2

60

20

40

5.

Октябрь

«Нотка «СОЛЬ» и нотка «ЛЯ» - вот и песенка моя»

2

60

20

40

6.

Ноябрь

«С нотой «СИ» песенка наша будет ещё лучше, будет ещё краше»

3

90

30

60

7.

Ноябрь

«Горн трубит сигнал с утра: «Нам без ноты «ДО» нельзя!»»

1

30

10

20

8.

Декабрь

«Горн трубит сигнал с утра: «Нам без ноты «ДО» нельзя!»»

2

60

20

40

9.

Декабрь

«С песенкой по лесенке  весело шагать, можно вверх забраться, можно вниз сбежать» Нота «ФА»

2

60

20

40

10.

Январь

«С песенкой по лесенке  весело шагать, можно вверх забраться,
Можно вниз сбежать» Нота «ФА»

1

30

10

20

11.

Январь

«Дудочка – погудочка, подуди,

Нотку «МИ» нам, дудочка, разбуди»

3

90

30

60

12.

Февраль

«Во поле берёза стояла, песню свою с нотой «РЕ» напевала»

3

90

30

60

13.

Февраль

«Тень – тень – потетень напеваем мы весь день. Нота «ДО»»

1

30

10

20

14.

Март

«Тень – тень – потетень напеваем мы весь день. Нота «ДО»»

1

30

10

20

15.

Март

«Если звуки спеть подряд – это будет звукоряд»

2

60

20

40

16.

Март

«Три кита в музыке»

1

30

10

20

17.

Апрель

«Три кита в музыке»

2

60

20

40

18.

Апрель

«Сюжетные пьесы»

2

60

20

40

19.

Май

«Сюжетные пьесы»

1

30

10

20

20.

Май

«Русские народные напевы»

3

90

30

60

Итого

36

1080 мин.

360 мин.

720 мин.

4.Содержание образовательной программы «Светлячок»

Для детей 5-6 лет

Цели и задачи

Занятия

Репертуар

Кол-во часов

 

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Учить различать в музыке музыкальные фразы   «Здравствуй, друг».
3. Вспомнить и обыграть знакомую песню «Мяч»

4. Различать части в музыке, ритмично играя на Д.М.И. – погремушки, бубенцы.

«Музыкальный зал опять очень рад детей встречать»

Игра «Здравствуй, друг»,

«Игра с мячом»

Е.Тиличеева «Эхо»

Песня «Мяч»

Игра  «Оркестр»

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Знакомство с бубном. Рассказать о его устройстве.

3.Рассказать о звуках окружающего мира и о возникновении первых  музыкальных инструментов.
(показ презентации)

4. Развивать ритмический, тембровый слух.

5. Развивать умение детей правильно извлекать звук при игре  на бубне.

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем» 

Звуки окружающего мира.

Игра «Здравствуй, друг»,

«Игра с бубном»

Рус.нар.мелодия

Е.Тиличеева «Эхо»

Песня «Мяч»

Игра  «Оркестр»

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

3. Развивать умение детей правильно извлекать звук при игре  на бубне, колокольчике.

4. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

«Долгий и короткий звук в каждой песенке вокруг»

 «Колокольчик озорной поиграем мы с тобой»

Игра «Здравствуй, друг»,

Ритмические песенки

Р.н.п.  

«Андрей воробей»

Е.Тиличеева «Небо синее».

 В.Селиванов «Шуточка»

 (колокольчик, бубен)

Игра «Оркестр»

2

1. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические). Презентация.

2. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух, используя бубен.

3.Познакомить детей с музыкальным молоточком и его устройством.

4. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на муз. молоточке, бубне.

5. Учить детей различать  ритмический рисунок песенок на слух, правильно воспроизводить в хлопках.

6. Учить играть в оркестре, выделяя сильную долю такта.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Игра «Светлячок»,

Ритмические песенки

Р.н.п.

 «Андрей воробей»

Е.Тиличеева

«Небо синее».

Игры с ладошками

 «Я на коврике сидел»

Р. н. м. «Долгоногий журавель»

 (молоточек-бубен)

2

1. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

2. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на бубне, молоточках, колокольчиках.

3. Учить детей различать  ритмический рисунок песенок на слух, правильно выкладывать его на мольберте.

4. Учить играть в оркестре, выделяя сильную долю такта, правильно владея Д.М.И.

«Ритмические песенки»

Бубен - колокольчики

Танец с бубнами.

Ритмические песенки

 Е.Тиличеева «Небо синее»,  «Смелый пилот»,

Р.н.п.  «Андрей воробей»

В.Селиванов «Шуточка»

 С.Вольфензон «Часики» (молоточек)

2

1. Продолжить знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические) – музыкальный треугольник.

