Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.
статья

Гагарина Наталия Викторовна

Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Одним из критериев успешного развития музыкально – творческих способностей является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx25.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально - творческих способностей

детей дошкольного возраста в процессе обучения инструментальному музицированию.

Гагарина Наталия Викторовна

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные психологи и педагоги  - Л. С. Выготский, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. [2]

Способность – природная одарённость, талантливость.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличию, уже имеющихся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[5]

Психологами доказано, что у человека врожденные не сами способности, а способность к их развитию.

Формируя понятие детское творчество, обратили внимание на то, что многие источники трактуют это понятие с разных точек зрения. Т. В. Кудрявцев разграничивает творчество на две формы: творчества «как открытия для себя» и творчества «как открытия для других».  В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во – втором на первый план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества.

Многими авторами детское творчество рассматривается как субъективное. Комарова Т. С. отмечала: «… субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста… Общечеловеческой новизны и ценности, и ценности продукт творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна». Выготский Л. С. формулирует похожую точку зрения: «… ценность детского творчества следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе»[2]. Немецкий педагог и композитор Карл Орф отмечает: «…особенное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей»[6].

Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки.[5] Творческие способности ребенка могут проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах, в различных играх.  Детское музыкальное творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. 

Одним из критериев успешного развития музыкально – творческих способностей является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, гласит о необходимости  формирования самостоятельной творческой личности ребенка.

Наблюдения за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, показали, что задания, где требуется творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у некоторых детей затруднение, особенно если это дети по разным причинам редко посещают детский сад, или ранее не посещавшие дошкольное учреждение.  Дети начинают стесняться и копировать друг друга или педагога.

В  связи с этим возник вопрос, возможно ли развивать творческие способности у детей дошкольного возраста  средствами инструментального музицирования?  

Инструментальное музицирование — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) способствует обогащению музыкальных впечатлений дошкольников, развитию их творческих и музыкальных способностей. Музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных видов занятий, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком. 

В основе инструментального музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.[3]

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального  творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

О раскрытии творческого потенциала дошкольника еще в 20 – е годы  писал в своих статьях, музыкант, композитор, педагог академик Б. Асафьев, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом».[1] Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребёнку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Ребенок не устаёт дудеть в дудочку или бить в барабан. Музыкальные звуки, которые раздражают взрослых, для ребенка остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, чувство музыкальной формы. Кроме этого, активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.  Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без  чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации творческих проявлений. Хотим отметить некоторые из них.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах.

Т. Тютюнниковой создана программа элементарного музицирования по системе Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально – игрового общения ритмизованные звучащие жесты, движения и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.

Л. Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», сочетающая обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

И. Каплуновой разработан замечательный сборник «Веселый наш оркестр» в сборнике отражена методика обучения, рассказы об оркестре, о музыкальных инструментах, пособию прилагаются  2 сд. с музыкальным сопровождением.

Таким образом, проанализировав изложенные программы и изучив соответствующую методическую  литературу, и систематически применяя в своей практике труды Т.Э. Тютюнниковой, И. Каплуновой была отмечена положительная динамика развития музыкально -  творческих способностей у дошкольников и можно сделать вывод, что процесс обучения инструментальному музицированию положительно влияет на развитие творческих способностей дошколников.

Список использованной литературы:

  1. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» изд – 2-е – Л.: Музыка, 1973 г.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967
  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997
  4. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1968
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947
  6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр

Конспект мастер-класса "Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"...

Доклад "Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формирую...

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....