Консультация для воспитателей на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
консультация

Ильясова Айжан Куанышевна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 123 «Гармония» комбинированного вида города Орска.

Консультация для воспитателей на тему

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Выполнила: Ильясова А.К.

Воспитатель группы

 № 3 « Зайчата».

 г. Орск

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность»

Актуальность

«В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности  Сайрус                                                                                                               

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должна быть определена следующая цель:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Каковы показатели опыта безопасного поведения, которые мы должны сформировать у детей дошкольного возраста.

Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Методы ознакомления детей с основами безопасности:

наблюдение, сравнение, моделирование ситуаций, повторение, игровые приемы, придумывание сказок на разнее темы.

Формы работы с детьми.

  • ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
  • ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
  • использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «милиционер», «врач», и др.;
  • экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре  МЧС;

просмотр презентаций по данной тематике;

  • игры-драматизации, развлечения;
  • познавательные минутки;
  • проекты.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать РППС в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся и поэтому неотъемлемой частью является работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Заключение.

Воспитание  культуры безопасного поведения непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается  фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду (правила  безопасного поведения, ЗОЖ) прочно останется у него навсегда. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость!

Литература:

1. Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. . Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.;

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.;

3. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.;

4.https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/03/27/formirovanie-osnov-bezopasnosti;

5 .https://docplayer.ru/55973260-Tema-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-doshkolnikov-cherez-poznavatelnuyu-aktivnost.html.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Самое главное-здоровье и жизнь ребёнка.Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное- заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже може...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....

Консультация для педагогов на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Важно не только оберегать ребенка от опасности, н...