Педагогическая этика
консультация

Лаврентьева Наталья Андреевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_etika.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

о профессиональной этике педагогических работников

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Этические правила поведения работников
при выполнении ими трудовых обязанностей

При выполнении трудовых обязанностей работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

- осуществлять свою деятельность в пределах полномочий и на высоком профессиональном уровне;

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

- оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Учреждения в целом, так и каждого работника;

- соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

- проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

- постоянно стремиться к более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

- проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

- проявлять толерантность и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты при осуществлении педагогической деятельности;

- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность муниципальных органов, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности муниципальных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности руководителя и работников Учреждения;

- соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Учреждения, а также оказывать содействие в получении достоверной информации.

При выполнении трудовых обязанностей работник не допускает:

- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

- поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения;

- пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или проведения необоснованные сравнения его с другими Учреждениями;

- преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

- проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

- высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конверсионных групп;

- резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

- грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

- поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

Работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

Работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.

Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между работниками Учреждения, приоритетным является учет интересов Учреждения.

Внешний вид работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

Обязательства педагогических работников

перед учащимися (обучающимися, воспитанниками)

Педагогические работники в процессе взаимодействия с учащимися (обучающимися, воспитанниками):

- признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;

- уважают честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений;

- сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

- стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

- учитывают особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

- развивают у учащихся (обучающихся, воспитанников) познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у учащихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применяют педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- при оценке поведения и достижений учащихся (обучающихся, воспитанников) стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывают возможности совершенствования, повышают мотивацию обучения;

- проявляют толерантность;

- защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

- принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;

- осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

- прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;

- стремятся стать для них положительным примером;

- применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;

- гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.

В процессе взаимодействия с учащимися (обучающихся, воспитанников) педагогические работники обязаны воздерживаться от:

- навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

- оценки их личности и личности их законных представителей;

- предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

- предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей учащихся (обучающихся, воспитанников);

- отказа от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки учащихся (обучающихся, воспитанников), а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон);

   - требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);

   - проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;

   - употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

   - курить в помещениях и на территории Учреждения.

Обязательства педагогических работников перед родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников)

Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей учащихся (обучающихся, воспитанников) в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.

Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников) должны:

- начинать общение с приветствия;

- помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе Учреждения;

- проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

- выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

- относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

- высказываться в корректной и убедительной форме;

- если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;

- выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

- разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

- принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников) педагогические работники не должны:

- заставлять их необоснованно долго ожидать приема;

- перебивать их в грубой форме;

- проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

- разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

- разглашать высказанное обучающимися мнение о своих родителях (законных представителях) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников);

- переносить свое отношение к родителям (законным представителям) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников) на оценку личности и достижений их детей.

Прилагать все усилия, чтобы поощрить родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся (обучающихся, воспитанников) активно участвовать в образовании учащихся (обучающихся, воспитанников) и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для обучающихся формы работы.

Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося (обучающего, воспитанника) необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Обязательства педагогических работников перед коллегами

Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

- поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;

- помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами школы;

- поддерживают и продвигают их интересы.

В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

- пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

- предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

- обсуждения их недостатков и личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

"Имидж и педагогическая этика"

В работе кратко раскрываются вопросы: Каким должен быть современный педагог и правила его положительного имиджа....

Педагогический совет: «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека»....

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...