2. Развивать динамический слух у детей.

3. Учить детей осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на  музыкальном треугольнике.

4.Закрепить понятие о ритмическом рисунке песен.

5. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные  (ритмические).

Музыкальный треугольник, колокольчики

 Игра «Светлячок»

Е.Тиличеева «Эхо»

«Звенящий треугольник» Р.Рустамова;

Игра «Тихо-громко»

3

1. Продолжить знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические) – хохломские ложки.

2. Развивать динамический слух у детей.

3.Дать детям понятие о поступенном движении мелодии вверх, о низких и высоких звуках.

4. Учить детей осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на хохломских ложках.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Вятские, смоленские ложки деревенские»

Игра «Светлячок»

Игра р.н.п. «Скок – скок – поскок»

 (2 команды – ложки, бубны)

Игра «Тихо-громко» Танец с ложками

2

1. Продолжить знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические) – барабан.

2.Знакомство с барабаном. Рассказать о его устройстве, тембре, найти различие в звучании разных по величине барабанов.

3. Продолжать развивать ритмический, тембровый и динамический слух.

4. Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на барабане.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические).

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Сюжетный танец «Солдатики»

«Танец дикарей»

Е. Накада;

 Игра с ладошками

«Шла коза по мостику»

Игра «Тихо-громко

С.Прокофьев «Марш»

«Игра с бубнами и барабанами»

 (2 команды)

2

1.Продолжить знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические) – маракасы.

2.Знакомство с маракасом, его устройством.

3. Развивать тембровый слух у детей, умение различать музыкальные инструменты на слух.

4. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические) «Озорные маракасы»

Игра с ладошками

«Танцевала репа с маком»

 Игра «Инструменты за ширмой»
«Полька» М.Глинки;

 (маракасы, бубен,бубенцы)

2

1.Знакомство с оркестр  детских  музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Металлофон.

2.Знакомство с металлофоном. Рассказать о его устройстве и звукоизвлечении.

3. Развивать ритмический, тембровый слух.

4. Учить детей правильно извлекать звук при игре  на металлофоне.

5. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

Оркестр  детских  музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Металлофон.

Игра с ладошками

«Танцевала репа с маком»

С.Вольфензон «Часики»

 Игра «Инструменты за ширмой»

1

1.Знакомство с оркестром  детских  музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Ксилофон.

2.Знакомство с ксилофоном. Рассказать о его устройстве и звукоизвлечении. Сравнить с металлофоном.

3. Развивать ритмический, тембровый слух.

4. Учить детей правильно извлекать звук при игре  на ксилофоне.

5. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: ударные «мелодические».

Металлофон  и ксилофон.

Музыкальный молоточек и ксилофон.

Музыкальная игра

 «Игра в кругу»,

Муз. сопровождение стих.«Шалтай -болтай»

С.Вольфензон «Часики»

Игра на ксилофоне

М.Красева «Цирковые лошадки»

2

1.Знакомство с оркестром  детских музыкальных инструментов: духовые – флейты, кларнеты, дудки, рожки, свистульки, саксофоны. Рассказать об устройстве и звукоизвлечении духовых инструментов.

2. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей, умение анализировать игру товарищей.

Оркестр  детских музыкальных инструментов: духовые –

флейты, кларнеты, дудки, рожки, свистульки, саксофоны.

Музыкальная игра «Побегаем- поиграем»

Муз. сопровождение стих. «Мышка Марфуша»

А.Чугайкина «Заиграла флейточка»

«Полька» М.Глинки;

 (маракасы, бубен, бубенцы, дудка)

2

1.Учить детей различать жанровое направление в музыке.

2. Развивать звуковысотный, тембровый, динамический и ритмический слух, ладовое чувство.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей, умение анализировать игру товарищей.

4. Продолжать осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на дет. музыкальных инструментах.

Играем в оркестре

Музыкальная игра  «Эхо»

С.Прокофьев «Марш»

Е.Тиличеева «Вальс»

П.Чайковского «Камаринская»

Танец «Приглашение»

2

 1.Понакомить детей с видами оркестров -  симфоническим, духовым, оркестром народных инструментов.  (презентация)

2.Учить детей внимательно вслушиваться  в звучание музыки, различать средства музыкальной выразительности: акценты, форшлаги, паузы, смену динамики, регистра и т.д. И в соответствии с этим использовать различные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.

3. Учить передавать характер музыкальной пьесы.

