Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
учебно-методический материал на тему

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения,  дети чётче воспроизводят ритм.   Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx63.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №99» «КОРАБЛИК»

390035 Г. Рязань, ул Гоголя, д. 36, корп. 1; телефоны: 92 – 95 – 25(факс),

92 – 87 – 54(общ),

92 – 90 – 04(бух), 8-906-648-01-65, электронная почта: kruykova99@yandex.ru

Проектная деятельность

Методическая разработка  на тему:

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

                                      Музыкальный руководитель: Фильцева Г.В.

                                       (высшая квалификационная категория)

2014-2015 уч.год

                             Введение

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения,  дети чётче воспроизводят ритм.   Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

ЦЕЛЬ проекта:

Привить интерес детям дошкольного возраста к музицированию. Расширить творческий кругозор.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

2. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля

3. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

4. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

5. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

6. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук

7. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

8. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

9. Воспитание творческой инициативы.

Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать. Поэтому считаю необходимым развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с лучшими образцами народной, классической, современной музыки.

Это всё соответствует государственным  образовательным стандартам, а именно: приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре, знакомство детей с произведениями классической, народной, современной музыкой, развитие представлений детей о различных видах музыкального искусства, различных жанрах музыкальных произведений, предоставление детям права выбора средств для самовыражения, создание условий для развития музыкального творчества.

Определяющим в нашей деятельности являются нормативные базы следующих документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральная программа развития образования;

- Программа развития образования Рязанской области.

ТИП ПРОЕКТА: творческий

СРОКИ: 01.09.2014 - 01.02.2015г

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

ОСНОВА ПРОЕКТА: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством  игры на детских музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: В результате развивающих занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку», участие в музыкальном конкурсе «Традиция».

МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ :детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.

Актуальность темы.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»

(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»

(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.

Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

Формы организации

1этап Подготовительный - Работа с методической литературой; сентябрь; муз. рук

-Подбор музыкального репертуара;

-Разработка перспективно-тематического

плана, разработка конспектов занятий.

-Диагностика музыкально-творческих

способностей детей старшего возраста.

-Подбор иллюстраций, создание картотеки

музыкальных инструментов.

2этап Основной -Цикл развивающих занятий по обучению

на детских музыкальных инструментах.

-Индивидуальные занятия, помогающие

одаренным детям показать свои способности,

проявить  умение в игре на

детских на музыкальных инструментах

-Выступление на детских утренниках.

-Мастер класс для родителей по изготовлению

вместе с детьми самодельных шумовых

музыкальных инструментов.

-Оформление стендовой информации для родителей.

-Организация музыкальных уголков в группах.

-Приобщение родителей к оснащению

музыкальных уголков.

-Кружок для воспитателей (на котором Воспитатели

взрослые учатся играть на музыкальных

инструментах, для дальнейшей помощи детям)

3 эап Заключительный. Участие в межрегиональном конкурсе «Традиция» ноябрь. Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» Февраль  концерт «Веселые музыканты»,  оформление фотовыставки.

Методы, используемые в работе:

  • Наглядно-слуховой
  • Практический
  • Объяснение
  • Наглядно-зрительный
  • Метод активизации творческих проявлений
  • Метод моделирования музыкального языка 

Формы учебных занятий:

  • разные виды музыкальных занятий;
  • занятия кружка «Детский  оркестр»;
  • музыкально-дидактические игры;
  • индивидуальная  и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;
  • музыкальные досуги

Приёмы, используемые в работе:

  • побуждения,
  • совместного поиска,
  • помощи,
  • наблюдения.

Последовательность обучения:

  • звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…); 
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; 

творческое исследование тембро - динамических возможностей орфовских инструментов 

  • самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога  
  • импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности  («Как еще можно поиграть на инструменте?»); 
  • свободный обмен инструментами по  желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховыепредставления дошкольников о средствах выразительности (создана система  упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); 
  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

  Педагогические условия, необходимые для успешного развития музыкально – ритмического творчества детей на музыкальных занятиях и занятиях кружка «Забавушка»

  • развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитание у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение музыкально-ритмической  деятельности обеспечение   перспектив развития творчества учащихся;
  • целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • предложения,
  • совместного поиска,
  • наблюдения,
  • помощи.

  Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности,  работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, служит источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.

  Эффективность опыта подтверждается выступлением на различных внутрисадовских мероприятиях.

Полученный в опыте результат:

  Диагностика по критериям К. В. Тарасовой показывает, что игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.

  У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются  импровизационные навыки.

  Игра на детских музыкальных инструментах  также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. 

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры. 

Конспект занятия по развитию творческих музыкальных способностей детей в игре на музыкальных инструментах.

Цель: развить творческие музыкальные способности детей через игру на музыкальных инструментах.

