Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, исследовательской, здоровьесберегающей технологий на тему: "Весна идет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тарасенко Наталия Валерьевна

Закрепление представлений о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 67» Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой, исследовательской, здоровьесберегающей технологий

                               на тему: «Весна идёт»

                                                      Подготовила и провела:

                                           Тарасенко Наталия Валерьевна

                                    воспитатель, группа № 12

                                                             Санкт-Петербург

2018

Цель: Закрепление представлений о весне в природе.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

- Формировать умения и обучать составлению предложений по сюжетным картинкам с использованием опорных слов.

- Способствовать распространению предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

- Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, глаголами).

- Активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- Углубить и обобщить представление детей о весне, типичных признаках весенних месяцев.

- Воспитывать интерес к окружающей природе, любознательность.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Образовательная область «Социально-коммуникативная»:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

- Формировать умение слушать собеседника.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- Беречь здоровье детей, используя здоровьесберегающую технологию: физминутку.

Словарная работа: первоцветы, проталины, спячка, цветущая, долгожданная, бегущий, журчащий, журчит, бурлит, излёт.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о весне, рассматривание репродукций картин о весне, пение песен. Лексико-грамматические игры «Назови признаки», «Назови действия», «Назови родственные слова», наблюдение в природе.

Методические приёмы: беседа по вопросам, рассматривание сюжетных картин, рассказ-образец воспитателя, составление рассказа детьми, дидактическая игра, слушание музыки.

Материалы и оборудование:

Запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», серия картин о весне, мяч, колокольчик, значки «Солнышко», «Тучка»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Создание проблемной ситуации

В.- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны.

 Светает рано по утрам,

 Проталины и тут, и там.

 Ручей шумит, как водопад,

 Скворцы к скворечнику летят.

 Звенят под крышами капели,

 Медведь с еловой встал постели.

 Всех солнышко теплом ласкает.

 Кто это время года знает?

Вопросы

Д.-  Это время года – весна

В. – Молодцы, ребята, а кто из вас знает загадки о весне?

       (дети загадывают загадки 1-2)

В. – Конечно, всё это бывает весной. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени     года – весне.

      Какие приметы весны вы знаете?

Д.  Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни   стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

В. – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Д. – Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

В. -  Артём, а ты как думаешь? Ответь, пожалуйста, полным ответом.

       Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Д. – Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство, птички прилетают из тёплых стран, они начинают вить гнёзда и выводить птенцов.

В. – Ребята, а что весной происходит с растениями?

Д. – Начинают набухать почки, появляются из - под снега первые цветы – подснежники.

В. – Дети, как по - другому можно назвать первые цветы?

Д. – Первоцветы.

В. – Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.

        Ваня, скажи ещё раз самостоятельно.

В. – Ребята, как вы думаете, какая весна в марте ранняя или поздняя?

Д. – Весна в марте ранняя.

В. – А как можно определить по деревьям, птицам, земле, что весна ранняя?

Д. - На земле лежит тёмный снег, чёрные проталины, лужи, ручьи, появляются подснежники.

В. – Что происходит с деревьями?

Д. – Деревья ещё стоят голые, они прозрачные сквозь них видно небо, но скоро начнут набухать почки.

В. – Расскажите, что происходит с птицами

Д. – Птицы громко чирикают, купаются в лужах воробьи, радуются солнышку.

В. – Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?

Д. – Грачи.

В. -  А какие последними?

Д. – Ласточки.

В. – Молодцы совершенно верно. Все рады приходу весны.

Игра «Назови признаки, назови действия»

А сейчас все тихонечко вставайте, и проходите на ковёр, мы с вами немного поиграем.

Становитесь в круг.

Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро. Например:

Весна (какая?) – ранняя, поздняя, тёплая, нежная, звонкая, ласковая, дружная, цветущая, долгожданная.

Весна (что делает?) – приходит, наступает, согревает, радует, звенит, поёт, цветёт, будит.

Солнце (какое?) – тёплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе, весёлое, яркое.

Солнце (что делает?) – светит, греет, радует, блестит, улыбается.

