План по самообразованию воспитателя "Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

План по самообразованию воспитателя "Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста" (план также включает в себя работу с детьми средней группы по данной теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_samoobrazovanie_kviling.docx72.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83 «Улыбка» города Смоленска

План по самообразованию.

Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста»

     

 

Воспитатель:

Немченкова С.А.

Смоленск

2020

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.

Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.

В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.

На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.

Исходя из вышеизложенного, ставится цель изучения данной проблемы:

определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.


Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг (бумагопластика).
  2. Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
  3. Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
  4. Апробировать систему на практике.
  5. Определить эффективность разработанной системы занятий.

Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

I этап (информационно-ознакомительный)

 - изучение научной, методической литературы,

 - посещение лекций, семинаров,

-проведение мастер классов для педагогов и родителей.

- анализ  и обобщение теоретических данных,

II этап (практический)

-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».

- внедрение в практику полученных теоретических знаний,

- апробация программы.

III этап (обобщающий)

   -обобщение опыта работы по теме самообразования,

  - диагностика и анализ результатов работы.

I этап (информационно-ознакомительный)

Проанализирована методическая литература по теме самообразования:

  • Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
  • Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
  • Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
  • Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
  • Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
  • Шилкова Е.А.: Квиллинг : поделки из бумажных лент
  • Изучен передовой опыт  (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

 

       

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:

  • Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического

развития »

  • Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
  • Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.

Анализ работы по теме самообразования

    Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.

  Познакомив детей с  техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг»  накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.

С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное  декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.

Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.

С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.

       В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники  «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.

С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:

  • Составление и апробация программы
  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Программа работы  по теме самообразования для детей средней группы

Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

II этап (практический)

  • составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
  • внедрение в практику полученных теоретических знаний,
  • апробация программы.

Мероприятия:

  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Программа работы по теме самообразования для детей средней группы

(На первое полугодие.)

«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

Разрабатывая программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования, мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Задачи программы:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

ПЛАН.

Сентябрь

1.Знакомство с бумагой для квиллинга

-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)

-показать готовые изделия.

2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга

-заинтересовать детей

-начинать учить скручивать колечки.

 Октябрь

3.Формы для квиллинга.

-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия

4. Формы для квиллинга.

- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику

Ноябрь

5. Составление узора «снежинка»

-показать детям снежинку из квиллинга

-начать делать заготовки для снежинки

6. Составление узора «снежинка» (продолжение)

-продолжать с детьми делать заготовки

-формировать у детей желание делать аккуратно

Декабрь

7. Составление узора «снежинка» (продолжение)

-подготовить с детьми основу для снежинки

-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой

8. Составление узора «снежинка»(продолжение)

Окончательное оформление открытки


Анализ работы по теме самообразования.

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).

За данный период целями которого были следующие задачи:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.

Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.

Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми  детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.

Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».

В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения

( колечко и листик).

Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.

Для выявления эффективности  темы самообразования, по итогам первого полугодия,  проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.

Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.

( в диаграмме  используется  количество детей по списку 24 ребенка)

1.Интерес ребенка к данному виду творчества.

2.Степень умения и навыка  ребенка (получается или нет)

Таблица 1

        

Считаем, что  целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.

Программа работы по теме самообразования для детей средней группы

(На второе полугодие)

«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».

Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.

Задачи  второго полугодия :

  • Совершенствовать навыки работы с бумагой.
  • Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
  • Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Развивать  способности эстетического и художественного восприятия;
  • Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать ВПФ.
  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.

На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.

В основу легли следующие принципы:

  • поэтапность (от простого к сложному).
  • сочетание техник.
  • использование инновационной техники.

План  работы.

 Январь.

9. Формы для квиллинга.

-совершенствовать умение  детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.

Февраль.

10.Формы для квиллинга.

-продолжать знакомить детей  с новыми формами для квиллинга.

11. Составление композиции «Цветок для мамы».

- показать детям  открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.

(работа ведется подгруппами и  индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)

-начать делать заготовки для открытки.

Март

12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).

-подготовить с детьми основу для открытки

-выложить на ней цветок  и объяснить детям как склеиваться детали между собой.

13. Составление коллективной композиции.

-начать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-формировать у детей желание делать аккуратно.

Апрель

14. Составление коллективной композиции. (продолжение)

 -продолжать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-формировать желания делать аккуратно.

15. Составление коллективной композиции (продолжение)

-продолжать  с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.

-собирать из деталей цветы и листочки.

Май.

16.Составление коллективной композиции (окончание)

-Окончательное оформление композиции

Анализ работы по теме самообразования.

Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей)  связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.  

Во втором полугодии были учтены возрастные  и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.

 С детьми проводились предварительные беседы  со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.

Занятие бумагой пластикой продолжает  вызывать   интерес детей.

Все дети в группе к концу года  освоили технику квиллинга.

Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.

Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и  эстетического развития детей   с помощью нашей серии занятий:

  • у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
  • детей привлекает простота создания картин.
  • разнообразие техники  и  их  новизна  стимулирует  фантазию
    детей, развивает их воображение и их творческие способности,
    способствует формированию выразительных образов.

Детям очень важен конечный результат, особенно если  продукт творчества  можно забрать домой,  в изготовлении которого они принимали участие.

Диагностика результатов за год(таблица 2):

( в диаграмме  используется  количество детей по списку 24 ребенка)

1.Интерес ребенка к данному виду творчества.

2.Степень умения и навыка  ребенка ( получается или нет)

Таблица 2(данные по итогам года)

        

Таблица 1(данные за 1 полугодие)

        

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделать
вывод, что результаты сравнения показывают
значительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего  дошкольного возраста.
На конец года работы         детей         характеризуются        более    совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно     передавали     форму     и     пропорции     предметов, использовали большой спектр цветов.

По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:

Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми  с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое  направлено  на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..

В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования

Разработанная нами серия занятий проходила  поэтапно - от простого к сложному.

  • на   занятиях   была    создана   эмоционально   благоприятная,
    творческая   атмосфера,    способствующая   формированию   и
    развитию интереса к процессу  бумагопластике.
  • детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
  • в   цикле   занятий      введена    нетрадиционная    техника , для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)
    направленная    на  формирование   умственного и эстетического развития детей  дошкольного возраста.

Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по  бумагопластике  оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей  дошкольного возраста.

Мы планируем продолжить работу по данной проблеме

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).

По результатам     проведенного        исследования, наглядно продемонстрировавшим,     что   бумагопластика  представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:

Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.

Поэтому можно рекомендовать воспитателям:

  • Использование нетрадиционных техники квиллинг

( бумагопластика) которые несут в себе        элементы        художественной

оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.

  •  В процессе продуктивной деятельности в ходе специально

организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста

станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.

  • Повышению   уровня  умственного и эстетического развития детей

дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.

  • Надо формировать  эстетическое восприятие детей  способом

 отражения действительности, обусловленным назначением                изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.

  • Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и

умственного развития  у  дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.

Рекомендуемые методы  в работе с детьми по направлению бумагопластики

  • Использование мультимедийного  оборудования (показ презентаций)
  • словесность и наглядность инструкций
  • индивидуальный подход
  • рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
  • выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....

Буклет "Кукольный театр, как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста."

Буклет об эффективном использовании кукольного театра на  музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...

План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении ак...

План по самообразованию «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста»

План по самообразованию «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...