Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей младшего возраста
картотека (младшая группа)

Наталья Коркина

Игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста. Применение игр позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития голоса.

1. Кошка и котенок.

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок». Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок. Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д. Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

  1. Скажи на ушко.

Для игры понадобится игрушка-собачка. Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом. Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Игры и упражнения на развития дыхания.

  1. Игра «Султанчик»

(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Задача: побуждать ребенка к произвольному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

  1. Игра «Шарик»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.

Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

  1. Игра «Перышко»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Игры и упражнения на закрепление произношения звуков.

  1. Игры и упражнения на произнесение звука А

Длительно тяните звук А, укачивая на руках куклу (рот должен быть широко открыт).

  1. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» (все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки) с одновременным произнесением звука А при каждом соприкосновении. Если ребенок не может выполнять упражнение самостоятельно, сами соединяйте его пальчики.
  2. Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.

Ой, ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),

Остывать заставили (подуйте на ладони).

  1. Игры и упражнения на произнесение звука У

Длительно тяните звук У, вытянув губы трубочкой.

Разучите звукоподражания: му-му (корова, ду-ду (дудочка, уа-уа (малыш плачет, ку-ка-ре-ку (петушок поет).

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука У.

Поиграйте с ребенком в игру «Поезд» со словами: Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!» Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит за вами только звукоподражание.

Поиграйте с ребенком в игру «Эхо». Произносите «Ау» сначала громко, а потом тихо.

  1. Игры и упражнения на произнесение звука И

Длительно пропевайте звук И (губы в улыбке).

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука И.

Разучите звукоподражания: и-го-го (лошадка), пи-пи (мышка).

Поиграйте с ребенком в игру «Шофер» (дайте ребенку «руль»): В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит: «Би-би!»

Стимулируйте ребенка произносить не только звукоподражание, но и договаривать вместе с вами повторяющиеся в стихотворении слова.

  1. Игры и упражнения на произнесение звука О

Длительно тяните звук О (губы округлены и чуть выдвинуты вперед).

Поиграйте с ребенком в игру «У куклы Оли заболели зубы»: приложив ладони к щекам и покачивая головой из стороны в сторону, жалобно пойте: «О-о-о!»

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука О.

Разучите звукоподражания: ко-ко (курочка, но-но (поскакали на лошадке).

Расскажите вместе с ребенком стихотворение:

Бом-бом, бом-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Игры на развитие речевого дыхания

  1. Игра «Отгадай, кто позвал»

Задача: формирование длительного фонационного выдоха.

Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки). Взрослый заранее обговаривает с детьми, какие звуки издают эти животные. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит соответствующий звук, а остальные дети отгадывают, кто из животных их «позвал»

  1. Игра «У кого длиннее звук (слог)»

Задача: формирование речевого выдоха. Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

  1. Игры «Повтори предложение», «Повтори пословицу (поговорку)»

Задача: формирование плавной слитной речи.

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет ее на одном выдохе.

  1. Игры и упражнения на произнесение звука Г

Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.

Разучите звукоподражания: га-га (гусь, гу-гу (голубь, гоп-гоп (лошадка, топ-топ (малыш).

  1. Игра «Угадай, кто это»

Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух, а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп—гоп и топ—топ.)

Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

  1. Проговорите чистоговорки:

ГА-ГА-ГА – зеленые луга.

ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.

ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.

Произнесите пары слогов:

га—гя, гы—ги, го—гё, гэ—ге, гу—гю

Разучите стихотворение:

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».

Скажите ребенку такие фразы:

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собаке кости.

А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:

Мы пришли сегодня в кости,

Принесли собаке гости.

Подберите рифму:

Заглянула в дверь коза –

Очень грустные… (глаза).

Где же, где же петушок,

Золотой наш… (гребешок).

  1. Игры и упражнения на произнесение звука X

Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.

Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись, ах-ах (удивились).

Произносите с разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»

  1. Игра «Угадай, что это».

 Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха, а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются»

Игры на развитие речевого слуха.

  1. «Улиточка».

 Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:

«Улиточка-улиточка,

высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

кусочек пирога,

угадай, кто я?»

Тот, чей голос улитка узнала,  сам становится улиточкой.

  1. «Лягушка»

Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала …»

Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

  1. «Где постучали»

Необходимы: палочка, стульчики, повязка. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит за спиной о стул о прячет палочку за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот, идет водить, если не находит, то продолжает водить.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы

  1. Игра «Угадай что делать».

Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Игровой материал: По 2 флажка на каждого ребенка, бубен.

Игровое правило: Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

  1. Игра «Бабочка, лети!»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Игровой материал: 5 бумажных ярко окрашенных бабочек.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

  1. Игра «Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Игровой материал: Звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

  1. Игра «Пускание корабликов»

Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Игровой материал: Таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. : Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

  1. Игра «Громко – тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Игровой материал: Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания: В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

  1. Игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем).

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

  1. Игра «Гуси»

Цель: Уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.

Игровой материал: Картина «Гуси»

Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу (воспитатель показывает, как ходят гуси,  дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.

В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га

В: Есть хотите? Дети: Да-да-да

Захлопали гуси крыльями, улетели.

(Игра повторяется 3-4 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Презентация для родителей  группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...

Консультация "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста"

Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста...

Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....