План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ильина Ксения Сергеевна

План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

В средней группе № 14 «Звоночки»

Воспитатель: Ильина Ксения Сергеевна

Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста» 

Цель: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;
  2. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
  3. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.
  4. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
  5. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  6. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Основные методы работы:

  • познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
  • метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей, так и совместно с родителями);
  • систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.);
  • контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:

  • Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
  • Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
  • Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
  • Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата).

Структура образовательной деятельности:

  • Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видео уроки, экранные видео уроки, презентации, интернет-сайты).
  • Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
  • Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
  • Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
  • Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
  • Обыгрывание построек, выставка работ.

Ожидаемый результат:

  1. У детей развиты любознательность, инициативность, активность в исследовании окружающей жизни;
  2. У детей развиты память, наглядно – образное и пространственное мышление, зрительно-моторная координация, тактильно-кинестетическое восприятие, понимание инструкций;
  3. У детей сформировано умение самостоятельно принимать решения, делать выбор, организовывать свое время и завершать начатое дело;
  4. У детей сформированы коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи;
  5. Дети обладают культурой поведения в коллективе; развито чувство собственного достоинства, сформирован благоприятный «образ Я» и уверенность в собственных силах;
  6. Дети способны к рефлексии своей деятельности, могут описывать свою работу, используя специальную терминологию.

Актуальность

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть  обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».

Инженерное мышление –это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование. «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.:

Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое.

Все они начинают формироваться еще в раннем детстве:

  • наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются доминирующими у детей в возрасте от 2 до 4,5 лет, в процессе развития ребенка они приобретают новые, более сложные формы;
  • основы творческого мышления и лежащего в его основе психического процесса воображения, при отсутствии целенаправленной педагогической работы по их развитию в дошкольном детстве, не смогут быть эффективно реализованы в профессиональной деятельности человека;
  • конструктивное мышление, не будучи сформированным в процессе конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста и развиваемым далее в период обучения в школе, также не сможет стать сильной стороной деятельности человека, зона профессиональных интересов которого лежит в сфере инженерии и современных технологий.

Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образования, уникальный и самоценный этап в общем развитии человека. Именно на этом этапе происходит особенно интенсивное развитие ребенка –познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное; развиваются психические функции мышления, памяти, внимания и воображения; формируются познавательные действия; развиваются интересы, любознательность и познавательная мотивация. В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.  Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование (в старшем дошкольном возрасте).

Предпосылки инженерного мышления формируются в научно-технической деятельности, которая включает в себя:

  • формирование элементарных математических преставлений по средствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, игр-головоломок «Танграм», логических и математических игр;
  • совершенствование практических навыков моделирования из Lego-конструктора; конструктора Тико и д.р.;
  • ознакомление с основами робототехники через использование программируемого мини-робота Code & Go Robot Mouse и настольной игры Code & Go Robot Mouse;

Список литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  3. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизинера. М,2013
  5. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Кордемский Б. А. Удивительный мир чисел и фигур.  М.: Мир и образование, 2020
  7. Методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
  8.  Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – М: Ювента, 2016
  9.  Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Для детей 4-7 лет – М: Корвет (учебные пособия)

Примерное перспективное календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Работа с родителями

Практические выходы

Сентябрь

  1. Мониторинг
    начальных
    инженерных представлений и степени навыков конструктивно-игровой деятельности у детей.
  2. Изучение методической литературы в соответствии со списком литературы, перечисленным выше. 
  3. «Коврик» (палочки Кюизенера).
  4. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»; Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Построй дорожку» и др.
  5. Конструктор Тико.
  1. Выявить знания, умения и навыки детей в области начальных
    инженерных представлений и конструктивно-игровой деятельности.
  2. Разработка и изготовление картотеки:
  • Словесно-логических упражнений;
  • Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера;
  • Игры логико-математического содержания;
  • Игры с танграмом;
  • Игры с конструкторами Тико, Лего.
  1. Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д.), уточнить представления о форме геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  2. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
  3. Познакомить с конструктором Тико, рассмотреть его детали, учить их скреплять, моделирование дома по показу

Анкетирование родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного     возраста»

Выявление родительского потенциала

Октябрь

  1. Пополнение предметно- развивающей среды в группе, создание и приобретение дидактических игр. 
  2. Д/и с блоками Дьенеша «Угадай-ка»
  3. Конструирование из логических

блоков Дьенеша.

