Интерактивные презентации для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 4 - 5 лет по лексическим темам".
презентация к уроку (средняя группа)
"Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 4 - 5 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Части тела | 731.5 КБ |
23 февраля | 2.5 МБ |
Инструменты | 2.14 МБ |
8 марта | 1.45 МБ |
Мебель | 2.66 МБ |
Профессия. Продавец | 1.13 МБ |
Птицы | 497.5 КБ |
Профессии | 1.1 МБ |
Речевые игры | 1.15 МБ |
Аквариумные рыбки | 635 КБ |
Транспорт | 1.25 МБ |
Весна | 1.4 МБ |
Зима. Зимующие птицы | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Взрослый вместе с ребенком показывает на плакате, где находятся и как называются части тела (живот, спина бока и тд)
Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает и показывает действие. - Чем мы топаем? (ногами). - Чем рисуем мы? (руками). - Чем же смотрим мы? (глазами). - А чем слушаем? (ушами). - А едим и пьём мы чем? (ртом). - Чем мы думаем, друзья? (головой). - Что на голове растет непрерывно круглый год? ( волосы). - Чем мы узелки завяжем, и куда идти покажем? ( пальцами). - Чем мы можем поклониться, А потом и распрямиться. Вправо, влево повернуться И опять к земле нагнуться? ( телом).
Согласование числительных 1, 2 с существительными. «Назови, что у нас одна?» (Спина одна, голова одна) «Назови, что у нас один?» (один….нос, рот, живот, лоб, затылок) «Назови, чего у нас два?» (два уха, два глаза, два плеча, два колена) «Назови, чего у нас две?» (две….руки, ноги, губы, щеки)
Д/и: «Один – много». У тебя один нос, а у всех детей группы – много носов. Один рот – много ртов. Одно ухо – много ушей. Одна спина – много спин. Одна голова – много голов. Один локоть – много локтей. Два глаза – много глаз. Один ж ивот – много животов. Одно колено – много колен. Один лоб – много лбов.
Загадки: Всегда во рту, а не проглотишь. ( язык) Не часы, а тикает. (Сердце)
Пять братьев – всем одно имя. (пальцы) Всё – всё слышит, но не говорит. (Ухо)
На ночь два оконца сами закрываются А с восходом солнца сами открываются. (Глаза) У зверюшки – на макушке, А у нас ниже глаз. (уши)
Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос) Всю жизнь ходят вдогонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)
Д/у: «Подбери часть тела» К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека: Видят……….слышат- …….работают-…..бегают-……. дышит- ………..жуют- ….стоят- ……машут-……трогают-…… нюхает……говорит- пишут-…
Д/и: «Нади отличия»
Развитие слуховой памяти, внимания. Рассказ “Для чего руки нужны” (Е. Пермяк) Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как–то дедушка внука: - А для чего, Петенька, людям руки нужны? - Чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А еще для чего? – спросил дед. - Чтобы ложку держать. - А еще? - Чтобы кошку гладить. - А еще? - Чтобы камешки в речку бросать. Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Молодец!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает[ау, ау, ау, ау, АУ, АУ, АУ, АУ, АУ] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества . (попросите назвать роды войск) Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.
Д/и: «Подбери признак» Солдат (какой?) – отважный, смелый, сильный, бойкий.
Моряк (какой?) – отважный, смелый, сильный, бойкий.
Пограничник (какой?) – внимательный, смелый, сильный, добрый, умный.
Летчик (какой?) – отважный, бесстрашный, смелый, сильный, бойкий.
Пистолет (какой?) – черный, меткий, железный, громкий.
Танк (какой?) – военный, большой, железный, тяжелый, безопасный, меткий.
Вертолет (какой?) – большой, металлический, боевой.
Корабль (какой?) – большой, металлический, боевой.
Д/и: «Нади отличия»
Д/и: «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа. Танк – много танков
Пушка – много пушек
Пистолет – много пистолетов
Моряк – много моряков
Летчик – много летчиков
Д/и: «Назови ласково» Солдат - солдатик. Матрос - матросик. Пистолет - пистолетик. Самолет - самолетик. Пушка - пушечка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
Игра «Назови ласково» Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Взрослый предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например: молоток — молоточек, топор — топорик,
ключ — ключик, грабли — грабельки
нож — ножик, напёрсток — наперсточек
гайка — гаечка, игла — иголочка.