Небо (какое?) – чистое, голубое, ясное, безоблачное, пасмурное.

Ручей (какой?) – весенний, звонкий, бегущий, журчащий.

Ручей (что делает?) – бежит, звенит, журчит, бурлит.

Игра «Добавлялки»

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц ….МАРТ

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель,

В гости к нам пришёл ……АПРЕЛЬ

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет.

В зелень наш оделся край.

Нас теплом встречает ….МАЙ

В. Март, апрель, май – это какие месяцы?

Д. Это весенние месяцы.

В. Сейчас у нас какой весенний месяц? Как он называется?

Д. Второй месяц, апрель.

В. - Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

Колокольчик расписной

Он всегда, всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон

Знает много пословиц он!

- Ребята, о весне вы знаете много пословиц. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика.

Дети строятся в круг, рассказывают пословицы о весне.

  • Рано затает – долго не растает.
  • Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Мокрый апрель – хорошая пашня.
  • Вода на лугу – сено в стогу.
  • Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
  • Ранний излёт пчёл – к красной весне.
  • Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
  • Дождь в мае хлеба подымает.
  • Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Физминутка:  «Веснянка» (речь с движением).

Солнышко, солнышко       Идут по кругу,

Золотое донышко.              взявшись за руки,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,      бегут по кругу,

Прилетело сто грачей,      «летят» по кругу,

А сугробы тают, тают       медленно приседают,

И цветочки подрастают.   тянутся на цыпочках, руки вверх.

Составление рассказа о весне.

1. Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам с помощью воспитателя.

Солнце, сильнее.                       - Солнце пригревает сильнее.

Снег, проталины.                      - Снег почернел, начал таять. Появились проталины.

Ручейки звонкие.                      - Побежали, зазвенели, зажурчали звонкие ручейки.

Деревья, ещё, уже.                     - Деревья ещё стоят голые, но на ветках набухли почки. Подснежник, снег,                  - Из-под снега выглянул первый подснежник.

первый, из-под.

Воробей, ветка,                         - Воробьи весело чирикают на ветке.

весело.

Медведица, берлога.                - Просыпаются медведи, выводят из берлоги с медвежат.

Скворцы, ввернулись              - Из тёплых стран вернулись скворцы. Они радуются весне,

                                                      теплу, возвращению домой.

2. Объединение предложений в связный рассказ. Рассказывание детьми по цепочке с опорой на предметные картинки без помощи воспитателя 2 раза.

      Наступила весна. Солнце пригревает сильнее. Снег почернел, начал таять. Появились проталины. Побежали, зазвенели, зажурчали звонкие весенние ручейки. Деревья ещё стоят голые, но на ветках набухли почки. Из-под снега выглянул первый подснежник. Воробьи весело чирикают на ветке. Просыпаются медведи. Выводят из берлоги медвежат. Из тёплых стран вернулись скворцы. Они радуются весне, теплу, возвращению домой.

Оценка деятельности детей.

В. Спасибо вам, ребята за интересные рассказы о весне. Скажите, а вам понравился рассказ?

В. -Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют     художники картины, композиторы пишут красивую музыку.

В.– А хотите послушать музыку о весне? (Да). Мы прослушаем отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Проходите на коврик, располагайтесь поудобнее, закройте глаза и послушайте музыку. Понравилась ли вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? (Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.)

Итог занятия:

В: Сегодня на занятии мы с вами говорили о весне, а вам понравилось сегодняшнее занятие? Все хорошо работали, на этом наше занятие подошло к концу всем спасибо.

- С каким настроением заканчивается для вас занятие? Каждый из вас возьмёт себе значок, если 

- «Солнышко» - на душе светло, радостно.

- «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"

В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой, здоровье созидающей технологий на тему: «Весенние деньки»

КонспектНепрерывной образовательнойдеятельности по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшего дошкольного возраста с использованием      игровой,...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Нам на улице не страшно» для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии

Задачи с  интеграцией образовательных областей:Социально – коммуникативное развитие.  Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;Формировать дружеские, доброжелательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к нам пришла зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гости к нам пришла зима"...