ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Хайнрих Наталия Владимировна

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использованием конструктора «Полидрон Проектирование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа23.31 КБ
Файл Приложение1.74 МБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Аннотация. В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использованием конструктора «Полидрон Проектирование».

        Актуальность.Сегодня экономика страны нуждается в совершенствовании,чтокажется невозможным без высококвалифицированных кадров         в        инженерном производстве и промышленности.

        Для выполнения этой важной задачи необходима подготовка специалистов, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие технологии, внедрять их в производство, а также специалистов, ориентированных на интеллектуальный инженерный труд. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 8 лет, в большинстве случаев неспособен творчески мыслить в любой ситуации, и не свяжет свою будущую профессию с техникой, что чревато в век информационной цивилизации и смарт-технологий с множеством проблемных социальных ситуаций.

        Цель исследовательской работы заключается в разработке занимательных  занятий,  создании условий содействующих развитию элементов инженерного мышления старших дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации конструктивной деятельности.

        Задачи:

        1. Сформировать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

         2. Развивать мышление, умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

         3. Развивать воображение, внимание, память.

         4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

        Новизна исследования заключается во внедрении в образовательный процесс конструктивной деятельности с использованием конструкторов «Полидрон Проектирование», который  является инструментом для формирования и развития элементов инженерного мышления.

        Длительность исследования составляла 1 года и охватывала  период с сентября 2019 по май 2020 года.

        Наше исследование проходило в форме педагогического наблюдения и проходило в три этапа: констатирующий, внедренческо-практический, контрольный.

I этап - констатирующий (сентябрь 2019 - ноябрь 2019 года). Выявление проблем, возникновение идеи исследования, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, диагностика, разработка тематического планирования.

II этап – внедренческо-практический (декабрь 2019 - февраль2020 года). Проведение работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе; разработка занятий с использованием конструктора  «Полидрон Проектирование»; работа с родителями.)

III этап - контрольный (март 2020 - май 2020 года).

На начальном этапе   опыта был проведен мониторинг по выявлению уровня развития логического мышления и задатков конструкторских способностей старших дошкольников. Диагностирование проходило с помощью методики А.Я Ивановой, Е.В. Доценко «Раздели на группы», теста «Нелепицы», «Что здесь лишнее?» Е.А. Алябьевой и  с помощью диагностического инструментария Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО- конструирование в детском саду». Результаты диагностики мы занесли в таблицу протоколов наблюдений. 

Наибольшее количество детей 44% от числа участвующих в педагогическом наблюдении, показали средний уровень логического мышления и 49% показали наличие конструкторских способностей. Вместе с тем выяснилось, что очень низкий уровень логического мышления имеют 19% детей, а конструкторских способностей 29% от общего количества детей. Высокий уровень логического мышления оказался только у 4% детей и конструкторских способностей обладали 29% от числа участвующих в педагогическом наблюдении.

Целью второго, внедренческо - практического этапа исследования стало: сформировать стойкий интерес у детей старшего дошкольного возраста к разработанным занимательным занятиям с использованием конструктора «Полидрон Проектирование».

Мы предложили детям конструктор «Полидрон Проектирование» и организовали занимательные занятия с его использованием: «Двигатель-сердце машины», «Коробка передач», «Конструирование часов». Охарактеризовали работу по сооружению «колеса обозрения», карусели «Вихрь», «коробки передач» и «вагонетки»для канатной дороги; домов и замков из конструктора Поликарпова. Разработали и провели занимательные занятия по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек  Кюизенера.  

        Работа с родителями на внедренческо-практическом этапе исследования состояла в организации выставки детских конструкторских работ. Выставки детских работ являлись конечным результатом конструктивно-модельной деятельности и реализацией проектов («Конструкторское бюро», «Автомагазин»).

Кроме того, большой эффект имели совместные мероприятия:

        1.Коучинг-сессии «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Как помочь ребенку стать инженером-конструктором»;

        2.Круглый стол «Техника в жизни дошкольника »;

        3.Семинар-практикум для родителей «О        чем        рассказывает конструктор «Полидрон Проектирование?»;

        4.Мастер-класс «Конструируем вместе»;

        5.«Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования.

        6. Памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором.

         7. Информационные стенды: устная и письменная информация, оформление информационных стендов: «Ребенок и конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструкторской  деятельности»,

На контрольном этапе нашего наблюдения мы провели повторное диагностирование уровня логического мышления и конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста        с помощью указанных ранее методик.

Сводный анализ результатов показал, что количество детей с очень высоким уровнем логического мышления увеличилось до 11% от числа участвующих в педагогическом наблюдении, детей с высоким уровнем - 30%, высокие конструкторские способности также выросли и составили 33%. Детей со средним показателем уровня логического мышления выявлено 46% и 56% показали достаточно хорошие конструкторские способности. Количество детей с уровнем логического мышления ниже среднего и низкий уменьшилось и составило 9% и 4%, низкие конструкторские способности показали 11% детей из числа участвующих в педагогическом наблюдении.

Вывод. Наше педагогическое исследование показало, что в ходе занимательных занятий, разработанных нами, у детей был сформирован стойкий интерес к занимательным занятиям, в том числе и к тем, которые мы разработали сами. У детей  было сформировано и развито умение определять замысел будущей модели, самостоятельно отбирать детали, планировать свою деятельность, доводить работу до результата, оценивать её, осваивать новые более сложные способы крепления деталей, создавать

модели по схеме, образцу, творческому замыслу, подвергать  анализу 

объект, его свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные соотношения, передавать их в работе, сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ, адекватно оценивать результаты своей работы, стремиться к совершенствованию умений, прислушиваться к мнению и оценке взрослого, все это характеризует критерии и показатели  логического мышления и конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста.

        Таким образом, деятельность детей с конструктором  Полидрон Проектирование и использование его в занимательных занятиях по конструированию, способствует  формированию инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста и предпосылок готовности к изучению технических наук посредством игрового оборудования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Блинов, В.И. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования /И. С. Сергеев, Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова,   Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной; Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко. - ЦПО ФГАУ «Федеральный институт развития образования», -2015.-147c.
2. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду/

Л.В. Куцакова. М.: ТЦ Сфера. - 2005. -125с.

3. Фешина, Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду/Е.В.Фешина. - М.: ТЦ Сфера, - 2012. -200с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....

План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образов...

Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...

«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобр...

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...