«Комнатные цветы» конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий исследовательской деятельности и здоровьесбережения,
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ларионова Марина Владимировна

Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах.

           2.Формирование  осознанно-правильного отношения к комнатным 

             цветам

Интеграция образовательных  направлений:

Познавательное развитие:

- познакомить с новыми комнатными растениями.

- вызвать познавательный интерес.

- дать обобщённое представление о системе потребности цветов

(в оптимальной температуре, в свете,  во влаге, в питании,

  в соответствующей заботе) и о системе приспособительных

 особенностей  цветов к сезонным изменениям.

- познакомить с жизненным циклом цветов.

- дать представление об опасных цветах.

- познакомить детей  с болезнями и вредителями цветов.

- научить детей правильно подготавливать почву для посадки

  цветов.

- познакомить и научить детей работать с пооперационной

  картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

- формировать у детей умение исследовать природный объект с помощью всех  

  органов чувств.

- содействовать развитию у детей устойчивого внимания, логического

  мышления.

Художественно – эстетическое развитие:

- чтение стихотворения о цветке.

- продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.

- познакомить с новым музыкальным произведением «Вальс цветов»

Речевое развитие:

- пополнять и активизировать у детей словарный запас.

- продолжать учить внятно произносить слова.

- умение в ответах выражать свои мысли законченными  

  предложениями, понятными для окружающих.

- развивать речь – доказательство, речь – рассуждение.

- отрабатывать умение придумывать описательные загадки.

Физическое развитие:

- обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- с приёмами оказания первой помощи при ожогах и отравлении комнатными    

  растениями.

- закрепить правила и умение работать садовыми инструментами.

Социально – коммуникативное развитие

- развивать познавательную активность детей в процессе 

  формирования  представлений о безопасности  работы   с цветами.

- побуждать попытку самостоятельно находить ответ.

- закрепить знания детей о ядовитых комнатных цветах.

- о пользе комнатных цветов.

- воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и оценить    

  красоту цветов.

Предварительная работа с детьми:

-изготовление коллажа «Комнатные цветы»

- изготовление альбома «Такие разные цветы»

- чтение стихов о цветах

- беседа на тему: «Какие мы знаем цветы»

- словесная игра «Опиши и отгадай»

- срезать черенки бальзамина и поставить их в воду или во влажный песок.

  черенки укореняются очень быстро.

- дидактическая игра «Враг или друг?»

Предварительная работа с родителями:

- Проведение беседы с родителями с целью информирования родителей о

 занятии, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также

 родителям вместе с детьми дома порекомендовать выполнить домашнее  

 задание:

- провести беседу с детьми о комнатных цветах, показать и рассказать об

 имеющихся в доме цветах.

- вырастить цветок из черенка.

Методы и приёмы работы:

- создание проблемной ситуации;

- коллективное наблюдение;

- словесные: беседа, чтение стихов, загадок, объяснения, указания, словесные  

  инструкции;

- технология моделирования;

- релаксация;

- слушание музыки;                                            

- экспериментирование;

Материал:

- комнатные цветы

- иллюстрации комнатных цветов

- картотека ядовитых комнатных цветов

- садовые инструменты

- посадочный материал                                                                      

- горшочки с землёй

- клеёнка

- фартуки

- карточки - модели

- игровой персонаж Буратино

- прозрачный паке

  Ход совместной деятельности:

Искусственное создание проблемной ситуации воспитателем.

Ребята, посмотрите, кто это у нас сидит в уголке природы? И о чём он задумался?

Буратино рассказал, что рассматривает растение похожее на ёлку и думает можно ли его нарядить на Новый год?

Воспитатель и дети рассказывают Буратино о знакомых уже комнатных растениях и почему они так называются. Воспитатель предлагает рассмотреть

строение цветка.

 Воспитатель вместе с детьми делают вывод: все цветы имеют корень, стебель,

листья, но не все цветут.

Беседа об особенностях внешнего вида комнатных

растений. 

Словесная игра «Отгадай по описанию»

 Познакомить детей с новым комнатным цветком.

Бальзамин

Простой и неприхотливый бальзамин. Бальзамин любим во всем мире в качестве комнатного и садового растения, о чем говорят его ласковые прозвища: Ванька мокрый.

