«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Игонина Анастасия Александровна

В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование - это не только увлекательный, но и полезный вид деятельности. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.

Давно известно, что для развития речи огромное значение имеет развитие мелкой моторики.

В данный момент я работаю на комбинированной группе, где есть дети с ОВЗ, и развитие мелкой моторики – это одна из задач в моей работе. В рамках реализации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» мною организован кружок «Волшебный мир электричества», целью которого является развитие у дошкольников инженерного мышления и творческих способностей, через использование электронного конструктора «Знаток».

Основные задачи программы кружка:

- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- учиться четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность;

- развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;

- учиться применять полученные знания и умения в практической деятельности;

- уметь действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, электронный конструктор "Знаток” позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.

Конструктор "Знаток предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже если малыш абсолютный гуманитарий, ему будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.

         Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков ребенка, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи. Ведь, недаром говорят, что «детский ум находится на кончиках пальцев».

На основе брошюры по руководству мной был разработан тематический план.

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Тема

Наименование темы

Тема 1

Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока.

Тема 2

Методика сборки схем

Тема 3

Условные обозначения и коды

Тема 4

Источники питания и света

Тема 5

Имитаторы звуков

Тема 6

Музыкальные звонки

Тема 7

Радиоприемники и вентиляторы

Тема 8

Охранные сигнализации

 

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий,

выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);

3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)

4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1 Словесный (устное изложение, беседа).

2 Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по

образцу).

3 Практический (практическая работа).

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В мониторинге образовательного процесса по развитию инженерного мышления и творческих способностей принимают участие родители. Свои наблюдения они фиксируют в индивидуальной карточке-анкете своего ребенка и могут их сравнить с наблюдениями педагога (Приложение 1). Многие родители стали интересоваться что собой представляет конструктор «Знаток» для дошкольников, так ли он прост в использовании. Мною было принято решение провести мастер-класс по ознакомлению родителей с конструктором.

После знакомства с конструктором, некоторые родители приобрели его своим детям и дома совместно собирают схемы и придумывают новые.

Дети, освоившие электронный конструктор "Знаток”, вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.

В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.

Большое количество разнообразных элементов конструктора создает неограниченные возможности для экспериментов! Электронный конструктор "Знаток”- отличный повод собраться всей семьей над каким-нибудь грандиозным проектом!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития инженерного мышления и творческих способностей у детей.

Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.

Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата рождения:        

Группа:

 

 

Задатки и наклонности ребенка

Наблюдения

педагогов

Наблюдения

родителей

 

1.

Интеллектуальные:

 

 

 

- наблюдателен, обладает исключительной памятью

 

 

 

- знает многое, о чем его сверстники не предполагают

 

 

 

- разносторонняя любознательность

 

 

 

- охотно и легко занимается самостоятельно

 

 

 

- умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли

 

 

 

2.

Логико - математические:

 

 

 

- проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию

 

 

 

-демонстрирует легкость в восприятии и запоминании

математических цифр и знаков

 

 

 

- с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания

 

 

 

- проявляет необычное для своего возраста понимание

математических отношений

 

 

 

- разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов или денег

 

 

 

- проявляет понимание геометрических особенностей плоских и объемных предметов

 

 

 

- умеет «читать» простейшую графическую информацию о пространственных отношениях объектов

 

 

 

- распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных его частей

 

 

 

3

Технические

 

 

 

 

- интересуется механизмами и машинами.

 

 

 

 

- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

 

 

 

 

- любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

 

 

 

 

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

 

 

 

- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

 

 

 

 

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей)

 

 

 

 

-быстро и легко осваивает компьютер

 

 

 

 

-читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

 

 

 

4.

Естественно-технические:

 

 

 

- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные факты

 

 

 

- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и обитателей на ней

 

 

 

- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов

 

 

 

- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами

 

 

 

- любит ухаживать за животными и растениями

 

 

 

5.

Технические

 

 

 

Интересуется механизмами и машинами.

 

 

 

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые

детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

 

 

 

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

 

 

 

Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

 

 

 

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

 

 

 

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей)

 

 

 

Быстро и легко осваивает компьютер

 

 

 

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

 

 

 

6.