 Знакомство с видами оркестров (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов)

Презентация  «Виды оркестров»

Слушание

Г.Свиридов «Военный марш»

Игра «Оркестр»

1

1. Понакомить детей с симфоническим оркестром: струнной группой и ударной группой.

2.Развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

3. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

4. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

Знакомство с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, тарелки, треугольник)

Музыкальная игра В.Карасёвой «Горошина»

Слушание П.Чайковский «Вальс цветов»

Игра «Оркестр»

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Предложить детям создать свой оркестр и в качестве дирижёра поруководить оркестром.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

«Дирижёр»

«Делай с музыкой»

Игра с ладошками и палочками «Золотые ворота»

М.Красева «Цирковые лошадки»

 Р.Шуман «Смелый наездник»

2

1.Знакомство с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

2.Развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

3. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

4. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

Знакомство с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта)

Слушание симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»

Р.Шуман «Смелый наездник»

 

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2.Развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический  и динамический слух.

3. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

4. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

«Оркестр»

Дети самостоятельно определяют  какие Д.М.И помогут озвучить данный вальс. «Вальс петушков»

И. Стрибогга

 

2

1. Знакомство с оркестром русских народных инструментов.

 2. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

4.Знать русские народные инструменты и способы игры на них.

Знакомство с оркестром русских народных инструментов - гармоника, баян, балалайка,   домбра, гусли, трещотка, коробочка, ложки.

Русские народные мелодии

«Ах, вы  сени, мои сени»,

 «Ой, лопнул обруч», «Я на горку шла»,

2

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

4.Знать русские народные инструменты и способы игры на них.

«Весёлые музыканты»

Русские народные мелодии

«Во саду ли в огороде»,  « Как у наших, у ворот»,

«Гори, гори ясно»

3

Итого

36

  1. Содержание образовательной программы «Светлячок»

Для детей 6-7 лет

Цели и задачи

Занятия

Репертуар

Кол-во часов

1. Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

4. Учить детей правильно извлекать звук при игре  на металлофоне, музыкальном треугольнике и колокольчиках.

«Музыкальный зал опять очень рад детей встречать»

Г.Струве «Песенка о гамме».

 Е.Тиличеева «Эхо»

А.Холминов «Дождик»

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Продолжить разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

4.Учить детей правильно выкладывать ритмический рисунок песенок – попевок.  

6. Развивать умение детей правильно извлекать звук при игре  на металлофоне, музыкальном треугольнике и колокольчиках.

 7. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

«Ритмические песенки»

Г.Струве «Песенка о гамме».

 Е.Тиличеева «Эхо»

Е.Тиличеева «Небо синее»,  «В школу», «Смелый пилот»,

Р.н.п.  «Андрей воробей»

А.Холминов «Дождик»

2

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Продолжить разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

 4. Знакомство с нотным станом, скрипичным ключом и нотой «соль».

5. Развивать умение детей правильно извлекать звук при игре  на металлофоне, ксилофоне, музыкальном треугольнике.

«Пять ступенек – лесенка,

на ступеньке – песенка.

Нота «СОЛЬ»»

Г.Струве «Песенка о гамме».

 Е.Тиличеева «Эхо»

Р.н.п.  «Андрей воробей»

Е.Тиличеева «Небо синее»,  «В школу».

В.Селиванов «Шуточка»

1

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Продолжить разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме». Выразительное исполнение, пение под фонограмму, использование танцевальных движений.

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

 4. Закрепить знания детей  о нотном стане, скрипичном ключе и ноте «соль».

5. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на металлофоне, ксилофоне, музыкальном треугольнике и молоточке.

6. Познакомить детей с длительностями нот.

 (четвертные, восьмые)

«Долгий и короткий звук

в каждой песенке вокруг»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Р.н.п.  «Андрей воробей»

Е.Тиличеева «Небо синее»,  «В школу».

В.Селиванов «Шуточка»

2

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2. Выразительное исполнение песни Г.Струве «Песенка о гамме» с  использованием танцевальных движений.

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

 4. Закрепить знания детей  о нотном стане, скрипичном ключе и ноте «соль». Познакомить с нотой «ля».

5. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на ксилофоне,  кастаньетах, ложках и музыкальном треугольнике.

6.Закрепить понятие о  нотных длительностях.

 

«Нотка «СОЛЬ» и нотка «ЛЯ» -

вот и песенка моя»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Р.н.п.  «Андрей воробей»,

Е.Тиличеевой «Гармошка»

С.Вольфензон «Часики»

2

1.Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для совместной деятельности.

2.Выразительное исполнение песни Г.Струве «Песенка о гамме» с  использованием танцевальных движений.

3. Развивать звуковысотный, ритмический,  тембровый слух.