гвоздь — гвоздик, метла — метелка.
Д/и: «Кто что делает?» Молоток - стучит, забивает. Пила - пилит. Топор – рубит. Отвертка – закручивает, откручивает. Ключ – отвинчивает, завинчивает.
Загадки: Есть у папы в мастерской Друг с железною щекой. Гвозди нам забить помог Чудо-мастер… (молоток)
Замечательный дружище, Деревянная ручища Да железный обушок, Закаленный гребешок. Он у плотника в почете — Каждый день с ним на работе. (Топор)
Что коснувшись древесины, Клёна, тополя, осины Своей зубастой пастью Ствол разделится на части?.. (Пила)
Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпу в доску влезу, А по мне всё тук да тук… (гвоздь)
Д/и: «Нади отличия»
Д/у: «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа. Молоток - молотки
Гвоздь - гвозди
Топор - топоры
Пила - пилы
Д/у: «Столяр». Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Взрослый предлагает рассмотреть иллюстрацию, и рассказать где находятся инструменты. Дети рассказывают о персонажах и выделяют предлоги. Например: — Гвозди лежат под столом. Молоток висит на стене. и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает[ау, ау, ау, ау, АУ, АУ, АУ, АУ, АУ] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» Этот пальчик - дедушка Этот пальчик - бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Это пальчик - я Вот и вся моя семья.
Д/у: «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой. Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая,
Д/у: «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой. Бабушка (какая?) - старенькая, добрая и тд.
Д/у: «Подбери признаки». Подбор прилагательных к существительным и согласование этих частей речи между собой. Сестра (какая?) – веселая, добрая, ласковая и тд.
Д/у: «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно — ласкательным значением. Мама — мамочка, мамуля, мамулечка., мамусик, мами Сестра — сестренка, сестричка, сестреночка. Бабушка — бабулечка, бабусенька, бабуля, бабуленька, баб.
Д/и: «Чей, чья, чье, чьи?». Образование и употребление притяжательных прилагательных. Шарф (чей?) - мамин, бабушкин, тетин. Шапка (чья?) - тетина, мамина, бабушкина. Платье (чье?) - сестрино, бабушкино, мамино, тетино. Тапочки (чьи?) - мамины, бабушкины, тетины.
Составление предложений по двум картинкам Картинки: мама, кастрюля (суп). («Мама варит суп», «Мама наливает суп»).
Составление предложений по двум картинкам Картинки: мама, картофель. («Мама жарит картошку», «Мама чистит картошку», «Мама моет картошку», «Мама варит картошку» ).
Составление предложений по двум картинкам Картинки: бабушка, пирожки ( Бабушка печет пирожки с яблоками, с картошкой и тд. ).
Д/и: «Нади отличия»
Развитие слуховой памяти, внимания. Выучите стихотворение. Г. Виеру «Мамин день» Вот подснежник на поляне, Я его нашел. Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел. И меня с цветком так нежно Мама обняла, Что раскрылся мой подснежник От ее тепла.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо). Накачаем колеса насосом [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
Предложите ребенку рассмотреть иллюстрацию, и назвать все предметы мебели. Как назвать эти предметы одним словом? (Мебель).
Д/у: «Из чего изготавливают мебель?» мебель изготовлена из дерева – значит, она какая? (деревянная)
обивка из кожи - какая? (кожаная)
Мебель из пластмассы - какая? (пластмассовая)
Мебель из стекла - какая? (стеклянная)
Мебель из соломы - какая? (соломенная)
Мебель из металла - какая? (металлическая)
Дидактическая игра «Подбери признак» Взрослый называет слово, а дети должны назвать ее признаки. Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.
Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.
Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.
Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый.
Табурет какой? -
Д/и: «Доскажи словечко» Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать) Как приятно нашей Тане поваляться на (диване)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле) Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном (кресле)
С пирогами чай попьем за обеденным (столом) Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)
«Найди отличия»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Пальчиковая гимнастика «Профессии». Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим). И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим). Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим). Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки). Вам продолжить предлагаю . (Выполняют движения в соответствии с текстом).
Нам даёт товар и чек. Не философ, не мудрец И не суперчеловек, А обычный … (продавец).