Задачи:

- продолжать учить детей осваивать музыкальные инструменты, совместно исполнять музыку, творить, используя для этого звуки, пластику, мимику, жест, движение, слово;

- знакомить с графической нотацией, используя различные способы моделирования ритма (графический, двигательный, пластический) ;

- способствовать развитию творческого воображения, стремления детей к импровизации и творческому исследованию;

- развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость, способность слушать и наблюдать;

- воспитывать внимание, выдержку;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

Материал и пособия к занятию: музыкальные инструменты – ударные, фортепиано,  металлофон; игрушки – самоделки для игры звуками; фланелеграфы с набором карточек ритмов и картинок; ленты для импровизации движений, музыкально-дидактическая игра «Назови инструмент», карточки с символическими записями приемов игры на музыкальных инструментах, аудиозаписи Гайдн «Детская симфония» (фрагмент, Д. Шостакович «Вальс-шутка».

Предварительная работа:

музыкальный руководитель – игры, упражнения и этюды на выразительность, движения в соответствии с музыкой; ритмические, речевые игры, игры звуками (по методике Т. Э. Тютюнниковой) ; из программы «Гармония» - разделы музыкальные движения, игра на музыкальных инструментах; озвучивание песенок, считалок, сказок (методика Тютюнниковой, песен для игры с инструментами и инсценировок; слушание «Музыка природы»; сочинение и озвучивание сказок и рассказов; знакомство с графической нотацией; подбор мелодий на фортепиано, металлофоне, обогащение словаря музыкальными терминами.

Воспитатель: закрепление текста песен и считалок, этюды на выразительность движений, упражнение детей в игре на музыкальных инструментах (пособия по Тютюнниковой, металлофоне и пианино).

Ход занятия:

1. Музыкальное упражнение с колокольчиками «Пора начать урок» (Е. Попляновой). Дети распеваются, подыгрывают на колокольчиках.

2. Музыкально-двигательная импровизация песенки «Смешинки» Т. Тютюнниковой.

3. Этюд «смело идти и прятаться» (муз. И. Берковича «Марш»). Импровизация в соответствии с характером и содержанием музыки (мимика, пластика) .

4. Музыкально-дидактическая игра «Большой и маленький колокольчик» на развитие звуковысотности.

5. Сказка «Большой и маленький колокольчики» (из опыта Т. Тютюнниковой) для подготовки к исполнению в оркестре «вальс-шутка» Д. Шостаковича (колокольчики маленький и большой, металлофон). Выбор исполнителя роли большого колокольчика считалкой («Чепуховая считалка» Н. Найденовой) .

6. Вопрос к детям «какие явления природы весной напоминают звучание колокольчиков? » Ответы детей, инсценировка песни «Ручей» О. Девочкиной.

7. Игровое упражнение «Найди весенний голос» (путем проб дети выбирают из музыкальный инструментов и игрушек-самоделок «голоса весны») .

8. Слушание фрагмента «Детской симфонии» И. Гайдна (весна) Беседа о прослушанном.

9. Музыкально-дидактическая игра «Назови инструмент» (на различие тембра) .

10. «Вальс» Е. Тиличеевой – фортепиано – музыкальный руководитель и ребенок, имитация игры на скрипке и двигательная импровизация с лентами (по желанию детей) .

11. Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» - дети произвольно делятся на музыкантов и отгадывающих песенки-загадки («Барашеньки», «Сорока», «Андрей-воробей») .

12. Совместное исполнение (взрослые - игра на музыкальных инструментах, дети – пение и танцевальные движения) «Начинаем перепляс» С. Соснина

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах

Конспект занятия по развитию творческих способностей: «Все мы музыканты»

Цель: развить творческую активность детей.

Задачи:

  1. Закреплять передачу восходящего и нисходящего движения мелодии на разных музыкальных инструментах.
  2. Развивать у детей чувство ансамбля, умение различать двухчастную форму, одновременно вступать и заканчивать исполнение.
  3. Развивать творческую активность детей.

Оборудование. Металлофон, ксилофон,  ложки, бубны,  треугольник, погремушки,  трещотки, барабаны; фланелеграф и наборы условных знаков к нему; дирижерская палочка.

Ход занятия

Дети входят в зал под выученную на прошлых занятиях русскую народную песню "У меня ль во садочке" мелкими шажками, слушая игру музыкального руководителя. У детей в руках  ложки и бубны.  Пульсацию подчёркивают  ложками и бубнами.

Дети кладут на стол музыкальные инструменты и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку "Теремок". (Дети вспоминают сказку, называют ее персонажей.) Помните песенку из этой сказки?

Идет разучивание песенки.

Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Вдруг по полю, полю мышка бежит,
У двери остановилась и пищит:
"Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?"

