Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

      Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема, задачи

Методы, технологии /источник

Чтение и анализ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой. Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам. Устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

- Узнай героя по описанию.

- Чтение сказки

- Анализ сказки по таблице.

- Шкатулка мудрости

- Решение проблем с помощью ТПФ

- Деление слов на слоги

- Игра («Скажи весело, грустно, обиженно…)

Конспектhttp://itd1.mycdn.me/image?id=816110948732&t=20&plc=WEB&tkn=*t-x8PVzt_aI79HTeb2wTlb3_G0s

Чтение русской народной сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый»

старшая группа №5

      Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

Оборудование: презентация с иллюстрациями: воробей, мышка, блин, лиса, текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Этапы проведения.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приёмы.

1.

Вводная часть

3 мин

Дети стоят полукругом на ковре

- Ребята, скажите, а кто бывает летающий, с крыльями, с пёрышками, с клювом?

- Правильно, крылатые могут быть птицы.

-А кто бывает мохнатые?

- Правильно, звери.

Я загадала объект, а вы должны угадать его с помощью игры «Да нетка».

- Правильно это блин

- крылатые могут быть птицы

(на экране изображение воробья)

-мохнатые бывают звери

(на экране изображение мышки)

- это находится в центре?

- это находится слева?

- справа?

- справа – по центру?

- это блин?

(на экране изображение - блин)

Организационный момент

Игра «Да нетка»

2.

Основная часть

20 мин

Садитесь все на коврик.

на доске иллюстрации: воробей. блин, мышка,

-Ребята, посмотрите на эти картинки, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки, которую мы с вами читали.

- Как она называется?

Предлагаю вам вспомнить сказку

Задаются вопросы:

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

  1. Кто?

Какая проблема возникла у этого героя?

Что хотел?

Что для этого делал?

Что из этого вышло? (результат)

Какие свойства характера есть у героя?

Физкультминутка – разделите слова на слоги с помощью – хлопков, шагов, прыжков.

- Конечно у наших героев были проблемы, но ведь мы можем помочь их решить с помощью волшебников

Каких волшебников просим о помощи?

Поиграем в театр – часть детей будет актёрами, а остальные зрителями.

Вспомните песенку Блина, когда он пошёл в лес дрова рубить.

Скажите -  весело, сердито, грустно, обиженно…

 Предлагаю поделиться своей мудростью с героями сказки?

Какой совет дадим героям сказки?

У нас есть волшебная шкатулка мудрости, в которую мы можем положить вот это сердечко со своими пожеланиями

 

- «Крылатый, мохнатый да масляный».

- воробей;

- у него был тяжёлый труд;

- хотел труд полегче, хотел поменяться работой

- «рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать»

- «Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт»

- умный, решительный, справедливый, трудолюбивый.

- мышка

- тяжёлый труд

- тоже хотел труд полегче

- хотел поменяться трудом с Блином;

- Щи получились не жирные и не вкусные. Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

- глупая, трудолюбивая, неловкая…

- блин

- тяжёлый труд

- тоже хотел труд полегче

- хотел поменяться трудом с Воробьём

-  пошёл на охоту,

- блин чуть не съела лиса,

- добрый, смелый, глупый…

- дети выполняют движения

Волшебники «Наоборот» - заменить действия или свойства объекта на противоположные. (цвет, размер, части, место, действие, форма)

 «Увеличение – уменьшение»

(предположения детей)

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет»

- дети поочерёдно проговаривают песенку Блина в разных интонациях

Анализ сказки по таблице

Деление слов на слоги

Решение проблем с помощью ТПФ

Театрализованная игра («Скажи весело, грустно, обиженно…)

Шкатулка мудрости

3. Заключительная часть

2 мин

- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

- Чему научила вас эта сказка?

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила

-Вы молодцы ребята, хорошо сегодня  поиграли, мне очень понравилось.

- «Крылатый, мохнатый да масляный»

-ответы детей

- сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому

Подведение итогов

Похвала

  1. Кто?

Какая проблема у героя?

Что хотел?

Что делал? images (1)

Что получилось?

Что из этого вышло?

 РЕЗУЛЬТАТ

smile-emoticon_21102868

Какие свойства характера есть у героев? 

Копилка мудрости

Воробей

Думал, что у него тяжелый труд

Хотел труд полегче, хотел поменяться работой

«Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать»

«Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт»

Трудолюбивый, умный, честный, справедливый…

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет».

Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому.

Мышонок

Думал, что справится с работой Блина

Тяжёлый труд

Тоже хотел труд полегче хотел поменяться трудом с Блином;

- Щи получились не жирные и не вкусные. «Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт».

Глупая, трудолюбивая, неловкая,

Блин

Решил помочь воробью, но его чуть не съела лиса.

Хотел просто помочь друзьям

Пошёл в лес один, не подумал, что попадёт в беду.

Лиса откусила кусочек Блина, чуть не поплатился жизнью

добрый, смелый, глупый, не осторожный

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

-  А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!

- Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поёшь? Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://cdn.st100sp.com/pictures/026319849

https://img2.labirint.ru/books/465358/scrn_big_1.jpg

http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/991084/main_6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность". Конспект игры - драматизации по русской народной сказке "Крылатый, мохнатый да масляный" в подготовительной к школе группе. Автор: Журавлева Л.А., воспитатель МДОУ детский сад №3 "Белочка" г. Воскресенска Московской обл.

Программное содержание: 1. Развивать музыкальные способности детей, театрализованное творчество. 2. Создать доброжелательную, теплую атмосферу раскрепощения внутренних сил каждого участника игры - дра...

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа.

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа....

Конспект ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе.

Цель:  Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.Развивать...

Занятие по развитию речи на тему: "Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе через русскую народную сказку "Крылатый, мохнатый да масленый"

В статье описываются методы и приёмы по приобщению к художественной литературе на примере сказки...

Занятие по развитию речи на тему: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Занятие по развитию речи на тему:Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...