«Что продаётся в магазине? Как называется магазин?» Рассматривают картинки, отвечают на вопросы. Продавец ребятам рад, В магазине для ребят - Что продаётся в магазине? (перечислить) - Как называют человека который продает эти товары? (продавец канцелярских товаров)
Продавец ребятам рад, В магазине для ребят - Что продаётся в магазине? (перечислить) - Как называют человека который продает эти товары? (продавец игрушек)
Продавец ребятам рад, В магазине для ребят - Что продаётся в магазине? (перечислить) - Как называют человека который продает эти товары? (продавец хозяйственных товаров)
Продавец ребятам рад, В магазине для ребят - Что продаётся в магазине? (перечислить) - Как называют человека который продает эти товары? (продавец продуктового магазина)
Продавец ребятам рад, В магазине для ребят - Что продаётся в магазине? (перечислить) - Как называют человека который продает эти товары? (продавец одежды)
Д/и: «Что нужно для работы продавцу?» Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, их назначение. Пр: Продавцу нужен стеллаж для выкладывания на него товаров для покупателей. Весы нужны продавцу для взвешивания массы покупаемого товара. и тд.
Д/и: «Что нужно для работы продавцу?» Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, их назначение.
Д/и: «Нади отличия»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мимические упражнения: а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть. б ) «Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать). в) «Апрель»: Солнце пригревает, ( Широко улыбнуться .) Гонит с речки лёд. ( Насупить брови .) Баба снеговая Горько слёзы льёт. ( Плаксивое выражение лица .) (Г. Ладонщиков) Голосовое упражнение « Капель » : произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса. Большие капли капают: КАП! КАП! КАП! Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап- …
Артикуляционные упражнения «Ручеёк» : длительно произнести на выдохе звук [ СССССССССССССССССССССссссссссссссссссссссссссссс ] «Весёлые лягушки»: широко улыбнуться: Это – лягушки. Где у них ушки? Ушек нет! Зато есть рот: вот! Большой – большой, Как у нас с тобой. Лягушки рот разевают, ( соответственно) Деток забавляют. (Е.Г.Карельская) «Сосулька»: как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.
Д/у: «Назвать птицу» Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память , мышление; воспитывать любовь к природе .
Д/у: «Подбери признак» на согласование прилагательных с существительными. Утка (какая?) – серая, водоплавающая, маленькая, пернатая. Скворец (какой?) – пятнистый, летающий, красивый, пернатый. Ласточка (какая?) – черная, летающая, маленькая, пернатая. Грач (какой?) – черный, летающий, красивый, пернатый.
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны! «Зовущие» движения пальцев 4раза - «режущие» движения одной ладони по другой Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью То же – левой рукой Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички!»
Д/и: «Хлопни в ладоши» Цель: развитие слухового внимания. Взрослый произносит слова. Если слово о перелетных птицах, ребенок хлопает в ладоши. Солнышко, грач, тает, утка, журчит, аист, набухают почки, журавль, снегопад, дождь.
Д/у: «Кто больше назовет действий?» Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих перелетным птицам. Что делает грач? (прилетает, радует, летает, кормится, гнездится поет) - Что делает скворец? (прилетает, поет, радует, летает, кормится, ищет свободный скворечник) - Что делает утка? (прилетает, радует, плавает, летает, кормится) - Что делает ласточка? (прилетает, радует, плавает, летает, кормится) - Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, поют, щебечут, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов)
Д/и: «Назови птенца» у грача – грачонок, у кукушки - кукушонок, у гуся – гусенок, у утки — утенок, у аиста – аистёнок, у журавля – журавлёнок, и тд.
Д/у: «Исправь ошибку» (развитие пространственного восприятия). У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова. У грача сзади клюв…… У утки вверху лапы….. У жаворонка внизу крылья….. У аиста сбоку хвост……. Аист
«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными. Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.) Сколько у кукушки крыльев? Сколько у грача хвостов? Сколько у жаворонка голов? Сколько у цапли клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз? Журавль
Д/у: «Подбери нужный по смыслу предлог» (над, к, на, по, в, из) Скворец летал ……. скворечником. Скворец подлетел ……. скворечнику. Скворец присел ……. ветку. Скворец походил ……. ветке. Скворец прыгнул ……. скворечник. Скворец выглядывает ……. скворечника.
Д/и: «Нади отличия»
Молодец!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает[ау, ау, ау, ау, АУ, АУ, АУ, АУ, АУ] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Предложите ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать профессии которые он знает.
