«Народные праздники в ДОУ»
учебно-методический материал (старшая группа)

Файласова Оксана Владимировна

Народные праздники - незаменимый материал по развитию нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народные праздники20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Народные праздники в ДОУ»

Актуальность данной темы:

Народные праздники – незаменимый материал по развитию нравственного, познавательного и эстетического развития детей.  

Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Цель : Создать условия для формирования у детей представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:  

Обучая детей народному творчеству, мною решались следующие задачи:

1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.

2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.

4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.

Система работы по организации народных праздников:

1. Организация предметно-развивающей среды

2. Перспективное планирование и реализация (Народные игры, Занятия с элементами драматизации, Народные праздники)

3.Работа с родителями

Организовала предметно – развивающую среду, которая  включает в себя театрализованный уголок.  Подобрала разные виды театров:

7 слайд: Театр на карандашах,

8 слайд: театр би-ба-бо,

9 слайд: настольный театр,

10слайд : куклы – марионетки,

11 слайд: магнитный театр,

12 лайд: пальчиковый театр

В работе  я использовала разнообразные виды и формы работы с детьми :

Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной культурой.

Подобрала картотеку: русских народных сказок по возрастам

русских народных  игр

Занятия с элементами драматизации

 колыбельных песен

потешек

загадок

пословиц и поговорк

знакомство с народным прикладным искусством, сшили русские народные костюмы.
Народные праздники

Разработала план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой.

В соответствии с планом составила сценарии праздников, развлечений.

В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» « У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Семейные посиделки», фольклорные развлечения «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «За околицей». и др. Активными участниками которых являются родители и дети.

В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки

Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.

Праздники и фольклорные развлечения

Народный праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

работа, проводимая с родителями.

Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников

Расширены представления о ценности народной культуры. Увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять без духовности современного мира.

Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...