«Совместный творческий проект «Цветы земли» для одаренных детей и их родителей, как фактор успешности исследовательской деятельности»
презентация

Полесовщикова Наталья Александровна

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако системы работы с одаренными детьми в ДОУ до последнего времени не существовало. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и образования  необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

Наш коллектив сделал свой выбор на понимании термина «одарённый ребенок», как ребёнок, уровень способностей, которого значительно отличается от среднего и определил свой выбор на выявление интеллектуально-творческой одаренности  воспитанников. По мнению психологов, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные и оригинальные способы решения проблем, творчество является важным элементом всех видов одарённости.п

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2 Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако системы работы с одаренными детьми в ДОУ до последнего времени не существовало. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и образования  необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

Наш коллектив сделал свой выбор на понимании термина «одарённый ребенок», как ребёнок, уровень способностей, которого значительно отличается от среднего и определил свой выбор на выявление интеллектуально-творческой одаренности  воспитанников. По мнению психологов, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные и оригинальные способы решения проблем, творчество является важным элементом всех видов одарённости.

Слайд 3 С первых дней пребывания детей с задатками одаренности в детском саду педагоги стараются преодолеть обособленность семьи и детского сада, достичь взаимодействия с родителями, согласовать семейное воспитание с детским садом. Успешным средством преодоления разобщённости семьи и детского сада является совместная проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, направленная на развитие исследовательских умений.

Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности.  С другой стороны, признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим проявлением одаренности.

Слайд 4 Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отношений в семье одаренного ребенка – необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.

Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть тесному переплетению, познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.

Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развивать его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

Слайд 5 В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Для развития творческих способностей проектно-исследовательская деятельность предоставляет самый большой простор. В результате выше изложенного и возникла идея создания детско-родительского проекта «Цветы Земли». При помощи этого проекта мы постарались привлечь внимание родителей к проблеме одаренности.   Творческий проект «Цветы Земли» кардинальным образом изменил представление окружающих об авторе проекта, поднял его статус в группе, снизил тревожность, повысил самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей.

Слайд 6 Проект «Цветы Земли» расширил знания одаренных воспитанников о культурных и дикорастущих растениях, познакомил их с особенностями выращивания цветочных культур, одаренные ребята нашли пути решения проблемы выращивания рассады для озеленения участка и ухода за высаженными растениями. В ходе экспериментальной деятельности создавались ситуации, которые одаренные дети разрешали посредством проведения опыта и, анализировали, делали вывод, умозаключение, самостоятельно овладели представлением о том или ином законе или явлении.  Участие в проекте исключительно на добровольной основе. Данный проект позволил одаренным детям прикоснуться к природе, внести частичку своего труда окружающую красоту. Работа в этом проекте дала возможность развивать у одаренных воспитанников способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Слайд 7 

В результате внедрения системы работы с одаренными детьми получены следующие результаты:

  • Разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми;
  • Сформировалась система по выявлению и дальнейшему развитию воспитанников с признаками интеллектуально-творческой одаренности.
  • Повысился образовательный уровень педагогов в плане работы с одаренным детьми;
  • Пополнена предметно-развивающая среда ДОУ;
  • Значительно повысилась активность участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня (более 50%).
  • Прослеживается положительная динамика в росте общего развития способных детей, так и в развитии интеллектуально творческого потенциала.
  • Повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.

Слайд 8 Проект позволил детям с признаками одаренности, продолжая развиваться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углубить свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Одаренные дети, работая над проектом, овладели методами научной творческой работы и приняли участие в исследованиях, что позволило им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

Слайд 9 Многие родители одаренных детей никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. В данном случае им представилась возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа оказалась  для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по наблюдению, помогали подбирать информацию для теоретического  обоснования проекта, помогали детям готовить защиту своей работы. Работы получились очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребёнка и родителей.

Благодаря проведенной работе одаренные воспитанники дошкольного возраста познакомились с цветочными растениями, выявили наиболее благоприятные условия их прорастания, обрели практический опыт ухода за живыми объектами, что  способствует  формированию экологической культуры у дошкольников.

Окружающая природа – источник развития не только познавательного интереса, но и нравственных чувств ребенка. Таким образом, работа, проводимая регулярно в рамках проекта «Цветы Земли», обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

Слайд 10 Основной вывод — нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии развития выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность. Воспитание и развитие одарённых детей — трудная и широкомасштабная задача. Тут и соответствующее воспитание и подготовка педагогов — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул — побеждать. Хотя цена этих побед — долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь педагогов и родителей. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития. Развитие талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал — это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет средствами театрализованной деятельности

Важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможносте...

«Комнатные цветы» конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий исследовательской деятельности и здоровьесбережения,

Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах.           2.Формирование  осознанно-правильного отношения к комнатным...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5 – 7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5 – 7  ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет средствами театрализованной деятельности

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах...

Консультация для родителей «Авторитет родителей как фактор успешности воспитания ребенка»

Консультация для родителей «Авторитет родителей как фактор успешности воспитания ребенка»...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...