Игра «Кто – что делает?» Сейчас я буду называть профессии, а вы мне будите говорить, что делает человек этой профессии. Пример: Учитель – учит. Врач – лечит. Строитель – строит. Повар – готовит. Водитель –водит транспорт. Воспитатель – воспитывает детей. Уборщица – убирает. Лётчик – летает. Парикмахер – стрижет, пожарный – тушит и т. д.
Д/и: «Для чего нужны предметы?» Взрослый называет предмет. Ребенок, должен сказать, что делают с этим предметом: ножом… (режут) ножницами … (стригут), метлой … (метут), градусником… (измеряют температуру) , пилой… (пилят) расческой… (причесывают) , топором… (рубят), кистью… (рисуют) , половником… (наливают) в кастрюле… (варят) , лопатой… (копают) в сковородке… (жарят) , иглой… (шьют) на весах… (взвешивают)
Физкультминутка Если хочешь стать строителем, то делай так (забивают гвоздь). Если хочешь стать маляром, то делай так (красят кистью). Если хочешь стать дворником, то делай так (метут метлой). Если будишь ты водитель, делай так (бегают по кругу «Рулят»). Если будишь ты летчик, делай так (бегают по кругу, руки в стороны Если будишь ты столяр, делай так (хлопки руками). Если хочешь стать спортсменом, то делай так (приседают). Хватит в профессии играть, пора занятие продолжать.
Д/и:«О ком можно так сказать» (взрослый перечисляет, ребенок называет профессию) Добрый, строгий, умный - (учитель, воспитатель). З наменитый - (артист, певец, музыкант). Веселый - (клоун, артист). Смелый - (полицейский, спасатель, дрессировщик, пожарный, солдат). Храбрый, смелый, умный, внимательный – (Летчик ). Вежливый, аккуратный, добрый - (Продавец). Внимательный, осторожный – ( водитель).
Д/и: «Подбери признак» Врач (какой?) – умный, бесстрашный, добрый, вежливый, тактичный.
Водитель(какой?) – умный, внимательный, чуткий, ответственный, сильный, доброжелательный.
Повар (какой?) – внимательный, здоровый, чистоплотный, добрый, умный.
Пожарный (какой?) – отважный, бесстрашный, смелый, сильный, бойки, ответственный.
Строитель (какой?) – ответственный, сильный, умный.
Воспитатель (какой?) – добрый, аккуратный, тактичный, чуткий, честный, умный, воспитанный.
Учитель (какой?) – строгий, аккуратный, тактичный, чуткий, честный, умный, воспитанный.
Д/и: «Нади отличия»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Д/у: «Куда кладешь?» взрослый предлагает рассмотреть картинки и сложить в корзину. Дети комментируют свои действия. ПР: В корзину кладу Снегурочку, в корзину кладу снежинку, в корзину кладу снежки, в корзину кладу сосульки, в корзину кладу сугроб.
Выучите четверостишие: Раз, два, три, четыре, Мы считалочку учили, Говорили, говорили И мячом по полу били.
Д/у: «Кто с чем?» взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображениями зимующих птиц и показывает части их тела. Затем предлагает ребенку составить предложения. Ворона с головой. Сова с туловищем. Воробей с крыльями. Дятел с клювом. Синица с брюшком. Снегирь с грудкой. Сорока с хвостом.
Д/и: «Сосчитаем птичек» Взрослый предлагает детям «сосчитать в небе» птичек. Одна птичка, две птички, Три птички, четыре птички, Пять птичек, шесть птичек, Семь птичек, восемь птичек, Девять птичек, десять птичек. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей. Одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц.
Д/у: «Мы с картинками играем». Дети повторяют вслед за взрослым текст, одновременно хлопая в ладоши и топая ногами на каждый слог. Мы с картинками играем, По слогам их называем, Мы руками хлопаем, А ногами топаем: Во-ро-на Дя - тел
со-ва со - ро - ка
сне – гирь го - лубь.
Во - ро - бей си-ни-ца
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Беседа-рассказ: «Какие они – рыбы?» – Кто такие рыбы? (Животные.) – Что имеют практически все рыбы? (Позвоночник.) – Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.) – Как рыбы дышат? (Жабрами.) Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.) – А где живут рыбы? (В море, аквариуме, реке, озере, пруде.) – Как называются рыбы, живущие в море? (Морские.) – Как называются рыбы, которые живут в пресных водоемах? (Пресноводные.) – Как мы называем рыб, которые живут в аквариуме? (Аквариумные.)
