Главные вкладки

    Статья на тему:
    Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

    Малкова Наталья Васильевна

    Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Развитие чувства ритма 19 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий»

    «В ритме есть нечто волшебное;

    он заставляет нас верить, что

    возвышенное принадлежит нам».

    И.В.Гете

       Ритм – греческое rhytmos – мерное течение. В музыкальном словаре Л.В.Михеевой даётся следующее определение: «Ритм - чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов; является ярким выразительным средством; часто определяет характер музыки». Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах).

       Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

       В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память. Последовательно, начиная с первых младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребёнка в активную работу позволяет игра. Поэтому, в младшем возрасте разминку необходимо проводить под музыку, сопровождаемую текстом, используя простые движения.

       Под мелодию русской народной песни «Светит месяц» (в соответствии с текстом меняется регистр, темп).

    Слова Г.Погорелова

    1. Ритмичная ходьба друг за другом.

    Мы шагаем друг за другом,

    Мы идём, идём, идём.

    Мы шагаем, как солдаты,

    Дружно песенку поём.

    2. Ходьба с высоким подъемом.

    Так дружней, дружней шагай,

    Ножки выше поднимай.

    Все преграды на дороге,

    Не боясь, переступай.

    3. Ходьба боком, приставным шагом.

    Впереди большая лужа!

    По мосту пройти нам нужно.

    Боком, боком, не спеша,

    Мы шагаем чуть дыша.

    4. Ходьба на носочках.

    Не шумим и не поём,

    Словно мышки мы идем.

    На носочках мы идем,

    Не шумим и не поем.

    5. Бег врассыпную.

    А увидели кота,

    Разбежались кто куда.

    Разбежались кто куда -

    Не собрать нас никогда!

     Такая разминка помогает укрепить мышцы, выработать умение переключиться с одного вида движения на другие, умение владеть своим телом, , а также учит детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.

       Подвижная игра «Кто скорее возьмет грибок» на координацию слова и движения: на полу лежат три обруча, внутри каждого обруча по 4 гриба, вокруг каждого обруча стоит по 5 детей, дети идут по кругу и поют, по окончании слов должны быстро взять гриб из круга.

    Слова В.Рыжовой:

    Мы идём, идём, идём,                               Дети, держась за руки,

    Мы грибы сейчас найдём                         идут по кругу

    Под листочком, под травинкой,              хороводным

    На пенёчке, под осинкой.                         шагом.

    Вот и гриб, не зевай                                  Отпускают руки,

    И быстрей его хватай.                               хлопают в ладоши.

      Такая игра совершенствует технику хороводного шага, развивает ловкость, внимание, учит согласовывать слова и ритмические движения.

       Начиная разучивать песню, целесообразно пропеть фрагменты двух разнохарактерных песен. Вместе с детьми проанализировать характер, расширяя их словарный запас по эмоционально-образному содержанию произведений. Ведь, как правило, дети используют два слова, характеризуя услышанное — веселая и грустная музыка. Планомерно пополняя словарный запас, часто можно услышать: радостная, задорная, звонкая или печальная, жалобная, хмурая. Сравнение разных песен способствует более выразительному исполнению. Разучивая песню, дети не только пропевают слова, но и учатся прохлопывать ритмический рисунок, сильные и слабые доли. Когда песня выучена, задание усложняется — надо пропеть песню,  прохлопывая ритмический рисунок. То есть сделать это одновременно. Конечно, такую работу надо начинать с маленьких попевок (от простого к сложному).

       Каждый педагог (воспитатель, музыкальный руководитель) всегда должен помнить: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень)

    Список литературы:

    1. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду». Ярославль: Академия развития, 2006.

    2. Музыкальный руководитель. - 2009. - №1 — 20.

    3. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: «Просвещение», 1990


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

    Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

    Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

    статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

    Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

    Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

    В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

    Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

    Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...