Музыкально-дидактические игры для развития музыкально-слуховых представлений дошкольников.
картотека (старшая группа)

Стефчук Римма Геннадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_didakticheskie_igry_dlya_razvitiya.docx18.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры

для развития музыкально-слуховых представлений

 дошкольников.

Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов для детей этой возрастной группы становится доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления. На музыкальном занятии игровые приемы применяются, как правило, облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы восприятия или ее разучивания не оказались слишком утомительными.

Дидактические игры представляют собой основу игрового обучения. Музыкально-дидактические игры полифункциональны. Это и игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, и одна из игровых форм обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство музыкального общения и развития ребенка. В музыкально-дидактической игре каждый ребенок может применить свои знания, показать вое понимание учебно-познавательной задачи, проявить умения слушать и анализировать музыкальное произведение.

К основным музыкальным способностям, необходимым для успешного осуществления музыкальной деятельности, относят ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении звуковысотного и ритмического движения по слуху голосом или на музыкальном инструменте. При этом музыкально-слуховые представления опираются на музыкальную память, воображение, внутренний слух (мелодический и гармонический), моторику. Для того чтобы воспроизвести мелодию по слуху, необходимо осуществить ряд последовательных действий:

  1. мысленно представить себе, что необходимо воспроизвести (запомнить мелодию);
  2. осознать направление и характер движения мелодии;
  3. представить ритмический рисунок мелодии и т.д.

Игры для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Для активизации этих представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

«Музыкально-дидактические игры для детей»

Музыкально–дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

Музыкально — дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально—дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Каждая музыкально—дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.

Игровая цель — закончить первым — присутствует во всех играх для детей всех возрастов. Добиться в игре цели детям помогает точное выполнение правил. Например, вопрос ведущего должны слушать все играющие, а отвечает только тот, у кого на большой карточке полоса такая же по цвету, как обратная сторона карточки, поднятой ведущим. Среди основных правил игр можно перечислить следующие: не мешать товарищу отвечать, не подсказывать ему, класть карточку только на определённое место и т.п. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

Музыкально—дидактические игры — эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 4 — 7 лет. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.

Созданию таких прочных навыков музыкально—сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально—дидактических игр. 

На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально—дидактических упражнений.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально—сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально—сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя. 

На четвёртом этапе дети самостоятельно используют музыкально—дидактические игры.

Для того чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры (первый и второй этапы), не должно превышать 2 — 4 минуты. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (третий и четвёртый этапы), регламентируются режимом дня.

Подробно рассмотрим третий и четвёртый этапы.

Третий этап:

Детям предлагают играть в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Однако обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся её активными участниками. Этот момент надо поощрять.

На музыкальных занятиях, когда игра проходит коллективно, уделяется мало времени индивидуальному обучению, поэтому каждый ребёнок усваивает навыки и умения, необходимые в игре, в меру своих способностей. Вне занятия воспитатель может осуществить более дифференцированный подход к каждому: лишний раз поупражнять отстающих детей в восприятии музыкальных звуков, более способным предложить поиграть, чтобы в дальнейшем они смогли быть организаторами игры, выполняли роль ведущих.

На данном этапе, когда ребёнок становится непосредственным участником игры, для него появляется много нового. Прежде всего это игровая ситуация, предполагающая действия детей в соответствии с правилами игры. В то же время игровая ситуация снижает качество восприятия, особенно звуковысотного и ритмического, которое было достигнуто на предшествующих занятиях. Поэтому необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи.

Роль педагога на данном этапе — активная, он — участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приёмы для индивидуального воздействия на каждого ребёнка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

Четвёртый этап:

Музыкально—дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность детей. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора детской игровой деятельности: следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда воспитатель может быть и участником игры, но чаще всего он незаметно наблюдает за её ходом. Присматриваясь к детям, выявляет тех, кто действует активно или, наоборот, совсем не интересуется игрой. Направляя игру, педагог регулирует коллективные взаимоотношения детей.

На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.

Таким образом, проследив взаимосвязь этапов освоения игры, можно сказать, что для этого необходимо примерно два месяца систематической работы с дошкольниками. Причём решается одна какая-либо конкретная задача формирования музыкального слуха детей.

Играть в настольные музыкально—дидактические игры можно утром, после дневного отдыха; В летний период — на участке детского сада в часы, отведённые для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактические игры на развитие динамического, регистрового, ритмического слуха у детей дошкольного возраста "Музыкальные кубики"

Дидактический  материал  для  детей  младшего,  среднего  и  старшего  возраста  на  развитие  метрической  пульсации  речи, музыкально...

«Музыкально-дидактические игры — средство развития музыкальных способностей детей»

Игры способствуют не только развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, но и воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ....

Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия

Подборка музыкальных игр для детей дошкольного возраста...

Музыкально-дидактические игры для развития музыкально-слуховых представлений дошкольников.

Консультация для воспитателей  "Музыкально-дидактические  игры для развития музыкально- слуховых пркдставлений дошкольников"...