  1. Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»
  2. Игра с палочками Х. Кюизенера. Поезд из цветных палочек Кюизенера.
  3. Конструктор Тико.

  1. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в «инженерном» уголке, формирование заинтересованности детей к конструкторской деятельности.
  2. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
  3. Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Уточнить представления о сравнении групп предметов. Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.
  4. Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
  5. Закрепить представления о различных свойствах предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
  6. Продолжить знакомить с конструктором Тико, учить строить модели по простейшим чертежам

Консультация (папка-передвижка) для родителей на тему «Инженерное мышление дошкольников».

Повышение заинтересованности родителей в образовательной деятельности

Ноябрь

  1. Игра с палочками Х. Кюизенера «На золотом крыльце сидели»
  2. Д/и с блоками Дьенеша «Два мешочка»
  3. Д/и с блоками Дьенеша «Найди пару»
  4. Д/и «Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает».
  5. Самостоятельные игры с конструктором Тико, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера
  1. Закрепить представления о различных свойствах предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
  2. Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Формировать понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «= » и « ≠ ».
  3. Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак « = » или « ≠ ».
  4. Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
  5. Учить конструировать по схеме, зарисовывать простейшую схему, передавать изображение на плоскости

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

Повышение компетентности родителей

Декабрь

  1. Выкладывание из палочек Кюизенера «Моделируем прямоугольник», «Заборчик».
  2. Игры с палочками Кьюизнера (Пространственные отношения: на, над, под)
  3. Д/и         с        блоками        Дьенеша «Угадай-ка»
  4. «Графический диктант», Игра «Геометрическое лото» (Пространственные отношения: слева, справа)
  1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов.
  2. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
  3. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. Продолжать учить находить закономерность.
  4. Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

Создание буклетов для родителей «Развиваем логическое мышление»

Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.

Январь

  1. Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.
  2. «Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».
  3. Логические задачи.
  4. Знакомство с «Танграм»
  5. Знакомство с настольной игрой Code & Go Robot Mouse
  1. Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).
  2. Развитие умения сравнивать.
  3. Развитие речи, внимания.
  4. Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
  5. Пропедевтическая работа для работы с программируемым мини-роботом

Оформление в группе уголка «Юные инженеры»

Февраль

  1. Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера).

  1. «Игры – головоломки», «Что изменилось».
  2. «Чудесный мешочек», «Что получится, если..» (упражнения со счётными палочками).
  3. Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд».
  4. Беседа с детьми «Что такое роботы».

  1. Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,
  2. Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
  3. Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
  4. Развитие речи, мышления
  5. Формировать начальные научные понятия о роботах и робототехнике, ее значении в жизни человека.

Выставка игрового занимательного материала, книг и учебных пособий для родителей «Учимся, играя».

Март

  1. Игры с числовым кубиком и фишками.
  2. Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.
  3. Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».
  4. Познакомить с биботами, с панелью управления, с правилами работы с мышью
  1. Развитие умения кодировать практические действия числами.
  2. Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ
  3. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
  4. Развитие речи, мышления.

Оформление фотовыставки: ««Мы будущие инженеры».

Апрель

  1. «Танграм»
  2. Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д.
  3. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Дерево».
  4. Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии».
  5. Программируем робота-мышь (Весенний квест для мышки. Танец мышки. Мышь в гостях у ребят)
  1. Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
  2. Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
  3. Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.
  4. Развитие речи, мышления.
  5. Учить программировать мини-роботов, формировать умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде, уступать, делиться; развивать логическое мышление, память, умение просчитывать ходы заранее, умение предвидеть результат.

Открытый просмотр

Мастер-класс «Азы программирование для дошкольников»

Май

  1. Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».
  2. Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?».
  3. «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»
  4. Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».
  5. Игры с программируемым роботом-мышью.
  1. Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
  2. Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
  3. Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
  4. Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
  5. Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде.

Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....

Индивидуальный план самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

План самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...

Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...