Главные вкладки

    конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Маргарита Сергеевна Куртюкина

    В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл egoriy_veshniy_podg.gruppa.docx415.85 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

    КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

    КУРТЮКИНА  МАРГАРИТА  СЕРГЕЕВНА

    Старший  воспитатель

    МДОУ  №  60

    ПРОГРАММНОЕ   ЗАДАЧИ :

    1. Познакомить детей с русским праздником «Егорий- вешний»

         2.Совершенствовать речь детей.

    3.Закрепить умения детей лепить из соленого теста из целого куска туловище, голову, обрабатывать поверхность туловища овечки  пальцами , использовать подручный материал: спички.

    4.Создать у дошкольников радостное и эмоциональное настроение

    5.Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

    1. «Забавы вокруг печки»-  И.Морозова, И. Слепцова ; Москва, «Роман-газета»,1994

    1. «Народный календарь Подмосковья»- Б.М.Карпенкин; Москва,  «УЦ Перспектива», 1999

    1.  «Радоница»-П.Рожнова; Москва, «Дружба народов», 1997

    Занятие проводится в музее «Русская изба»

    Дети по русскую народную мелодию входят в избу, встают в середине избы около воспитателя.

    В: Ребята, когда вы были маленькие, мы с вами учили потешку:

    «Раным-рано поутру
    Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
    А коровки в лад ему
    Затянули: «Му-му-му!»
    Ты, Буренушка, ступай,
    В чисто поле погуляй,
    А вернешься вечерком,
    Нас напоишь молочком»

          В жизни русского крестьянина домашние животные играли огромную роль. Они  были помощниками, кормильцами, поильцами крестьянской семьи. Давайте вспомним с вами, кто жил на крестьянском подворье? Я буду вам загадывать загадки, а вы будете отгадывать  про какое животное загадка, найти картинку этого животного и выставить на доске.

    -  «С бородой, а не старик,

                                                    С рогами, а не бык,

                                                    Лыко дерет,

               А лапти не плетет.» ( козел)

    - «  Она не буренка, но все пока

                  Дает ежедневно кувшин молока.

                                 Ей дай только волю, семь дней не пройдет

                                Повсюду с деревьев кору обдерет»  ( коза)

    -  «Я умею чисто мыться,

    Не водой, а язычком.

                Мяу! Как  мне часто снится-

                            Блюдце с чистым молочком»   ( кот)

    - « Не говорит, не поет,

    А кто к хозяину идет

            Она знать дает»  ( собака)

     

    - « Хвост крючком,

                       Нос пятачком»  ( поросенок)

    В: Молодцы! Отгадали все загадки и  правильно нашли к ним картинки. Но домашние животные, которые играли  для крестьян наиболее важную роль,- это коровы, козы, овцы. На Руси был особенный день- первый после долгой, холодной зимы выгон скота в поле. Это всегда большой праздник для всей деревни. По всей русской земле он приурочивался к Егорьеву дню – 6 мая.

    В: Вспомните, пожалуйста, как по-другому на Руси называли Егория?

    Д: Георгий- Победоносец.

    В: Крестьяне верили, что Егорий, он же Георгий- Победоносец,- покровитель домашнего скота и хозяин лесных обитателей. Он невидимо для людей выезжал на своем коне и пас скот, охраняя от зверей, над которыми он властвовал.

    В: А вы хотите покататься на лошадке?

    Проводится игра- эстафета «Кто быстрее?»(Дети делятся на две команды. Каждый из команды по-очереди должен добежать на «лошадке» до дерева и вернуться назад.)

    В: А сейчас послушайте, что происходило 6 мая много лет назад:

         

    Чуть снег сойдет, в полях трава зазеленеет, начинают коров на пастбище гонять. Не всегда за ними пастухи присматривают, иногда коровушки и сами по лесу пасутся: места вокруг  села глухие, чужие люди редко захаживают. Коровушкам на шею, чтоб они не потерялись, колокольцы большие вешают, так  что их в лесу далеко слышно. А если в деревне пастух есть, он коровушек барабанкой или рожком созывает. Барабанка- это такая дощечка, ее пастух на шею вешает; а как нужно ему коровушек вместе собрать, он по барабанке начнет палочками постукивать, да так звонко- по всему лесу аукнется. Коровушки как услышат барабанку, так все к пастуху и сходятся, домой спешат.

