РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по музыке по теме

Карпова Татьяна Анатольевна

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАРПОВА Т.А.,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 71,
Санкт-Петербург

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
в различных видах музыкальной деятельности.

     Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является нетъеслемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены сеьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.
    Специалисты насчитывают в наше время около 50 различных коммуникативных умений, необходимых для жизни в современном мире. Отмечается также, что для овладения многими из них сейчас люди посещают специальные курсы и проходят специальные тренинги, в то время, как ещё в Х1Х веке ими вполне владели выпускники гимназий.
    Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

      Начнём с приветствия. Здороваемся мы с детками обязательно «музыкально» - это и распевание приветственных слов по 5-3-1 ступеням мажорного трезвучия, и пластическое приветствие, и короткие шуточные песенки… Приветствие во время праздника, вечера досуга может отличаться более игровой формой: «пушистый воздушный привет» от персонажа всем ребятам, приветствие-цепочка (хлопок по ладони одного ребёнка и последующая его передача другим детям), приветствие-песенка «добрым молодцам», «красным девицам», «всем, кто умеет топать ножкой», «всем, кто умеет хлопать в ладоши», ну и конечно же, «всем, кто любим улыбаться»! Таким образом, с первой же минуты музыкальное занятие, досуг, праздник неназойливо вырабатывает у детей привычку приветствовать друг друга добрым словом, улыбкой, дружественным жестом.

     Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие. А ведь психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музыкального произведения или отдельных его частей – и замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы являют собой индикатор чувств и эмоций. И вот перед нами «жалуется, плачет» больная кукла, вот гордый, стремительный смелый наездник, вот высказывает обиду на повара кисонька, а вот смеются веселящие детей клоуны… Ласковыми и грубыми, извиняющимися и прощающими, пугающими и ликующими, лёгкими и напряжёнными, таинственными и яркими, блистающими, застенчивыми и уверенными в себе предстают перед детьми персонажи музыкальных произведений, и ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать, сорадоваться им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко… Мимика, жесты, то, с какими эмоциями мы встречаемся – на всё это мы обращаем внимание во время слушания музыкального произведения.
    Для слушания произведений разного характера можно создать и разные мизансцены. Так колыбельную песню уютнее слушать, сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку – в полукруге. Можно из стульчиков соорудить и поезд, и концертный зал, и даже космический корабль…
    Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения – развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга.

      Самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения с людьми. В процессе всем известных музыкально-дидактических игр ребёнок может быть поставлен в условия необходимости взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети будут участвовать в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп – по 3-6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи друг другу, уменьшается дистанция между детьми, начинает  нарабатываться  ситуационная терпимость (толерантность). В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.
    При предоставлении детям возможности экспериментирования со звуками, они могут сами отыскать в этом разнообразном мире самые настоящие чудеса. Для этого подойдёт и время, отведённое для свободной самостоятельной деятельности, и тот же вечер досуга. Конечно, можно и одному постучать-позвенеть, но в компании это гораздо веселее и интереснее:
-  Какой материал шуршит громче, а какой тише, и почему?
- Давай найдём похожую гремелку! Я нашёл! Тебе помочь?
- А что получится, если леску натянуть посильнее? Ты тяни, а я щипать буду!
- А что будет, если у тебя бутылка пустая, а моя – с водой, и мы подуем в них вместе?!
    В ходе подобной экспериментальной деятельности дети начинают тянуться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей, договариваться, сопереживать неудаче друга, радоваться общим маленьким открытиям и победам.

      Но вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент… И мы обращаем внимание, что у каждого инструмента свой голос, своё настроение: барабан может сердиться, может командовать, гусли успокаивают, утешают… А помните цирковую репризу, в которой клоуны общаются друг с другом при помощи свистков?.. И вот получается не просто оркестр – а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей.

     Теперь обратимся к таком виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок и попевок,  мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах:
- Зайчик-зайчик, что ты грустный?
- Не найду листок капустный.
- А какой?
- Вот такой: круглый, белый да крутой!
    И тем более интересной становится игра, когда дети не ограничены точной мелодией, а импровизируют, сочиняют свои варианты.
    Когда мы учим ту или иную песенку, мы обязательно поём не только ротиком, язычом. С младшего возраста я предлагаю детям петь глазками, ручками, головкой. Перед нами всегда картинки-личики – изображения разлиных человеческих эмоций. В процессе разучивания детям часто предлагается спеть песню или её часть в образе того или иного персонажа. Ведь одна и та же мелодия будет звучать совершенно по-разному, если она окрашена разными интонациями. Например, малым группам предлагается спеть песенку «Едет-едет паровоз» от лица
- вечно недовольного Бармалея, которого веселье раздражает;
- иностранца, который в первый раз увидел такую диковину и очень удивился;
- весёлых зайчат, которые на этом паровозе едут в гости к ёжику.
    Незатейливая песенка может превратиться в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. И в процессе инсценирования ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень, и почему.

      Нередко случается так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми парные танцы… И тут нам на помощь приходят коммуникативные массовые танцы – чудесное изобретение ещё наших предков.
    Известно, что танец был средством коммуникации ещё до появления вербального общения. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают людям эмпатическое понимание друг друга.
    Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы, появляется чувство уверенности в себе, значимости в коллективе, поднимается уровень самооценки. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, дружественные жесты, способствуют развитию доброжелательности между детьми и, тем самым, нормализации микроклимата в детском коллективе. Доступность коммуникативных танцев позволяет использовать их и на занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них родителей.

      Настоящим кладезем музыкального материала, полезного для развития живого общения, является фольклор, традиционное русское народное творчество. «В хороводе были мы…» - и чего только ни видели – здесь и песня, и пляска, и пантомимические изображения действий бытового характера, и характерные персонажи: зайчик, козёл, лебёдушка, ворон, воробей, парень и девушка, сонный Дрёма, больной ворчливый Дударь…  Именно в фольклорном материале мы находим достаточно много шуток-дразнилок, которые на первый взгляд, могут показаться обидными, а на самом деле являются как бы прививкой от этой самой обидчивости – ведь ребёнок живёт не в теплице, и мы не можем оградить его от всех на свете неприятностей, а потому необходимо научить его некоторым элементам коммуникативной защиты. Дразнилки – столь привычное для детей явление – лучше всего подходят на эту роль. Психологи считают, что народные дразнилки учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.  Ту же роль, в сущности, играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, столь любимая и детьми, и взрослыми...

      Хочется сказать пару слов и о той деятельности, которая, хотя сама по себе, музыкальной может и не быть, всё же связана с музыкой непосредственно – это театрализация и театральная игра. Театра без общения нет- это общеизвестный факт. Тогда почему бы не придти к общению через театр? От маленькой инсценированной песенки – двух строчек:
- Киска, где была?
- Молочко пила!
до красивой постановки «Кошкин дом», в которой могут принять участие дети самого разного возраста, куда могут войти и песни, и танцы, которая учит доброжелательности, терпимости, в процессе работы над которой может возникнуть масса самых интересных проблемных ситуаций, решая которые, ребята будут учиться искусству общения друг с другом…

      Ребята вырастают, идут в школу, но многие с радостью приходят в детский сад, играют с малышами на праздниках, участвуют в вечерах досуга, те, кто учится в музыкальной школе – выступают перед дошкольниками, рассказывают им о своих музыкальных инструментах. Такая получается преемственность…
    И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, мы работаем не зря.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Консультация "Развитие коммуниктивных навыков у дошкольников через рзличные виды музыкальной деятельности"

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагог...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Мастер-класс музыкального руководителя "Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...