Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»
статья

Королёва Юлия Юрьевна

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Труд педагога всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в новых исторических условиях. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня.

В современном обществе помимо нравственного облика, уровня знаний и профессионального мастерства, важно, чтобы человек умел применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда обществу нужны творческие люди, умеющие принимать решения и быстро адаптироваться в любой ситуации. Обращения к данной теме особенно актуально сегодня.

Именно музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего.

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших средств развития творческой личности является музыкально – дидактические игры. Педагогическая ценность музыкальной деятельности в том, что она открывает перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально – дидактические игры формируют у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, способствуют активному восприятию музыки, вызывают интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Различают три группы музыкально-дидактических игр. К первой относятся игры, которые дают детям представление о характере музыки (весело-грустно), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Во вторую включены игры, цель которых дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах. Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.

Также музыкально-дидактические игры различают по видам:
- игры для развития высотного слуха;
- игры на развитие чувства ритма;
- игры на развитие тембрового слуха;
- игры на развитие памяти и слуха;
- игры на развитие детского творчества.

Музыкальная игротека

«Чудесный мешочек»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: взрослый показывает ребенку мешочек и говорит: «К
нам пришли гости. Но где-то они спрятались? Может быть здесь?
(показывает на мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем,
кто там». Звучат произведения «Петушок» р.н.п., «Серенькая кошечка»
В.Витлина, «Медведь» В.Ребикова (аудиозаписи берём из
Интернет- ресурсов). Ребенок узнаёт музыку, и достает из мешочка соответствующую игрушку, показывает её. Вариант с героями мультфильмов: в мешочке игрушки или картинки: Фиксики, Эльза, Бременские музыканты, Три кота, Маша и медведь, Смешарики. Фонограмма с песнями героев.

«Что делают дети?»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: Ребенку предлагаются три картинки: дети спят,
маршируют, танцуют.
Звучит музыка, ребенок указывает на соответствующую картинку. (песня, марш, танец).

«Музыкальное лото»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: взрослый играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на
одном звуке. Ребенок должен выложить ноты – кружочки от первой
линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Еще один вариант: взрослый исполняет песню и предлагает ребенку
выложить ее условное изображение из разноцветных кружочков
(куплет), сколько куплетов - столько и кружочков. Треугольник (вступление), квадраты (припев).

«Бубенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Нарисуйте с ребенком трех гномиков с колокольчиками.
У каждого из них свой домик.
Взрослый рассказывает: « Жили-были три веселых бубенчика:
Динь. Дан. Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел
тоненьким голоском. «Динь-динь»- звучала его песенка. Дан пел песенку средним голосом: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его голос. Можно придумать: как гномики радуются, ругаются, мирятся и пр.

«Кого встретил Колобок?»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить ребенку сказку
«Колобок» и ее персонажей.
Звучат соответствующие мелодии (музыку берем из Интернет ресурсов).
Когда ребенок усвоит звучание регистра, соответствующего художественному образу каждого животного, ему предлагается определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать картинку или игрушку, можно нарисовать нужный персонаж.

«Игра с пуговицами (или с нитками)»
Цель: Закрепить понятие о длинных и коротких звуках.
Ход игры:
Взрослый говорит ребенку, что крупные пуговицы
(длинные ниточки)- это длинные звуки и поются долго, мелкие
пуговицы (короткие ниточки)- это короткие звуки и поются коротко
отрывисто. Взрослый выкладывает последовательность из крупных и мелких
пуговиц (коротких и длинных ниточек). Предлагает ребенку пропеть на гласный звук эту цепочку. Затем предлагается придумать свою мелодию.


«Музыкальная линия»
Цель: развитие воображения и звуковысотного слуха.
Ход игры: Взрослый на листе бумаги рисует разные линии.
Показывает, как может двигаться мелодия: вверх, вниз,
зигзагообразно, прямо, линия может прерываться, может
возобновиться, и т.д. Предлагает ребенку пропеть,
нарисованную линию. Затем меняются: ребенок - рисует линии, взрослый – озвучивает ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...