Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Андреева Екатерина Евгеньевна

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей 3 – 4 лет

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Язычком наш котик Моет лапки, ротик.

Имитируем движения языком, когда кот лижет лапы и умывает рот

Суп он ест не за столом,

суп лакает языком.

Наклоняем слегка голову вниз и показываем, как кот лакает из миски

Я как котик не умею, Но об том не жалею. (

Разводим руки в стороны и покачиваем головой в отрицательном жесте    

Мой язык умеет ловко,

Вверх и вниз качаться,

Открываем рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз

Острый носик показать,

На крыльце валяться.  

Высунуть язык из приоткрытого рта, кончик язычка острый!, а потом положите расслабленный язычок на нижнюю губу

Может зубки посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!  

Рот открыт широким окошечком, провести языком по нижним, затем по верхним зубам

На лошадке быстро мчится «Цок, цок, цок!» — стучат копыца

Цокаем языком присасывая его кверху.

А когда он утомиться

За забором спать ложиться.

Спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки-«забор»

Развитие физиологического дыхания

«Чей пароход лучше?»

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?».

Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.

Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

«Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю.

После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

 «Забавные карандаши»

В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой.

Развитие фонематического восприятия

 «Коробочка гремит»

Цель: учить дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

Оборудование: коробочки наполненные разными наполнителями.

Ход игры: Один набор бочонок у педагога, второй — у ребенка. Потрясите бочонок, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте бочонок с таким же звучанием.

«Нарисуй звук»

Цель: учить слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, музыкальный инструмент.

Ход игры: Ребенок получает лист бумаги и карандаш. Взрослый и издает звук на каком-либо музыкальном инструменте. А ребенку предлагает вести карандаш по бумаге до тех пор, пока он слышит звук. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий он нарисовал и услышал.

«Заводные игрушки»

Ход игры: Заводим ключиком игрушки (игрушки-это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж- полетел жучок

Р- затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц- запрыгала белочка

Ф- фыркает ежик.

Развитие звукопроизношения
«Большой-маленький»

Упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?»  Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».  

«Магазин» 

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

«Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. 
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей...

Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Презентация для родителей  группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...

Консультация "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста"

Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для логопедической группы

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а ...