Послушай, и отгадай загадку: Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом, Он прозрачный, он стеклянный Нету номера на нем И жильцы в нем не простые Не простые, золотые. Эти самые жильцы – знаменитые пловцы. ( Рыбки в аквариуме).
Л: первая загадка: К нам из сказки приплыла, Там царицею была. Рыбка эта непростая, Рыбка эта … ( Золотая). Л: вторая загадка: Этих рыб узнаешь ты. У них красивые хвосты, Живут они обычно в группе, У нас их много. Это...(Гуппи) Л: третья загадка: Хвост у неё на настоящий меч похож, Заметная окраска. Плывёт быстро, А называется... (Меченосец). Предлагаю познакомиться с самыми известными обитателями аквариума:
Д/у: «Доскажи словечко» Взрослый читает, ребенок повторяет и добавляет подходящее по смыслу слово. Плавники у нас росли бы, Мы бы плавали, как …(рыбы) Я б хвостом махала гибким И резвилась, словно …(рыбка) Вот с крючка срывает крошки Очень мелкая… (рыбешка) Рыба не клюет никак, Видно, я плохой… (рыбак) Если наживки вам не жалко, будет отличная … (рыбалка) Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю … (рыбачить) Вот какой у нас улов, папа славный … (рыболов)
Физкультминутка «Рыбка» Рыбка плавает в водице (Соединяют поочередно пальчики от, Рыбке весело гулять. указательного до мизинца и обратно) Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить указательным пальцем) Мы хотим тебя поймать. (Закручивают руками вперед - назад) Рыбка спинку изогнула, (Приседают, крутя туловищем) Крошку хлебную взяла. (Показать руками хватательные упражнения) Рыбка хвостиком махнула, (Приседают, крутя туловищем) Очень быстро уплыла.
Игра с мячом «Назови ласково». Поиграем в мяч. Взрослый бросает вмяч и называть слова, ребенок ловит мяч и называть это слово ласково. Рыба-рыбка, трава - травка, улитка - улиточка, вода - водичка, песок -песочек, сом – сомик, ракушка - ракушечка, лист – листик.
Пальчиковая гимнастика. Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников.) Два ерша дружили с ним . (Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь.) Прилетали к ним три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладонями.) По четыре раза в сутки. И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.) Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Д/и: «Нади отличия»
Молодец!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо). Накачаем колеса насосом [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
Предложите ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать знакомый ему транспорт. Помогите ему если он затрудняется.
Д/и: «Загадки» (Взрослый читает, ребенок отгадывает, если ребенок затрудняется, взрослый подсказывает) Не поедет без бензина Ни автобус, ни ... (машина) Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И умчались в путь далек, Лишь оставили дымок. ( Это поезд)
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Винтокрылый ... (вертолет) В этом доме тишина, Много окон, дверь одна. Дом летит под небеса. За окошком вся страна. Дом отправился в полет. Значит это ... (самолет)
Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем. Носит обувь из резины и питается бензином (автобус) Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз. Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)
Пальчиковая гимнастика: «Транспорт» Раз, два, три, четыре, пять – Будем транспорт называть. Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. (Поочерёдно разжимаем пальчики, начиная с мизинца.) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. (Сжать пальчики в кулачок, начиная с большого.)
Д/и: «Один много» Автобус – автобусы – автобусов грузовик – грузовики – грузовиков.
Поезд – поезда – поездов. Машина – машины – машин.
Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов. Лодка – лодки – лодок.
Самолет – самолеты – самолетов.
Д/и:«Какой? Какая?» Взрослый называет слово, а дети должны назвать ее признаки. Примеры : Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, красная и т. д.;
Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;
Троллейбус
Корабль.
Самолет.
Поезд.
«Найди отличия»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Комар звенит [ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗззззззззззззз] (громко, тихо) Цыпленок пищит [ЦЦЦЦЦЦЦЦЦццццццццццц] (громко, тихо) Ветер свистит [ССССССССССсссссссссссссссс] (громко, тихо) «Лошадка» детей катает (цокаем язычком)
Поговорите с ребенком о признаках весны. Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди.
