Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
материал по музыке

Кузнецова Светлана Дормидонтовна

Мастер-класс музыкального руководителя "Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

       Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

       Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки.  Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».      

         Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача  в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.           Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности.          

         Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.

          Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма.      

            Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.      

            Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

              В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память. Последовательно, начиная с младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребёнка в активную работу позволяет игра.

           Сегодня в работе с детьми активно используются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение компьютерных технологий в образование – необходимый и логичный шаг в развитии современного мира в целом. Для специалистов, работающих в системе дошкольного образования, возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд актуальных в наше время задач.

        В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда с высокотехнологичными информационными средствами обучения и развития дошкольников.

         В нашем ДОУ всем педагогам  предоставляется возможность использовать  в работе новые технологии  по всем направлениям образовательной и воспитательной  деятельности.

          Например,  дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма, которые я использую для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

         Можно внедрять простые упражнения на повторение ритма, а также перкуссию тела. Да, тело – наш самый удобный инструмент, он всегда с собой. Нет инструментов? Используем музыку тела! Хлопки, щелчки, удары по коленям – всё это ново для наших детей, поэтому с интересом будут выполнять задания.

          Ритмические игры.

  • 1.Презентация.

Педагог объясняет детям взаимосвязь долгих и коротких звуков в музыке. Показывает большие предметы и маленькие, а затем знакомит детей с графическим изображением долгих и коротких звуков: кружочки под ритмической  цепочкой из предметов. К каждой игре необходимо придумать простую историю (цепочка из рыбок, семейка божьих коровок или дружная семья грибов: детки, папа, мама).

          Ритмическая игра.

  • 2.Ритмическое задание (Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»)

Раздать детям ударные инструменты.

Задача.

ВариантI

Когда пчела садится на цветы, дети должны сыграть 2 звука на инструменте или 2 раза прохлопать/топать и т.д.

Вариант II

Разделив детей на 4 группы, каждой присвойте свой цветок, чтобы им было легче ориентироваться, когда играть. Например, одна группа играет только, если пчёлка садится на синие цветы, другая группа – когда на белые и т.д.

  • 3. Упражнение для развития чувства ритма 

              Музыкальные  "Прятки".
Показываются и "прячутся"  зайчик, белочка, лисичка. Называем    зверюшек (пульсация восьмыми длительностями), того,  кто "спрятался",    произносим про себя. Можно поделиться на три команды, каждая из которых произносит только одно слово: "зайчик", "белочка" или "лисичка".                                            Зайчик-белочка-лисичка (сильная доля «зай»)

        Однако  отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе.

          Главная роль в музыкальном воспитании  всегда остаётся   за живым

общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!

  • И сейчас предлагаю вашему вниманию «Польку на ладошках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...