ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
статья (старшая, подготовительная группа)

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - актуальная тема в современном обществе. Завтрашний день страны напрямую зависит от того, согласно каким ценностям подрастающее поколение будет следовать в своей жизни. Уважение к истории своей страны, ее традициям, духовным и культурным ценностям человечества в целом составляет прочный фундамент будущего России, поэтому так необходимо уделять уже с дошкольного возраста особое внимание духовно – нравственному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Будякова Наталья Леонидовна, воспитатель

МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

 г. Старый Оскол

Формирование базисных основ православной культуры и регионального патриотизма у детей дошкольного возраста, как важная  составляющая духовно – нравственного воспитания, является основным курсом стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2010-2013 годы.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - актуальная тема в современном обществе. Завтрашний день страны напрямую зависит от того, согласно каким ценностям подрастающее поколение будет следовать в своей жизни. Уважение к истории своей страны, ее традициям, духовным и культурным ценностям человечества в целом составляет прочный фундамент будущего России, поэтому так необходимо уделять уже с дошкольного возраста особое внимание духовно – нравственному воспитанию.

На данный момент наше российское общество весьма противоречиво и разнообразно в своих проявлениях нравственности и духовности. Это переломный период, когда России нужно найти свои ценности и законы, свой жизненный путь, которые прошли испытание временем и были бы актуальны на сегодняшний день. Разумеется, что для этого необходима  честная и бескорыстная, кропотливая, совместная работа государства и людей, живущих в нем. Воспитание гражданско-патриотических чувств происходит через любовь и уважение к своему языку, своей земле, истории, литературе, армии. Это в свою очередь дает возможность подрастающему поколению лучше понимать духовные и нравственные, культурные особенности родной страны, задуматься над тем, как стать для нее приносящим пользу гражданином. Гражданское образование, самосознание, любовь к Родине и русскому народу, воспитание чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему страны – вот на этом  основывается формирование духовно-нравственных качеств.

Вот почему, обществу и государству особо требуются образовательные модели, обеспечивающие духовно-нравственную составляющую в содержании образования и, а именно, в моделях, которые интегрируют работу между государством и Русской Православной Церковью в области духовного и культурно-просветительского образования  детей и молодежи. Целью этой модели является следующее: формирование у подрастающего поколения чувства национального самосознания и любви к Родине, укрепление семейных ценностей,  возрождение духовных традиций воспитания и образования, повышение культурного уровня. Осуществление основных мероприятий должно быть направлено на духовное образование детей и взрослых, окружающих их, помощь семьям в вопросах духовного образования и развития, улучшения культурного воспитания людей. Отправной точкой данной образовательной модели должна стать Духовная школа, где взрослые и дети смогут получать базовые знания о православии или более глубоко узнать основные истины православной веры.

Первостепенная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи отражается в следующих направлениях:

I. Патриотическое воспитание начинается в семье. Мы называем Родину Отечеством, эти слова появляются в нашей жизни одновременно со словами «папа» и «мама». Насколько ребенок научится любить своих родителей, защищать их, заботиться о них зависит и то, насколько он будет любить свою Родину в будущем. Отношения между поколениями во все времена переживали глубокий кризис, но особенно сильно это проявляется в наше время, где происходит обнищание любви, как родителей к детям, так и детей к родителям. Поэтому главной составляющей в работе по формированию духовно-нравственных качеств и духовного возрождения России должна быть семья. Семья - это социальная среда, в которой закладывается фундамент психофизического благополучия ребенка, формируются основные жизненные установки, первые уроки духовности, нравственности и культуры. Семья - самый главный жизненный университет, духовное и моральное влияние, которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

II. Патриотическое воспитание подростков и молодежи невозможно без личного примера жертвенного служения Родине предков: офицеров и солдаты армии и полиции, ветеранов всех войн. Для детей и молодежи, необходимо организовывать мероприятия военной тематики,  патриотические игры морального и духовного содержания, где молодые люди под руководством опытных наставников смогли бы участвовать в реконструкции и возрождения святых мест.

III. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью комплексного духовно-нравственного воспитания, включающее в себя, не только патриотическое и гражданское, но и семейное, трудовое право, этику, эстетику и социальное воспитание. Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек понимает, что он связан с его народом, когда он начинает чувствовать, что он принадлежит к этому народу, он раскрывает свою личность во всей ее полноте. Любовь к Родине известный педагог и богослов, священник В. В. Зеньковский называл симптомом духовной жизни. Отсюда следует, что национальное чувство является одним из самых ценных проявлений духовной жизни человека и потому не может развиваться в отрыве от духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного образования.

IV. Патриотическое воспитание молодежи требует знания истории России и Русской Православной Церкви, понимания роли Православия в общественной, общественной и частной жизни своих граждан. «Судьбы народа, - пишет Иван Александрович Ильин, - сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего» [3]. История России тесно переплетается с историей Русской Православной Церкви, без знания которой трудно, а иногда невозможно понять истинные причины многих исторических событий и мотивации действий некоторых общественных деятелей. Для русского народа по-прежнему являются главными ценностями, такие ценности, как справедливость, свобода, вера, мир, семья, любовь и верность, патриотизм, Россия, но в последнее время все больше и больше вызывает беспокойство то, что мы можем все это потерять.

Внутренний мир человека, жизнь, включающая набор интеллектуальных, эмоциональных знаний, чувств, отношений к семье, труду, гражданско-патриотические, социальные, экологические отношения, основанные на традициях своего народа и тесно связанные с народной религией – это и есть нравственность. Свободное принятие человеком абсолютных нравственных принципов, проявление их в его поведении и действиях – вот в чем выражается нравственность. Необходимо сейчас объединить усилия и заботу, для того, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал такие чувства, как любовь к Родине, почитание природы и мира, уважение к родителям, святость семейных отношений. Только патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи могут заложить прочную основу единства русского народа и обеспечить сохранение единого пространства в нашей стране.

Список использованной литературы

  1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
  2. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
  3. Ильин, И. А. Судьбы народа сокрыты в его истории - https://mybiblioteka.su/tom2/6-60699.html.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии  с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»...