         

     Первый раз на зеленую травку коровушек на Егорьев день выгоняют. В этот день мама с тятей встают пораньше да скотинки специальный большой пирог стряпают- с запеченным в него целым яичком. Как только светать начнет, папа топор и веточку вербы задвинет за пояс, а в руки икону с Егорием Храбрым возьмет да решето с пирогом в хлев к скотинке вместе с мамой пойдет- пирожком ее угощать: каждой коровушке и овечку по кусочку, а что останется- нищей братии раздадут. Вербочкой скотинку похлещут, выгонят ее за ворота, а патом вербную вицию в речку бросят, чтобы все болезни прочь уплыли.

          Про Егория Храброго , победителя змия, богатыря святорусского много разных историй сказывают. Говорят, он над зверьем владыка и может с ним по- людски беседовать: что прикажет он дикому зверю, то тот и делает.

           Без дозволения Егория волк да медведь ни одну коровушку, ни одну овечку не тронут  Поэтому и почитается Егорьев день как великий праздник. Три дня кряду его всей деревней празднуют: первый день все семейные дома соберутся, на второй- родню в гости зазовут, а на третий уж пойдут по соседям пировать .Малые ребятки тоже не отстают: ходят по избам «Егория окликать»:

    - Мы вокруг поля ходили,

                                                   Егория окликали.

                                                   Батюшка Егорий,

                                                   Спаси нашу скотинку

                                                   И в поле и за полем,

                                                  И в лесу, и за лесом,

         Под светлым под месяцем,

        Под красным солнышком!

                                                   Волку и медведю-

                                                   Пень да колода!

                                                   Ворону, вороне-

                                                  Камешек деревянный!

          Батюшке Егорию на свечку,

        А нам, молодцам, по яичку!

    C:\Users\acer\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-03 (мар)\сканирование0003.jpg

    C:\Users\acer\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-03 (мар)\сканирование0004.jpg

    В: А сейчас давайте вылепим с вами из соленого теста стадо овечек  с пастухом. Но сначала  разомнем пальчики и сделаем пальчиковую игру:

     ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА  «ОВЕЧКИ»

    Ох и много колечек у наших овечек 

    Возле речки гуляют овечки,
    А у овечек вся шёрстка в колечках.

    Раз колечко!

    Соединяем в «колечко» большой и указательный пальчики левой ручки. Пальчики соприкасаются кончиками.

    Два колечко!

    То же самое делаем большим и средним пальчиками левой ручки.

    Три колечко!

    То же самое — большим и безымянным пальчиками левой ручки.

    Четыре колечко!

    То же самое — большим пальчиком и мизинчиком левой ручки.

    И ещё!

    Раз колечко!
    Два колечко!
    Три колечко!
    Четыре колечко!

    Повторяем всё то же самое правой ручкой.

    Все не сосчитать!

    http://worldofchildren.ru/images/stories/010.jpg

    В:  Вы лепите туловище, голову, а вместо ног вставляем спички. Готовые фигурки овечек мы высушим на кухне, в духовке. А затем мы сделаем с вами композицию и покажем родителям.

    (Дети лепят овечек под р.н.музыку и выставляют их на поднос.)

    В: Молодцы, хорошие овечки у вас получились. Вы немного устали. Давайте сыграем в   подвижную игру

    ПОДВИЖНАЯ      ИГРА  « СТАДО»

    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

     

    Пастушок, пастушок,

                                                   Заиграй во рожок!

                                                   Травка мягкая,

                                                   Роса сладкая,

    Гони стадо в поле, Погулять на воле!

     

    Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

     

    Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

    В: Ребята, вы сегодня молодцы-  со всем справились. Давайте вспомним:

    С каким народным праздником вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали?

    ( Под русскую народную мелодию дети уходят из избы в группу.)

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия:"Путешествие в страну Рисовандию" по изо в подготовительной группе

    Конспект итогового занятия по изо, в подготовительной группе с применением нетрадиционных способов рисования.Дети рисуют автопортрет....

    Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

    Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

    Конспект занятия по формированию математических представлений у дошкольников в подготовительной группе для детей с ОНР

    Конспект занятияпо формированию математических представлений у дошкольниковв подготовительной группе для детей с ОНР Пашкова Ирина Ивановна МДОУ ЦРР д\с №12 ст. Каневской Программные з...

    Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

    Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

    Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы

    Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...

    Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством  "Нежно-голубое чудо"...

    Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

    Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....