 4. Закрепить знания детей  о нотном стане, скрипичном ключе и ноте «соль» и ноте «ля». Познакомить с нотой «си».

5. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на ксилофоне,  кастаньетах, ложках и музыкальном треугольнике.

6.Закрепить понятие о  нотных длительностях.

7. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

«С нотой «СИ» песенка наша

будет ещё лучше, будет ещё краше»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Е.Тиличеевой «Гармошка»

Р.н.п. «У кота воркота»

С.Вольфензон «Часики»

 

3

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

2. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

3. Закрепить знания детей  о ноте «соль», ноте «ля» и ноте «си». Познакомить с нотой «до».

4.Дать детям понятие о поступенном движении мелодии вверх, о низких и высоких звуках.

5. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на ксилофоне,  кастаньетах, ложках и музыкальном треугольнике.

6.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

7. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её характер.

«Горн трубит сигнал с утра:

«Нам без ноты «ДО» нельзя!»»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Р.н.п. «У кота воркота»

Е.Тиличеевой «Труба»

Р.н.п. «Скок – скок – поскок», «Василёк»

С.Соснина «Пьеса»

3

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

2. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

3. Закрепить знания детей  о ноте «соль», ноте «ля», ноте «си» и ноте «до». Познакомить с нотой «фа».

4. Дать детям понятие о поступенном движении мелодии вверх и вниз, закрепить знание о низких и высоких звуках.

5. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на ксилофоне,  кастаньетах, ложках и музыкальном треугольнике.

6. Закрепить умение детей играть на металлофоне несложные песенки – попевки.

7.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

«С песенкой по лесенке

Весело шагать,
Можно вверх забраться,
Можно вниз сбежать» Нота «ФА»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Е.Тиличеевой «Лесенка»

«Кудахчут куры во дворах»

В.Моцарт  «Турецкий марш»

 

3

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

2. Закрепить знания детей  о ноте «фа», и ноте «соль». Познакомить с нотой «ми».

3. Закрепить знание детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз, о низких и высоких звуках.

4. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на  детских музыкальных инструментах.

5. Закрепить умение детей играть на металлофоне несложные песенки – попевки.

6.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

7. Эмоционально откликаться на пьесу, находить выразительные тембры инструментов, передающих её хар-р.

«Дудочка – погудочка, подуди,

Нотку «МИ» нам, дудочка, разбуди»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Е.Тиличеевой «Лесенка»,

«Баю – баю»

«Ду – ду – ду –подуди пастух в дуду»

Д.Шостакович «Вальс шутка»

3

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

4. Закрепить знания детей  о нотах. Познакомить с нотой «ре».

5. Закрепить знание детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз.

 6. Продолжить осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на  детских музыкальных инструментах.

7. Закрепить умение детей играть на металлофоне несложные песенки – попевки.

8.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

 9. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

«Во поле берёза стояла,

Песню свою с нотой «РЕ» напевала»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

С.Рахманинов «Итальянская полька»

3

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

4. Закрепить знания детей  о нотах. Познакомить с нотой «до» первой октавы.

5. Дать детям понятие  о скачкообразном движении мелодии.

6. Закрепить умение детей играть на металлофоне, ксилофоне несложные песенки – попевки.

7.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

8. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей, умение анализировать игру товарищей.

«Тень – тень – потетень

Напеваем мы весь день.

Нота «ДО»»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Е.Тиличеева  «Бубенчики»,

«Птица и птенчики»

Р.н.п. «Тень – тень – потетень»

М.Красева «Цирковые лошадки»

2

1.Создание атмосферы творчества - песня Г.Струве «Песенка о гамме».

3. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый слух.

4. Закрепить знания детей  о нотах.

5. Закрепить знание детей о поступенном  движении мелодии вверх и вниз (о звукоряде).

6. Закрепить умение детей играть на металлофоне несложные песенки – попевки, гамму с названиями нот.

7.Знать обозначения нотных длительностей, уметь их использовать.

8. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей, умение анализировать игру товарищей.

«Если звуки спеть подряд –

Это будет звукоряд»

Г.Струве «Песенка о гамме».

« Вокальная таблица» Е.Огородного

Е.Тиличеева «Цирковые собачки»

В.Карасёвой «Горошина»

«Гамма»

П.Чайковского «Камаринская»

2

1.Учить детей различать жанровое направление в музыке.

2. Развивать звуковысотный, тембровый, динамический и ритмический слух, ладовое чувство.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей, умение анализировать игру товарищей.

4. Продолжать осваивать приёмы правильного звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах.