Также он известен как недотрога бальзаминовая. Последнее название он получил за то, что к созревшим семенам бальзамина нельзя прикасаться, они тут же выстреливают и разлетаются

на довольно большие расстояния.

Чем же уникален бальзамин и что делает его таким желанным гостем.

Бальзамин неприхотлив, вынослив, его можно вырастить из семян, а зацветает он в первые полгода жизни. При этом большую часть года растение сохраняет декоративный вид, а раз в три года, когда растение состарится, его легко заменить молодыми укорененными черенками. Благодаря тому, что у бальзамина толстый мясистый стебель, с ним можно проводить интересные натуралистические опыты.

Экспериментирование:

1. Воспитатель наглядно объясняет детям, что такое осмотический перенос воды. Для этого необходимо срезать стебель бальзамина на высоте 7-10 см, надеть на него прозрачную трубочку и поливать растение водой. Через некоторое время вода в трубочке поднимется.

2. Срезав побег бальзамина, поставить его в подкрашенную воду. Благодаря тому, что стебель этого комнатного растения очень сочный и просвечивает, движение подкрашенной жидкости по сосудам стебля будет очень хорошо видно.

Физминутка:

 На окне в горшочках

 

На окне в горшочках 
Поднялись цветочки. 
К солнцу потянулись, 
Солнцу улыбнулись. 
К солнышку листочки 
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, 
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.

 

 

 

Рассказ воспитателя о ядовитых комнатных цветах.

 В каждой группе, живет великое множество различных комнатных растений, которые не только украшают интерьер, но и играют оздоровительную роль. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Есть цветы, которые по своим свойствам являются хорошими домашними лекарствами, а есть такие, которые нельзя выращивать там, где есть маленькие дети и животные. Эти цветы называются «Ядовитые».

                          Диффенбахия                                                 

Поскольку листья содержат нерастворимые в воде молекулы ядовитой кислоты, животное или ребёнок, откусившие лист, сразу почувствуют жжение и раздражение губ, рта и языка. Ощущение очень болезненное и ребёнок и животное может испытывать трудности с принятием пищи и даже с дыханием. Если в рот попадет достаточное количество ядовитой кислоты, может заблокироваться дыхание. При попадании сока диффенбахии в глаза слизистая оболочка раздражается, что имеет весьма неприятные последствия.

                  Паслен

 Все виды и разновидности паслена цветут летом, затем появляются зеленые ягоды,

 которые к зиме становятся оранжевыми или красными. Ягоды ядовиты.

       Монстера

                                   

Монстера ядовита именно листьями. У монстеры нет млечников, но зато в межклетниках есть тонкие игольчатые образования, которые, попадая на слизистые, вызывают сильное жжение.

Для чего же нам нужны комнатные растения?

Комнатные растения – это источник здоровья, доброты, хорошего настроения,

чистого воздуха и красоты.
 

Познакомить ребят с правилами ухода за комнатными цветами
  

Правила ухода за комнатными растениями: 
1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. 

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. 

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. 

Болезни цветов:

Рассказ воспитателя  как болеют цветы, как их лечить.

Чтение стихотворения:                

Если я сорву цветок.

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

                                      (Т. Собакин)

Разведение комнатных растений издавна является любимым занятием миллионов людей по всему миру. Цветы улучшают воздух в помещении и радуют глаз своими сочными красками.

Воспитатель предлагает посадить в горшочки с землёй приготовленный посадочный материал.

(Черенки бальзамина)

- Слушание музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов»;

Планируемый результат:

- Развить познавательный интерес детей, расширить представления о   

  комнатных цветах.

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам,  

  которые окружают  ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но

  и целителями.

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной

  среды   (посадка, уход за цветами).

- Желание продолжать заботится о посаженном цветке.

- Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение  беречь её.

Использованы  иллюстрации и информация  о цветах из интернета.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye.docx170.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах.

           2.Формирование  осознанно-правильного отношения к комнатным  

             цветам.

           

Интеграция образовательных  направлений:

Познавательное развитие:

- познакомить с новыми комнатными растениями.

- вызвать познавательный интерес.