Музыкальный руководитель. Давайте для каждого персонажа сказки подберем свой музыкальный инструмент, который будет характеризовать его.

На столе перед детьми лежат различные музыкальные инструменты. С помощью педагога они подбирают для каждого персонажа сказки свой музыкальный инструмент, например, для мышки - металлофон, для для зайчика - ксилофон, для лисички - триола, для волка - органола, для медведя - фортепиано в низком регистре.

Затем проводится импровизация данной сказки с использованием музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель.  Ребята, кто знает, как называется моя игра на фортепиано, когда вы поете песни?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. Такая игра называется аккомпанементом. Сейчас мы с вами будем учиться аккомпанировать. Аккомпанировать будете вы на своих музыкальных инструментах, а я буду играть мелодию на фортепиано.

Музыкальный руководитель проигрывает несколько раз мелодию русской народной попевки "Ладушки". Затем вместе с детьми определяет, где какие инструменты будут звучать. Для удобства на фланелеграфе выкладываются условные обозначения ритма для всех музыкальных инструментов. Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию попевки, а дети аккомпанируют.

Музыкальный руководитель. А сейчас приглашаю всех на танец!

Дети делятся на 2 равные группы и образуют 2 круга - внешний и внутренний. Во внутреннем стоят дети спинами к центру, во внешнем - лицами к нему. С началом русской народной мелодии "Как пошли наши подружки" внешний круг движется по часовой стрелке, внутренний - в противоположном направлении. На повторении мелодии останавливаются парами, играют на своих музыкальных инструментах, негромко поют и выполняют соответствующие движения:

Раз и два и - топ - топ - топ (топают ногами)

Раз и два и - хлоп - хлоп - хлоп (играют на инструментах)

Шаг навстречу - "Здравствуйте!" (слегка наклоняются вперед)

"Ну и до свидания!" (меняются инструментами и одновременно местами, обходя друг друга таким образом, что дети из внутреннего круга переходят во внешний круг и наоборот)

После этого все начинается сначала, но движутся в обратном направлении. В центре круга можно посадить или поставить ударника с тарелкой, который негромко будет отмечать акценты.

Дети рассаживаются тремя подгруппами, перед ними встает ребенок-"дирижер" с дирижерской палочкой в руке. Музыкальный руководитель играет и поет:

Я музыкантом стать хочу - 
Я ноты каждый день учу. 
Под птичьи трели из садов
Пою я: до, до, до, до, до:
Сияет солнце на дворе,
Пою я: ре, ре, ре, ре, ре.
Отец-скворец поет с детьми,
И я пою: ми, ми, ми, ми, ми. 
Пою я: ми, фа, соль, ля, си:
Я музыкантом стать хочу - 
Я ноты каждый день учу!

Дети сидят по группам, изображая оркестрантов: скрипичную группу, ударную и духовую. Ребенок-"дирижер" в соответствии с музыкой показывает, кто должен "играть". Дети движениями имитируют игру на различных инструментах.

("Игра в дирижера", муз. А.Фаттаха, сл. В.Семернина. Сборник "Играем и танцуем". Москва:"Советский композитор", 1992)

Музыкальный руководитель. Ребята, а теперь подойдите к столу, возьмите инструменты, которыми мы изображали персонажей из "Теремка".

Дети выбирают соответствующие инструменты и, играя на них, выходят из зала под песенку к этой сказке.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах на занятиях кружка "Забавушка"

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках
  • кружковая работа.

В разных видах деятельности:

  • пение
  • слушание музыки
  • движение.

Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”.

В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.

Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:

  1. Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
  2. Привить навыки игры на музыкальных инструментах
  3. Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
  4. Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
  5. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления
  6. Развивать навыки общения и сотрудничества.

Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:

  1. Пение
  2. Игра на детских музыкальных инструментах
  3. Речевые упражнения и движения

Цели:

  1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
  2. Развивать музыкальные способности ребенка.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
  4. Исполнять не сложный аккомпанемент.
  5. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
  6. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  7. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

  8.Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в          звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.

  9.Развивать чувство ритма.

  10.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

  11.Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников

  12.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

  13.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Мною разработан перспективно-тематический план работы кружка “Забавушка”

 Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности,  работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, служит источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.

  Эффективность опыта подтверждается выступлением на различных внутрисадовских мероприятиях.

Ведущая педагогическая идея:

  Современные дети, безусловно, отличаются от детей, с которыми я начинала работать. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить  духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка.

  Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

  Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

  Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

  Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом.

  Роль кружка «Забавушка» в развитии моего опыта:

  Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Устоять перед натиском детей просто невозможно. Так было со мной в самом начале педагогической работы. Дети на занятиях очень любили играть в шумовом оркестре, и я им часто оставляла  такую «конфетку» на десерт.  Желание детей играть на инструментах и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе. Так появился  кружок «Детский оркестр».

