Семейные эксперименты
проект (старшая группа)

Ватуля Наталья Николаевна

 использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Детско – родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности

«Увлектельные эксперименты для всей семьи

Актуальность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников.

А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают? Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Увлекательные эксперименты для всей семьи». Таким образом, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети и родители (законные представители) старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях.

Задачи проекта:

Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях;

Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;

Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Гипотеза: Проведенная работа по проекту «Увлекательные эксперименты для всей семьи» позволит расширить и обобщить представление о развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях».

Использование инновационных технологий:

Инновационные технологии;

Технология проектной деятельность;

Технология исследовательской деятельности;

ИКТ – технологии;

Личностно – ориентированные технологии;

Игровая технология;

Технология ТРИЗ.

Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

Совместная деятельность с семьей;

Самостоятельная деятельность детей;

Наблюдения в природе;

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

Беседы по теме эксперимента;

Целевая прогулка.

Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки, беседы, анкетирование, фото - выставки.  

Предполагаемый результат:

Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;

Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Создание родителями лаборатории в домашних условиях;

Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Изучение методической литературы и интерет – ресурсов для реализации проекта.

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Разработка перспективного плана по взаимодействию с родителями (законными представителями).

Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

Основной этап:

Анкетирование: «Эксперименты дома. Миф или реальность?».

Реализация перспективного планирования.

Консультирование родителей (законных представителей) «Экспериментируйте с ребенком дома».

Мастер - класс «Экспериментальные выходные».

Заключительный:

Анализ результатов проекта.

Презентация фото - отчет по проекту «Увлекательные эксперименты для всей семьи».

Перспективный план

взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:

Анкетирование родителей «Эксперименты дома. Миф или реальность?» (выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей).

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Беседа: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.  

Информационный стенд для родителей - памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Как организовать детскую мини-лабораторию в домашних условиях».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Консультация: «Игра или экспериментирование».

 Цель: рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

  Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Картотека опытов в помощь родителям «Занимательные опыты и эксперименты для всей семьи».

Буклет «Детское экспериментирование».

Реализация проекта

С родителями было проведено анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?», в котором приняло участие 25 родителей, результаты опроса представлены в диаграмме.

Анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?» помогло выявить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. Результаты показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 8 из 25 родителей, к тому же, делают это довольно редко, 5 родителей из 25 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка.

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому была проведена акция «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты.

В помощь родителям была создана картотека опытов «Занимательные опыты и эксперименты», которая помогло увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях.

Результатом работы над проектом стало создание фото - отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителей. А главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу, так как каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384);

Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.  

       

Приложение 1

Результат опроса родителей:

Приложение 2

Цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома»

Консультация № 1.

«Детское экспериментирование в домашних условиях»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор, и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке?

Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будешь знать, скоро состаришься». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро: в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию:

1. Организуется исследовательская деятельность детей.

2. Создаются специальные проблемные ситуации.

3. Проводятся занятия.

4. В уголке экспериментирования имеются материалы для экспериментов: бумага разного цвета и качества, ткань, различные виды поверхностей, круп и т. д. Здесь можно найти специальные приборы (микроскопы, лупы и т. д., неструктурированные материалы (песок, вода, камешки).

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д.

Кухня - это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краски? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование - это игра, которая является ведущей деятельностью дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вверх, ступень за ступенью познавать окружающий мир. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).

5. Ответьте доступными для ребёнка словами на его «почему».

Помните!

При проведении эксперимента главное - безопасность вас и вашего ребёнка.

Консультация № 2.

«Экспериментируем дома»

Ребенок - дошкольник проявляет большой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка? Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

И это очень легко сделать в домашних условиях. Оборудование и материалы для этого понадобятся самые простые, они есть в любом доме.

Вот некоторые эксперименты, которые можно провести дома с ребенком:

Не просто капля

Что необходимо приготовить:

• лист бумаги;

• карандаш или ручку.

