Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
статья по теме

Евтушенко Светлана Анатольевна

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр»

Развитие музыкально – творческих способностей в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение, потому что жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько вперёд продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Дошкольники очень любят играть в оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Устоять перед натиском детей просто невозможно. Желание детей играть на инструментах и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе. Так появился кружок «Весёлый оркестр».

Цель кружка – помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности.

Задачи программы

  • Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  • Знакомить детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать творческую активность; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  • Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
  • Воспитывать целеустремленность, ответственность, дисциплинированность.

Занятия проводятся в средней группе два раза в неделю 20 мин., в старшей группе – два раза в неделю по 25 мин, в подготовительной группе – два раза в неделю по 30 мин.

У всех ребят, записавшихся в кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах, так как знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах младшего возраста.

Программа кружка состоит из нескольких видов деятельности, которые сменяют друг друга:

  • Беседы
  • Музыкально – дидактическая игра
  • Индивидуальные игровые задания
  • Конструирование

В процессе деятельности используются различные методы работы с детьми:

  • Игровой (фантазирование, озвучивание стихов, речевое музицирование)

Используя музыкальные инструменты, создаю условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются  в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».

Для озвучивания стихов детьми на детских музыкальных и шумовых инструментах, использую стихи С. Маршака, И. Токмаковой, В. Степанова, В. Суслова. Также использую сказки.

Речевое музицирование: ритмическое проговаривание коротких фольклорных текстов (потешек, закличек) сопровождая их равномерными хлопками, шлепками («Зайчик», «Котик», «Петушок»). Украшение речевого музицирования 1- 2 инструментами, исполнение с движением и игрой. Речевые диалоги. «Разговоры» - белки и ежика, птички и кошки.

  • Наглядный (игра на детских музыкальных инструментах и на нетрадиционных музыкальных инструментах)

Необходимость в игре на нетрадиционных музыкальных инструментах существует, так как малоактивные дети, благодаря игре, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более общительными, активными. Все эти знания дети получают в среднем возрасте. Они иначе воспринимают окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в творческий процесс. Инструменты нетрадиционного вида (бросовый материал) дети изготавливают сами совместно с педагогом (в детском саду), с родителями (дома).

В процессе игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начинала ставить более сложные задачи. Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. К такому исполнению я подходила на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.

  • Практический (опыты с музыкальными инструментами и звуками)

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, толстые металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают все большее развитие. Именно они будут являться участниками изумительного оркестра.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всей ладошкой, различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития музыкальных способностей и прежде всего всех видов музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, музыкально творческих способностей, сознательных отношений между детьми.

Кружок «Веселый оркестр»в детском саду – важное и очень полезное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Статья.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игру.  Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способству...

Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы н...