Творческое мышление:

 

 

 

- часто делает все по своему (независим)

 

 

 

- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях  с другими детьми, предлагая свой подход

 

 

 

- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и находит необычные решения

 

 

 

- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу

 

 

 

- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей)

 

 

 

         

 

«       »       20      г.       Подпись педагога        

 

«         »         20       г.         Подпись родителя          

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование - это не только увлекательный, но и полезный вид деятельности. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.

Давно известно, что для развития речи огромное значение имеет развитие мелкой моторики.

В данный момент я работаю на комбинированной группе, где есть дети с ОВЗ, и развитие мелкой моторики – это одна из задач в моей работе. В рамках реализации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» мною организован кружок «Волшебный мир электричества», целью которого является развитие у дошкольников инженерного мышления и творческих способностей, через использование электронного конструктора «Знаток».

Основные задачи программы кружка:

- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- учиться четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность;

- развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;

- учиться применять полученные знания и умения в практической деятельности;

- уметь действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, электронный конструктор "Знаток” позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.

Конструктор "Знаток предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже если малыш абсолютный гуманитарий, ему будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.

         Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков ребенка, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи. Ведь, недаром говорят, что «детский ум находится на кончиках пальцев».

На основе брошюры по руководству мной был разработан тематический план.

Тематическое планирование

Тема

Наименование темы

Тема 1

Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока.

Тема 2

Методика сборки схем

Тема 3

Условные обозначения и коды

Тема 4

Источники питания и света

Тема 5

Имитаторы звуков

Тема 6

Музыкальные звонки

Тема 7

Радиоприемники и вентиляторы

Тема 8

Охранные сигнализации

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий,

выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);

3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)

4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

1 Словесный (устное изложение, беседа).

2 Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по

образцу).

3 Практический (практическая работа).

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В мониторинге образовательного процесса по развитию инженерного мышления и творческих способностей принимают участие родители. Свои наблюдения они фиксируют в индивидуальной карточке-анкете своего ребенка и могут их сравнить с наблюдениями педагога (Приложение 1). Многие родители стали интересоваться что собой представляет конструктор «Знаток» для дошкольников, так ли он прост в использовании. Мною было принято решение провести мастер-класс по ознакомлению родителей с конструктором.

После знакомства с конструктором, некоторые родители приобрели его своим детям и дома совместно собирают схемы и придумывают новые.

Дети, освоившие электронный конструктор "Знаток”, вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.

В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.

Большое количество разнообразных элементов конструктора создает неограниченные возможности для экспериментов! Электронный конструктор "Знаток”- отличный повод собраться всей семьей над каким-нибудь грандиозным проектом!

Приложение 1

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития инженерного мышления и творческих способностей у детей.

Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.

Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата рождения:        

Группа:

Задатки и наклонности ребенка

Наблюдения

педагогов

Наблюдения

родителей

1.

Интеллектуальные:

- наблюдателен, обладает исключительной памятью

- знает многое, о чем его сверстники не предполагают

- разносторонняя любознательность

- охотно и легко занимается самостоятельно

- умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли

2.

Логико - математические:

- проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию

-демонстрирует легкость в восприятии и запоминании

математических цифр и знаков

- с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания

- проявляет необычное для своего возраста понимание

математических отношений

- разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов или денег

- проявляет понимание геометрических особенностей плоских и объемных предметов

- умеет «читать» простейшую графическую информацию о пространственных отношениях объектов

- распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных его частей

3

Технические

- интересуется механизмами и машинами.

- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

- любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей)

-быстро и легко осваивает компьютер

-читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

4.

Естественно-технические:

- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные факты

- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и обитателей на ней

- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов

- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами

- любит ухаживать за животными и растениями

5.

Технические

Интересуется механизмами и машинами.

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые

детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей)

Быстро и легко осваивает компьютер

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов

6.

Творческое мышление:

- часто делает все по своему (независим)

- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях  с другими детьми, предлагая свой подход

- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и находит необычные решения

- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу

- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей)

«        »        20        г.        Подпись педагога          

«        »        20        г.        Подпись родителя          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...

"Использование дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования....

Городская базовая образовательная площадка по теме: "Возможности использования электронного конструктора "Знаток" при организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста",

25 апреля прошло последнее занятие городской базовой образовательной площадки по теме: "Возможности использования электронного конструктора "Знаток" при организации образовательной деят...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...