Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Шутова Юлия Талгатовна
Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_ped.sovet_shutova_yu.t._2_-_kopiya.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Шутова Ю.Т. «Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность»

Слайд 2

Инженерное мышление - основа успешного будущего. Сегодня мы поговорим о том, как формировать эти важные навыки у детей старшего дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность

Слайд 3

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции. Оно включает в себя: Критический анализ проблем Поиск решений Планирование и реализация проектов Оценка результатов Что такое инженерное мышление?

Слайд 4

Инженерное мышление можно и нужно формировать. Технологии, помогающие формировать инженерное мышление:  Технология ТРИЗ – это технология решения изобретательных задач. ТРИЗ – это инструмент для поиска оригинальных идей, которые предлагают дети. Эта технология дает возможность каждому ребенку самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, фантазировать, придумывать. Конструирование. Оно относится к продуктивным видам деятельности и направлено на получение определенного продукта. В ходе конструирования дети фантазируют, придумывают свои конструкции или дополняют своими идеями уже готовые решения. В творческом конструировании дети наделяют предметы разными характерами, не свойственными в реальном мире. Тем самым конструирование закладывает предпосылки для развития инженерного мышления у дошкольников. Экспериментально-исследовательская деятельность. Исследование позволяет получать информацию не от педагога, а самому находить ответы на вопросы. Благодаря этому дети сами добывают знания, учатся мыслить, ставить задачи, находить ответы на поставленные задачи, анализировать. Педагогом создаются лишь необходимые условия. Эксперименты и опыты можно проводить уже с младшего возраста, тат как ребенок уже с рождения является исследователем. С возрастом опыты и исследования усложняются. Основной целью экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, преодолению стереотипов.

Слайд 5

Значение проектной деятельности Проектная деятельность помогает детям: 1. Ставить цели и достигать их 2. Учиться планированию и организации работы 3. Развивать творческие способности 4.Работать в команде 5. Анализировать результаты своей работы

Слайд 6

Как развивается исследовательское мышление? Познавательно-исследовательская деятельность включает: Экспериментирование; Наблюдение за природой и окружающими объектами; Изучение свойств материалов; Проведение опытов и выводов.

Слайд 7

Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности через проектную деятельность направлено на развитие творческого потенциала ребёнка, его способности ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и самостоятельно создавать новые технические формы. Некоторые задачи такого процесса: формировать логические приёмы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, делать несложные выводы; формировать у детей умение выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать, соблюдать правила техники безопасности; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умственных способностей и речи; развивать интеллектуальные и исследовательские способности детей; приобщать детей дошкольного возраста к миру науки, повышать интерес к деятельности учёных и инженеров; расширять кругозор детей через экспериментирование; воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; воспитывать такие качества, как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. П роектная деятельность — одна из технологий, способствующих формированию инженерного мышления дошкольников. Она позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делает образовательный процесс интересным и мотивационным.

Слайд 8

Принципы работы над проектом: изучение интересов и потребностей детей, доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей, систематичность и последовательность в приобретении детьми знаний и умений, личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребёнком, практическое участие и наглядное оформление, творческий и индивидуальный подход к решению проблемы. Некоторые методы и приёмы для организации работы в рамках реализации проекта Наглядные: просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых и другие. Словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы, минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуаций и другие. Практические: игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки и другие.

Слайд 9

Принципы работы над проектом: изучение интересов и потребностей детей; доступность предполагаемого материала; соответствие возрастным особенностям детей; систематичность и последовательность в приобретении детьми знаний и умений; личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребёнком; практическое участие и наглядное оформление; творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Слайд 10

Проекты для старших дошкольников Примеры проектов: Создание моделей мостов и зданий

Слайд 11

Конструирование транспортных средств

Слайд 12

Животные

Слайд 13

Экологические проекты (мини-садики, кормушки для птиц). Исследование воды и воздуха.

Слайд 14

Роль педагога Роль педагога заключается в: Направлении детей в процессе работы; Помощи в постановке целей и задач; Обеспечении необходимыми материалами и инструментами; Мотивации и поддержке интереса к исследованиям.

Слайд 15

Результаты и перспективы Результаты внедрения программы: Повышение уровня знаний и умений; Развитие самостоятельности и ответственности; Улучшение навыков общения и сотрудничества; Подготовка к успешному обучению в школе.

Слайд 16

Заключение Формирование навыков инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста через проектную и исследовательскую деятельность – это залог их успеха в будущем. Формирование навыков инженерного мышления способствует всестороннему развитию ребенка, подготовке к школьному обучению и дальнейшему профессиональному росту. Это также помогает развивать интерес к науке и технике, что важно для будущих инженеров, ученых и изобретателей. Таким образом, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс старших дошкольников позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, необходимые для успешного функционирования в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах города

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования основ экологического воспитания детей. Представлены формы работы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованнос...

Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее,...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста.Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к пр...