Статья «Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
статья

Плясова Галина Юрьевна

Статья про творческую деятельность дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx22.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Плясова Галина Юрьевна

Творческая личность, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере. При переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать: развитым воображением; инициативностью; самостоятельностью; любознательностью. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника.  

            Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Компоненты творческих способностей: активность и воображение. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». [2] Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.  Таким образом, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Но это не может произойти само по себе. Педагогу надо специально разъяснить родителям о значении их заинтересованного участия в художественном развитии ребенка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются специальные знания, умения и навыки. Главное — это удовлетворить желание ребенка разделить его чувства, впечатления, знания с любящим сердцем родителей.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста;  инсценировки произведений;  постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Интересный такой прием включения детского воображения. Во всем известном мультфильме «Чудеса на виражах» героиня мультфильма, маленькая девочка всегда, когда возникали трудности, говорила: «Включай воображение!»  и тогда начинали происходить чудеса (например, самолёт из снега превращался в настоящий).

Если у детей бывает не идёт работа или что-то не получается, то можно сказать детям: «Включайте воображение!», или дети сами вместе произносят: «Включаем воображение!» Потом можно щёлкнуть пальцами и прокружится вокруг себя. А иногда дети присаживаются, кладут ручки на голову, и «думают». В это время происходит процесс переключения, дети начинают чувствовать себя волшебниками.  

Дети умеют менять мир по своему хотению и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в нужное русло.

Нужно всегда помнить, что всякое творчество, развивает в ребёнке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, желание доставлять радость другим.

Список используемой литературы

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., «Академия», 2002
  3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте/Выготский Л.С.-- М.: Просвещение, 2006.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с
  5. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2013.
  6. 3имина А. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет. Практикум для педагогов. — М., издательство «Гном», 2001.
  7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. — М., 2005.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. — СПб., 2015.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). — СПб., 2015.
  10. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). — СПб., 2015.
  11. Коровина Н.Н. «Драматизация песен и хороводов как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» https://infourok.ru/metodicheskij-proekt-dramatizaciya-pesen-i-horovodov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-u-detej-starshego-doshkolno-4433717.html?ysclid=l8hv8db6bu720885088
  12. Марийская Т.В. Развитие творчества в играх-драматизациях.//Журнал @Молодой ученый», 2016, №2.
  13. Методика музыкального воспитания в детском саду. – Под редакцией Н.А.Ветлугиной. –М.: Просвещение, 1989. 
  14. Радынова О. П., Груздова И.В., Комиссарова Л. Н Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999.
  15. Театрализованные игры в ДОУ. Автор: О. Акулова, доцент кафедры дошкольной педагогики, кандидат педагогических наук РГПУ им. А.И. Герцена http://www.pedlib.ru/
  16. Тютюнникова.Т. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., 2000.
  17. Теплов Б. М.  «Психология музыкальных способностей» ISB  издательство — Наука,2003.-379 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ, ФОТОГРАФИИ С УТРЕННИКОВ, СКАЗОЧНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК, ГДЕ АРТИСТЫ - ДЕТИ....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Доклад на тему "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"...

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....

Статья «Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по слушанию музыкальных произведений, предложены авторские игры, новые методические приемы....