Использование упражнений на развитию чувства ритма у дошкольников в различных видах воспитательно-образовательной деятельности
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

В материале данной методической разработки содержатся упражнения, которые способствует развитию чувства ритма, речевых функций идругих аспектов развития ребёнка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Данная разработка основана на практическом опыте работы по теме «Развитие чувства ритма» в группе детей среднего дошкольного возраста. Первоначальная идея была взята из книги «Этот удивительный ритм» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. При взаимодействии с детьми возникали дополнительные варианты, которые представлены далее. Предлагаемые упражнения могут быть использованы педагогами, как часть НОД или в свободной игровой ситуации.

   Опыт показал, что кроме собственно развития чувства ритма и других музыкальных составляющих эти упражнения способствуют:

развитию психических процессов:

познавательных (внимание, мышление, воображение); эмоционально-волевых.  

воспитанию личностных качеств, таких, как уверенность и самостоятельность; 

развитию речевых функций, в том числе, подготовке к чтению и письму (фиксация количества и слияние слогов, слухо-зрительно-двигательная координация), обогащению словаря, развитию артикуляции и др.);

расширению кругозора;

развитию творческих способностей.

 

   Таким образом, целью освоения детьми данного материала является не только развитие чувства ритма, но и комплексное развитие ребёнка во многих аспектах.

   

   Педагог, использующий данный опыт, должен обладать хорошо развитым чувством ритма, понимать метод в своей основе, а также может развивать и дополнять практический материал по своему усмотрению.  В упражнениях используются различные предметы как объекты для выстраивания игровой ситуации.

   

   На первом этапе дети называют игрушки и хлопают в ладоши столько раз, сколько слогов в сказанном слове (до трёх). Следует отметить, что в представленных примерах используется фонетическое деление на слоги, которое не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.

   Сразу же обращается внимание на ударный слог, который выделяется чуть более протяжным гласным. Таким образом, произнесение слова является более напевным с выраженной ритмической структурой, например:

КУ-КЛА, ЛИ-МОН, МА-ШИ-НА, ТРА-КТОР и т. п.

Произнесение односложных слов варьируется (*см. далее).

   

   Когда дети усвоили этот принцип, переходим к следующему этапу – составлению цепочек из слов. В качестве наглядных объектов для этого можно использовать игрушки, предметы из окружающего, картинки и т. п. Начинать лучше с двух слов, но для некоторых ребят цепочка из 3-4-х слов вполне доступна сразу.

ВА-ЗА – ХЛЕБ;

ЛЯ-ГУ-ШКА – КА-БА-ЧОК;

ЧА-ШКА – ТЕ-ЛЕ-ФОН;

ГРУ-ША – ЛИ-МОН.

КА-МЕНЬ - ТРА-ВИ-НКА – ЦВЕ-ТОК;

ТРЕ-ЩО-ТКА - БУ-БЕН - БА-РА-БАН.

   Как упражнение цепочка из трёх слов вполне корректна, но ей не хватает ритмической завершённости, поэтому можно ввести в неё какой-то предмет, который выполнял бы роль союза «и». Для этого мы используем крышечки от бутылок. В этом случае примеры, приведённые выше, будут выглядеть следующим образом:

КА-МЕНЬ – ТРА-ВИ-НКА – И(ИИ) – ЦВЕ-ТОК;

ТРЕ-ЩО-ТКА - БУ-БЕН – И(ИИ) - БА-РА-БАН.

   Здесь указаны два варианта – короткое и протяжённое произнесение союза «И», оба допускаются в равной степени, только хлопок руками в первом случае короткий – ладони разнимаются сразу, а во втором случае ладони остаются сложенными чуть дольше. То же касается произнесения и односложных слов (*). Важно только, чтобы длительность звучания гласного звука в нём соответствовала характеру хлопка.

Использование союза подготавливает детей к цепочке из четырёх слов.

ЛИ-ПА – РЯ-БИ-НА – ДУБ(ДУУБ) – СО-СНА;

ЛО-ДКА - КО-РАБЛЬ – КА-ТЕР – ПА-РО-ВОЗ.

 

  В этих упражнениях нужно добиваться, чтобы слова в цепочке произносились без остановки, нараспев. Таким образом, получается прототип мелодической фразы, составленный из существительных. В дальнейшем цепочки могут быть дополнены глаголами и другими частями речи, что поможет детям составлять словосочетания и фразы, проговаривание и пропевание которых и станет, собственно, сочинением своего стихотворения или песенки.

ДУ-ЕТ ВЕ-ТЕР, СО-ЛНЦЕ СВЕ-ТИТ.

СКО-РО ЛЕ-ТО – РА-ДЫ ДЕ-ТИ.

Я МО-ЛО-ДЕЦ, СЪЕЛ О-ГУ-РЕЦ.

КО-ШКА СИ-ДИТ, НА ПТИ-ЧКУ ГЛЯ-ДИТ.

НЕ Е-ДЕТ МА-ШИ-НА – НЕ-ТУ БЕН-ЗИ-НА.

   Так как эти действия носят спонтанный характер, то не всем детям удаётся сразу подобрать слова, к тому же звучащие в нужном ритме. В этом случае можно мягко скорректировать идею ребёнка.

Я ЛЮБ-ЛЮ ТАН-ЦЕ-ВАТЬ И КАР-ТО-ШКУ.

(Я ЛЮБ-ЛЮ ТАН-ЦЕ-ВАТЬ И Е-ЩЁ КАР-ТО-ШКУ.)

Однако, дети, как правило, довольны своим результатом. К тому же «нескладушки» могут быть представлены, как шутливые песенки.  

   В произнесении ритмической цепочки очень важно подчеркивание ударений, падающих на разные слоги: в начале, середине и конце слов, что тренирует перспективное видение, т.е. интуицию.                                                       Для получения более стройного ритма в цепочке дети учатся преобразовывать слово, находят подходящий по звучанию вариант, то есть осознанно используют возможности словотворчества: МЯЧИК - МЯЧ, ДОМ – ДОМИЩЕ,

ХОРОШИЙ - ХОРОШ, и т.п.  

   Пропевая свои песенки, дети могут уже не только прохлопывать ритм, но и подыгрывать себе на музыкальных инструментах.

   Подбор предметов для игр может быть связан с дидактической задачей, но больше всего детям нравится самим составлять цепочки из самых разных предметов. И в этом случае, кроме решения музыкально-ритмических задач, после выполнения упражнения ребёнок при желании может  рассказать о выбранных предметах, сопоставить их, найти общее и различие, обозначить принадлежность, тем самым знания ребёнка об окружающем актуализируются, развивается его интеллект.

 

 Сарма Надежда Григорьевна

Музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2021г

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.

Рекомендации для родителей- как развить чувство ритма у дошкольников....

Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников

Создана подборка упражнений, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников....

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Мастер-класс музыкального руководителя "Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"...

Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»

целевая аудитория: педагоги дошкольных учрежденийСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вст...