«Три кита в музыке»

С.Прокофьев «Марш»

Д.Шостакович «Вальс шутка»

Е.Тиличеева «Вальс»

П.Чайковского «Камаринская»

С.Рахманинов «Итальянская полька»

3

1.Учить детей внимательно вслушиваться  в звучание музыки, различать средства музыкальной выразительности: акценты, форшлаги, паузы, смену динамики, регистра и т.д.

И в соответствии с этим использовать различные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.

2.Продолжать развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух  у детей.

3. Учить передавать характер музыкального произведения.

«Сюжетные пьесы»

Д.Кабалевский «Кавалеристы»,

Р.Шуман «Смелый наездник»

Ф.н.п. в обработке В.Сибирского «Ослик и тележка»

М.Красева «Цирковые лошадки»

3

1.Развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический слух, правильно передавать ритмический рисунок мелодии.

2. Осваивать навыки совместных действий. Учить слушать при игре друг друга.

3. Развивать чувство ансамбля, творческую активность детей.

4.Знать русские народные инструменты и способы игры на них.

«Русские народные напевы»

Русские народные мелодии

«Ах, вы  сени, мои сени»,

 «Ой, лопнул обруч», «Я на горку шла»,

«Во саду ли в огороде»,  « Как у наших, у ворот»,

«Гори, гори ясно»

3

Итого

36

5. Методическое обеспечение.

5.1. Материально-техническое обеспечение

музыкального зала

  1. Цифровое пианино
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Экран
  4. Дезар (2)
  5. Магнитола  «Sony»
  6. Караоке-саундбар с объёмным звуком.
  7. Ноутбук  lenovo

5.2.  Детские музыкальные инструменты

  1. Хрустальный колокольчик                    
  2. Колокола        (диатонические)                                          
  3. Музыкальная подвеска                        
  4. Румбы                                
  5. Тамбурины                
  6. Тарелки ритмические                        
  7. Тарелки        
  8. Трещотки        
  9. Тамбурин деревянный                        
  10. Свирель                                        
  11. Маракасы                
  12. Бубенцы на палочке                        
  13. Бубны                                        
  14. Колокольцы        
  15. Погремушки
  16. Флейты
  17. Треугольники
  18. Музыкальные молоточки
  19. Ложки хохломские
  20. Барабаны
  21. Саксофоны
  22. Дудочки
  23. Колокольчики
  24. Бубенчики
  25. Металлофоны
  26. Ксилофоны
  27. Цитр
  28. Арфа

5.3. Музыкально-дидактические пособия

  1. Портреты русских и зарубежных композиторов, репродукции;
  2. Музыкально-дидактические игры и пособия

6. Список литературы

  1. И. Новоскольцева, И. Каплунова «Наш оркестр» 2 части + 2 CD
  2. Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников  игре на детских музыкальных инструментах», Москва «Просвещение» 1990г.,
  3.  «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»,
    Москва «Просвещение» 1982г.
  4. Л.Н. Комисарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»,
    Москва «Просвещение» 1986г.
  5. М.А. Трубникова «Играем в оркестре на слуху», программа и методика обучения детей подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах в оркестре.

7.Приложения

Диагностика музыкальных способностей детей по программе  

«Светлячок»

      Полугодие

     

Список  детей    

Сенсорные                                                музыкальные     способности         детей

 

Вид   музыкальной

деятельности

Итоговая     отметка

Ладовое чувство

Музыкально – слуховые представления

Чувство ритма

Игра на детских музыкальных инструментах

Детское музыкальное творчество

* Восприятие       музыки
* Определение лада

*Звуковысотный слух

*Тембровый слух

*Динамический слух

*Владение нотной грамотой

*Воспроизведение ритмической пульсации
*Воспроизведение ритмического рисунка

*Приёмы правильного звукоизвлечения

*Умение играть в ансамбле

*Умение подбирать  мелодии по слуху

*Способность к импровизации

    I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Вывод:_________% детей имеют высокий уровень музыкального развития.  У них развиты музыкально -  слуховых представления. Они умеют играть на детских музыкальных инструментах по одному и в ансамбле, подбирать мелодию по слуху. Знают нотную грамоту.  Творчески активны.
________________% детей имеют средний уровень музыкального развития. У них недостаточно развиты музыкально – слуховые представления.  Они умеют играть на детских музыкальных инструментах по одному и в ансамбле, но с трудом подбирают мелодию по слуху. Знают нотную грамоту. Творчески активны.
________________% детей имеют низкий уровень музыкального развития. У них плохо   развиты музыкально – слуховые представления.  Они затрудняются играть на детских музыкальных инструментах, подбирать мелодию по слуху.

 С трудом овладевают нотной грамотой. Малоактивны.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...