Пальчиковая игра «Весна» К нам весна лишь заглянула (потянуть руки вперед) В снег ладошку окунула (руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки то тыльной, то лицевой стороной) И расцвел там нежный (руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка) Маленький подснежник (пальцы раскрываются, словно подснежник)
Предложите отгадать загадки о весне: Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна. Значит, к нам пришла... (весна) Первым вылез из землицы На проталинке, Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник).
Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб) Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня! Издалека по песенке Узнаете меня! (Ручеек)
Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей)
Синяя сосулька плачет, Но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель Кап-кап-кап — звенит... (капель) Я раскрываю почки, Зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… (весна).
Д/и: «Назови ласково» Солнце-солнышко, лужа- лужица, дождь- дождик, луг – лужок, цветок - цветочек, земля - землишка, облако – облачко, роща- рощица, птица – птичка, вода – водичка, птенец – птенчик, дерево- деревце, жук – жучок, ветка- веточка, гнездо- гнездышко, капля – капелька, трава – травка, росток - росточек, лист – листик, ручей – ручеёк.
Д/и: «Хлопни в ладоши» Цель: развитие слухового внимания. Взрослый произносит слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши. Солнышко, листопад, тает, вьюга, журчит, холодно, набухают почки, прилетают птицы, подснежник, снегопад, дождь.
Игра «Один- много» Одно гнездо – много гнезд, одно перо – много перьев, одно дерево- много деревьев, один птенец - много птенцов, один детеныш - много детенышей, одна ветка- много веток, один лист- много листьев, один зверь – много зверей, одна почка- много почек, один цветок – много цветков.
Д/у: «Кто больше назовет действий?» Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы. Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит) - Что делает ручей весной? (бежит, течет, журчит, звенит) - Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет) - Что делают почки весной? (наливаются, набухают, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки) - Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, поют, щебечут, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов)
Д/и: «Нади отличия»
Молодец!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо) Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо) Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо) «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком) Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре, пять ( загибать пальчики на 1 руке, начиная с большого) Будем пальцы согревать ( загибать пальчики на 2 руке, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили ( изображать как лепят снежок) Круглый, крепкий, очень гладкий ( показать руками круг) И совсем– совсем не сладкий ( погрозить пальчиком.) Раз–подбросим, ( подбросить воображаемый снежок) Два– поймаем, ( поймать воображаемый снежок) Три– уроним ( уронить воображаемый снежок) И…сломаем ( хлопнуть в ладоши!)
Д/и: «Подбери признак» Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.
Ворона (какая?) – серая, черная, большая, громкая.
Голубь (какой?) – серый, маленький, бойкий.
Синица (какая?) – серая, маленькая, бойкая.
Снегирь (какой?) –маленький, бойкий, красногрудый.
Д/у: «У КОРМУШКИ». Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Взрослый предлагает рассмотреть иллюстрацию, и рассказать где находятся птицы по отношению к кормушке. Дети рассказывают о птицах и выделяют предлоги. Например: — Снегирь летит к кормушке (предлог к). — Синица улетела от кормушки (предлог от). — Сорока сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
Игра «Подскажи словечко» Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Взрослый читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово. Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три... На зимовку прилетели С красной грудкой... ( снегири ).
Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. ( Кормушка )
Хоть я не молоток - По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)
В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невелички Называются … (синички)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует - Коноплю ворует. (Воробей)
— Кар-кар-кар! — кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? ... (Ворона ).
Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный…. ( клест )
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это — ... ( птицы )
Д/и: «Нади отличия»
Упражнение "Скажи, когда много" на образование существительного множественного числа. синица - синицы
Голубь - голуби
Сорока - сороки
Воробей - воробьи
Ворона - вороны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения для развития речи детей»
C речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо". В консультации можно рассмотреть, с какими проблемами в э...
Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»
Презентация для родителей группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...
Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения для развития речи детей»
консультация для родителей...
Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Цель: Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями для развития речи детей раннего возраста. Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи. Задачи:- обогащать ...
Интерактивные презентации для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 5 - 6 лет по лексическим темам".
quot;Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 5 - 6 лет по лексическим темам"...
Интерактивные презентации для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 6 - 7 лет по лексическим темам".
quot;Дидактические игры и упражнения для развития речи детей 6 - 7 лет по лексическим темам"....