- дать обобщённое представление о системе потребности цветов

(в оптимальной температуре, в свете,  во влаге, в питании,

  в соответствующей заботе) и о системе приспособительных

 особенностей  цветов к сезонным изменениям.

- познакомить с жизненным циклом цветов.

- дать представление об опасных цветах.

- познакомить детей  с болезнями и вредителями цветов.

- научить детей правильно подготавливать почву для посадки

  цветов.

- познакомить и научить детей работать с пооперационной

  картой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

- формировать у детей умение исследовать природный объект с помощью всех  

  органов чувств.

- содействовать развитию у детей устойчивого внимания, логического

  мышления.

Художественно – эстетическое развитие:

- чтение стихотворения о цветке.

- продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.

- познакомить с новым музыкальным произведением «Вальс цветов»

Речевое развитие:

- пополнять и активизировать у детей словарный запас.

- продолжать учить внятно произносить слова.

- умение в ответах выражать свои мысли законченными  

  предложениями, понятными для окружающих.

- развивать речь – доказательство, речь – рассуждение.

- отрабатывать умение придумывать описательные загадки.

Физическое развитие:

- обогащать представления детей о гигиенической культуре.

- с приёмами оказания первой помощи при ожогах и отравлении комнатными    

  растениями.

- закрепить правила и умение работать садовыми инструментами.

Социально – коммуникативное развитие

- развивать познавательную активность детей в процессе  

  формирования  представлений о безопасности  работы   с цветами.

- побуждать попытку самостоятельно находить ответ.

- закрепить знания детей о ядовитых комнатных цветах.

- о пользе комнатных цветов.

- воспитывать бережное отношение к цветам; умение увидеть и оценить    

  красоту цветов.

Предварительная работа с детьми:

-изготовление коллажа «Комнатные цветы»

- изготовление альбома «Такие разные цветы»

- чтение стихов о цветах

- беседа на тему: «Какие мы знаем цветы»

- словесная игра «Опиши и отгадай»

- срезать черенки бальзамина и поставить их в воду или во влажный песок.

  черенки укореняются очень быстро.

- дидактическая игра «Враг или друг?»

Предварительная работа с родителями:

- Проведение беседы с родителями с целью информирования родителей о

 занятии, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также

 родителям вместе с детьми дома порекомендовать выполнить домашнее  

 задание:

- провести беседу с детьми о комнатных цветах, показать и рассказать об

 имеющихся в доме цветах.

- вырастить цветок из черенка.

Методы и приёмы работы:

- создание проблемной ситуации;

- коллективное наблюдение;

- словесные: беседа, чтение стихов, загадок, объяснения, указания, словесные  

  инструкции;

- технология моделирования;

- релаксация;

- слушание музыки;                                            

- экспериментирование;

                                                   

Материал:

- комнатные цветы

- иллюстрации комнатных цветов

- картотека ядовитых комнатных цветов

- садовые инструменты

- посадочный материал                                                                      

- горшочки с землёй

- клеёнка

- фартуки

- карточки - модели

- игровой персонаж Буратино

- прозрачный пакет

                                 

                        Ход совместной деятельности:

Искусственное создание проблемной ситуации воспитателем.

Ребята, посмотрите, кто это у нас сидит в уголке природы? И о чём он задумался?

Буратино рассказал, что рассматривает растение похожее на ёлку и думает можно ли его нарядить на Новый год?

Воспитатель и дети рассказывают Буратино о знакомых уже комнатных растениях и почему они так называются. Воспитатель предлагает рассмотреть

строение цветка.

 Воспитатель вместе с детьми делают вывод: все цветы имеют корень, стебель, http://img-fotki.yandex.ru/get/6603/66124276.9d/0_77cfc_888496dc_S.jpg

листья, но не все цветут.

Беседа об особенностях внешнего вида комнатных

растений.  

Словесная игра «Отгадай по описанию»

 Познакомить детей с новым комнатным цветком.

Бальзамин

Простой и неприхотливый бальзамин. Бальзамин любим во всем мире в качестве комнатного и садового растения, о чем говорят его ласковые прозвища: Ванька мокрый.Бальзамин

Также он известен как недотрога бальзаминовая. Последнее название он получил за то, что к созревшим семенам бальзамина нельзя прикасаться, они тут же выстреливают и разлетаются

на довольно большие расстояния.