Проведение опыта:

Напишите на бумаге имя ребенка с маленькой буквы или нарисуйте каких-нибудь человечков. Положите сверху прозрачную линейку. На линейку над первой буквой или над одним из человечков нанесите капельку воды так, чтобы она не растеклась.

Что произошло?

Буква из маленькой сразу превратится в большую – заглавную, а один из человечков вдруг вырастет и станет намного больше и «жирнее» других. Подвигайте линейку, чтобы капля оказалась над другими буквами. Посмотрите, как они тоже будут увеличиваться.

Волшебная палочка

Что необходимо приготовить:

Палочку из оргстекла, например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расческу – это будет ваша волшебная палочка. Обязательно сухую тряпочку из шелка или шерсти, например, шерстяной свитер.

Проведение опыта:

Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку о приготовленную тряпочку или расчешите сухие волосы ребенка. Приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь ее.

Что произошло?

Струя воды изогнется дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что произойдет.

Стакан смеха или бесконечные пальцы

Что необходимо приготовить:

Стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.

Проведение опыта:

Предложите ребенку взять стакан в руку и поднести его к глазам. Попросите посмотреть сквозь него на пальцы другой руки.

Что произошло?

В стакане он увидит очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Предложите ребенку повернуть руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек. Попросите отвести стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как будто ребенок передвинул руку. Посмотрите друг на друга через стакан – и не надо ходить в комнату смеха.

Интересных вам экспериментов!

Консультация № 3.

«Экспериментируем на кухне!»

Где ваша семья проводит больше всего времени? Конечно, на кухне! Это место притягивает всех членов семьи, сюда приходят утром, днем, вечером и даже ночью. На кухне творятся чудеса! А почему бы эту самую кухню не превратить в лабораторию по проведению экспериментов? Интересно, весело, вкусно и полезно!

Предлагаем вашему вниманию несколько вкусных и интересных опытов, которые вы можете провести с ребенком на кухне.

Самодельные леденцы

Насыпьте сто граммов сахара в кастрюльку из нержавеющей стали. Поставьте кастрюльку на газ и нагревайте, пока сахар не растает и не пожелтеет, постоянно помешивая. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, выливайте содержимое небольшими каплями на тарелочку, предварительно смазав её подсолнечным маслом. Через пару минут капли застынут и превратятся в настоящие леденцы.

Домашний творог

Подогрейте в кастрюльке двести миллилитров молока. Затем выдавите в нее немного лимонного сока. Обратите внимание ребенка на то, что молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него образовалась сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. Творог готов! Его можно полить сладким сиропом и подать ребенку на ужин!

Полезные микробы

Покажите ребенку пакетик дрожжей и расскажите, что они состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). В сухих дрожжах микробы находятся в состоянии сна. Попробуйте совместно с ребенком оживить дремлющих микробов. Налейте в чашку три столовых ложки теплой воды, затем добавьте три чайных ложки дрожжей и одну чайную ложку сахара, перемешайте. Полученную смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Понаблюдайте за тем, что происходит. Объясните ребенку, что в теплой воде дрожжи оживают и начинают есть сахар, выделяя при этом углекислый газ. Он - то и надувает шарик.

Тонет - не тонет

Возьмите два одинаковых апельсина. Один очистите от кожуры. Теперь положите апельсин с кожурой в воду. Он будет плавать. Попробуйте утопить его. Ничего не получится. Теперь опустите в воду очищенный апельсин. Удивлены? Он утонул. Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды».

Экспериментируйте с детьми - это очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"семейные эксперименты"

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста....

Обобщение опыта в рамках эксперимента: системная работа детско-родительского театра в ДОУ как инструмент эволюции в едином развитии общества через семейное и педагогическое сотрудничество

В статье представлен анализ эффективности и качество образования в форме дополнительного к общему дошкольному образованию - работе детско-родительского театра в детском саду на материале объединения м...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Занимательное дело для семейного досуга с детьми младшего возраста «Идеи для научных экспериментов со льдом»

Занимательное дело для семейного досуга с детьми младшего возраста«Идеи для научных экспериментов со льдом»...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...