  Придя работать в детский сад, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала четырём важным для меня условиям:

  • Быть лёгкой для детей и педагога;
  • Быть интересной для них;
  • Быть систематической формой обучения;
  • Быть групповой формой обучения.                                                                                                          Эти  четыре  пункта за время работы превратились в методику.                                           Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Когда-то я думала, что само применение детских шумовых инструментов на занятиях достаточно. Но, оказалось, что дети с огромным удовольствием посещают мой кружок «Детского  оркестра». Главное слушать своё собственное сердце, помогающее  правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые  догмы, когда скука поселяется в глазах ребёнка. Этот  метод «сердечной диагностики»  и есть самая точная методика и лучшая технология.

  У всех ребят, записавшихся в кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.  Тем не менее, чтобы выявить способности детей,  в начале учебного года я провела индивидуальную диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На  основании диагностических исследований я песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах.

  Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью использовала дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма,  музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни детского сада. В каждой группе  имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.  Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция.

  Венцом наших занятий  стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными.  А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне. На занятиях кружка  ребята учатся не только играть на инструментах, но и знакомятся с великими композиторами-классиками, слушают музыку, изучают  различные музыкальные термины и понятия, овладевают элементарной нотной грамотой в игровой и доступной форме.

  В конце учебного года я провела итоговую диагностику,  результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить  перспективы работы кружка на следующий учебный год. Считаю, что за  второй год обучения в кружке ребята добились неплохих результатов.   На занятиях был  создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.

  Исходя из этого, на следующий год планирую  организовать кружок для детей старшего дошкольного возраста. Конечно,  нельзя однозначно сказать, что всё запланированное удалось. Конечно же,  были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.  Тем не менее,  считаю, что кружок в детском саду – важное и очень полезное дело.

составила перспективный план работы на 3 года и соответственно ему разработала календарное планирование занятий, на основе программы Кононовой  Н.Г. «Обучаем игре на

детских  музыкальных инструментах». На занятиях кружка ребята закрепляли навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших

       

                                                                                                                                     Результативность опыта

  Недостаточное  внимательное  отношение  взрослых  к  развитию       творческих  способностей  дошкольников  влечёт  за  собой  потерю     интереса  к  использованию  музыкального  творчества  в  различных  видах  деятельности.  Это  является  значительной  сложностью,            которая  возникла  в  процессе  работы.    Используя  в  своей  работе    новые  методики,  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.    Эти  знания  дали  мне  возможность  лучше  понять и направить  детей,  учить  их слушать и  активно  мыслить,  изобретать,  в  разумных  пределах                          фантазировать.                                                                                                          Главный критерий  в  оценке  результатов  творчески опытов детей       для меня   не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возникли  у  них  интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый  к              самостоятельной деятельности к совершенствованию  своих  поисков.  Лучшая  награда  за  мою  работу сияющие  глаза  детей,  всегда  ожидающие  чуда,  их  быстрый              изобретательный  ум,  раскрепощённость,  неиссякаемый  интерес  к   музыке,  умение  включаться  спонтанно  в  любое  музицирование.

  Пришлось   много  работать,  чтобы  добиться  положительных              результатов.  И  лишь  к  концу  2014-2015 учебного  года  я  получила  желаемый  результат. Показатели результативности на 2013-2014 уч.г. высокий уровень показывают 13%. детей, средний 60%; на 2014-2015 уч.г. высокий уровень показывают 58% детей, средний 42%.

  Для  улучшения  показателей  музыкального - ритмического  развития  проводила  индивидуальную  работу  с этими  детьми,  в  результате  которой  дети  стали  проявлять  интерес  к  игре на детских музыкальных инструментах.

  Проблема  развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста  – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов  содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973
  2. Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969
  3. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985
  4. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- М.:

Советский композитор, 1976

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М., 1978
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968
  5. Ветлугина Н.А., Кенемон А.И. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду.- М., 1983

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»

Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

  1. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников.- М., 1986

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах.- М., 1990

  1. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах.- М.: Советский

композитор, 1973

  1. Певная И. Играй, наш оркестр.- М.: Музыка, 1983
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

дошкольников.- М., 1994

  1. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
  3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961
  4. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- №  9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Развитие творческих способностей детей через приобщение к русским народным традициям

Статья посвящена актуальной современной проблеме - сохранение национальных традиций и установление связей между крестьанской календарно-обрядовой и современной культурами....

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

Методическая разработка «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Методическая разработка   «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

Сообщение на районное методическое объединение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение на тему: "Развитие восприятия классической музыки в процессе обучения старших дошкольников игре на детских музыкальных инструментах."...