Чем же уникален бальзамин и что делает его таким желанным гостем.

Бальзамин неприхотлив, вынослив, его можно вырастить из семян, а зацветает он в первые полгода жизни. При этом большую часть года растение сохраняет декоративный вид, а раз в три года, когда растение состарится, его легко заменить молодыми укорененными черенками. Благодаря тому, что у бальзамина толстый мясистый стебель, с ним можно проводить интересные натуралистические опыты.

Экспериментирование:

1. Воспитатель наглядно объясняет детям, что такое осмотический перенос воды. Для этого необходимо срезать стебель бальзамина на высоте 7-10 см, надеть на него прозрачную трубочку и поливать растение водой. Через некоторое время вода в трубочке поднимется.

2. Срезав побег бальзамина, поставить его в подкрашенную воду. Благодаря тому, что стебель этого комнатного растения очень сочный и просвечивает, движение подкрашенной жидкости по сосудам стебля будет очень хорошо видно.

Физминутка:

 На окне в горшочках

На окне в горшочках 
Поднялись цветочки. 
К солнцу потянулись, 
Солнцу улыбнулись. 
К солнышку листочки 
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, 
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.

Рассказ воспитателя о ядовитых комнатных цветах.

 В каждой группе, живет великое множество различных комнатных растений, которые не только украшают интерьер, но и играют оздоровительную роль. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Есть цветы, которые по своим свойствам являются хорошими домашними лекарствами, а есть такие, которые нельзя выращивать там, где есть маленькие дети и животные. Эти цветы называются «Ядовитые».http://morsvinki.ru/images/dif.jpg

                          Диффенбахия                                                 

Поскольку листья содержат нерастворимые в воде молекулы ядовитой кислоты, животное или ребёнок, откусившие лист, сразу почувствуют жжение и раздражение губ, рта и языка. Ощущение очень болезненное и ребёнок и животное может испытывать трудности с принятием пищи и даже с дыханием. Если в рот попадет достаточное количество ядовитой кислоты, может заблокироваться дыхание. При попадании сока диффенбахии в глаза слизистая оболочка раздражается, что имеет весьма неприятные последствия.

                                                                       http://morsvinki.ru/images/Solanum.jpg

                                                                    Паслен

 Все виды и разновидности паслена цветут летом, затем появляются зеленые ягоды,

 которые к зиме становятся оранжевыми или красными. Ягоды ядовиты.

                                               

 

Монстераhttp://morsvinki.ru/images/image016.jpg

                                                             

Монстера ядовита именно листьями. У монстеры нет млечников, но зато в межклетниках есть тонкие игольчатые образования, которые, попадая на слизистые, вызывают сильное жжение.

Для чего же нам нужны комнатные растения?

Комнатные растения – это источник здоровья, доброты, хорошего настроения,

чистого воздуха и красоты.

Познакомить ребят с правилами ухода за комнатными цветами
   

Правила ухода за комнатными растениями: 
1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. 

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. 

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. 

Болезни цветов:

Рассказ воспитателя  как болеют цветы, как их лечить.

Чтение стихотворения:                

Если я сорву цветок.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы…

                                      (Т. Собакин)

Разведение комнатных растений издавна является любимым занятием миллионов людей по всему миру. Цветы улучшают воздух в помещении и радуют глаз своими сочными красками.

Воспитатель предлагает посадить в горшочки с землёй приготовленный посадочный материал.

(Черенки бальзамина)

- Слушание музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов»;

Планируемый результат:

- Развить познавательный интерес детей, расширить представления о  

  комнатных цветах.

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам,  

  которые окружают  ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но

  и целителями.

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной

  среды   (посадка, уход за цветами).

- Желание продолжать заботится о посаженном цветке.

- Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение  беречь её.

Использованы  иллюстрации и информация  о цветах из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

Мастер-класс для педагогов "Исследуем-рассуждая" Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям через познавательно-исследовательскую деятельность

В ходе представленного мастер-класса демонстрируются некоторые приемы обучения детей дошкольного возраста рассуждениям в процессе познавательно-исследовательской деятельности....

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...